Катастрофа самолета Ан-2 СССР-02185
Обломки самолета Ан-2 борт 02185, потерпевшего катастрофу у кишлака Шамурат 14 января 1966 г.
Фото из архива Е.З. Буцкого
В тот день 14 января 1966 г. экипаж самолета Ан-2 борт СССР-02185 из 163-го объединенного авиаотряда Узбекского управления Гражданской авиации СССР выполнял регулярный рейс №329-330 по маршруту Самарканд – совхоз «Коммунизм» – совхоз «Кзылча» – поселок Нурата и обратно. Это была уже вторая его «ходка» за день.
В 12:14 лайнер местных авиалиний вылетел со своего базового аэропорта Самарканд и в 12:55 произвел посадку на гражданском аэродроме поселка Коммунизм, в 13:08 он был Кзылче, а в 13:29 – в Нурате.
Там экипаж получил указание диспетчера аэропорта Самарканд возвращаться не тем же маршрутом, а через поселок Канимех. Командир воздушного судна этим был крайне недоволен – обходной путь был длиннее, а у него жена находилась в больнице, а дети были одни дома. Взлетев в 13:48 из Нураты, он связался с Самаркандом и начал выяснять, почему его «погнали крюком». Ему сообщили, что на трассе появились низкие облака.
В 14:17 борт сел на площадке совхоза «Коммунизм», высадил четверых пассажиров и взял пятерых новых. Все девять пассажиров на борту Ан-2 борту летели до Самарканда и командир в 14:20 поспешил на взлет, не озаботившись получить прогноз погоды на обходной трассе.
До Нураты погода была хорошая. Самолет летел на высоте 1500 м, значительно выше верхних точек рельефа. В 14:48 экипаж доложил, что прошел Нурату и ожидает дойти до Канимеха в 15:03. Но на связь борт СССР-02185 больше не вышел.
Обломки самолета были найдены на склоне горы на абсолютной высоте 930 м в 3,4 км от кишлака Шамурат. Фюзеляж был разрушен по 18-й шпангоут, двигатель и основные опоры шасси были буквально смешаны с его обломками, консоли крыльев развернуло вдоль оставшейся сравнительно неповрежденной хвостовой части самолета. Из двух членов экипажа и девяти пассажиров не выжил никто.
Расследование показало, что погода на подходе к Канимеху резко ухудшилась. Командир воздушного судна этого не ожидал, потому что на месте вылета прогноз не прослушал. Видимо он считал, что перед ним холодный фронт, который он успеет «проскочить» до того, как самолет достигнет горного хребта Каратау, верхняя точка которого находится на высоте 1100 м над уровнем моря, хотя по инструкции он должен был вернуться – погода была ниже метеоминимума, при котором экипаж имел право продолжать полет по маршруту.
Войдя во фронт, Ан-2 попал в сильнейший ливень, перемежавшийся со снегом. Поскольку местность там была сильнопересеченная, а фронт был холодным, экипаж не смог противостоять нисходящим воздушным потокам и потерял более 500 метров высоты. К тому же началось обледенение. Поскольку видимость также быстро ухудшилась, не факт, что летчик хотя бы увидел в последний момент гору, в которую врезался…
В материалах расследования катастрофы сказано:
«Установлено: руководство полетом со стороны службы движения а/п Самарканд было неудовлетворительным. РП направил самолет по обходной трассе, не зная фактической погоды на ней, ограничившись устной неудовлетворительной консультацией со ст. синоптиком, которая лишь сказала ему по телефону, что погода на обходной трассе «лучше», чем на основной. Составления прогноза погоды по обходной трассе РП не потребовал, хотя знал, что к району обходной трассы приближается холодный фронт. Руководя полетом всего одного самолета, он не обеспечил контроль за работой своей смены и не интересовался у экипажа, в каких условиях следует самолет.
Диспетчер КДП-РРА не выяснил состояние метеообеспечения полета и даже, получив штормовое предупреждение из Нураты о закрытии гор, не информировал РП, а борт об условиях полета не запрашивал.
Диспетчер АДП, передав распоряжение РП о направлении самолета по обходной трассе, не потребовал от АМСГ составления прогноза погоды, считая, что это сделал РП. Получив штормовое оповещение из Нураты, он также не поинтересовался состоянием метеообеспечения полета и возможностью его продолжения.
Синоптик АМСГ не составила прогноза погоды по обходному маршруту, совершенно не проявила инициативу в разрешении всех вопросов, связанных с метеообеспечением данного полета, ограничившись только ответом РП, что погода «лучше», по существу, дезинформировав РП. Она даже не сказала ему, что горы в районе Нураты закрыты – получив в 14:37 штормовое предупреждение, с РП не связалась.
Эти факты свидетельствуют о преступно-халатном отношении вышеназванных лиц к выполнению своих прямых должностных обязанностей.
Обращает на себя внимание факт, что экипаж не выдерживал установленное время стоянки в аэропортах, самовольно их сокращая».
Подробности катастрофы и цитата приведены по данным сайта AirDisaster.ru, а основные факты и это фото сохранил в свое время Е.З. Буцкий. Будучи пилотом «Аэрофлота», он участвовал в расследовании ряда тяжелых летных происшествий, собирал и систематизировал материалы по аварийности и безопасности полетов воздушны судов гражданской авиации. На основании их анализа этих материалов Евгений Захарович написал ряд книг и статей, посвященных этой теме, одна из которых публиковалась в том числе и в журнале «Наука и Техника», и на сайте журнала «Наука и Техника»
Автор: Сергей Мороз
Авиация и Техника
9.9K постов17.7K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу