Как "заработать" на металлопрокате. "Работа" экспедитора.
Здесь я хочу отдельно рассказать вам о людях, работающих экспедиторами в сфере продаж металлопроката. Найти клиента и продать ему металлопрокат -это лишь 40% дела, остальные 60% выполняют именно эти люди. Еще одна отличительная черта всех компаний посредников в этой сфере - они настаивают на доставке своим автотранспортом. Если люди начинают отказываться, то часто эту услугу делают бесплатной. Казалось бы, что в этом такого, но делают они это не из лучших побуждений. Дело в том что как я упомянул ранее посредники закупают металлопрокат у прямых поставщиком и далее просто отправляют клиенту. А если клиент захочет сам приехать к складу, то тут может появиться очень много вопросов хотя бы почему на вывеске склада другое название. Именно поэтому после того как поступила заявка экспедитор определяет какая машина подойдет для доставки груза, созванивается с водителем и договаривается встретиться на складе в определенное время. Как правило, базы начинают работать с 8 утра, но прибыв в 7 утра вы уже будите как минимум 10 в очереди. Так что водители обычно приезжают к 6 утра. Есть экспедиторы, которые знают нужных людей на этих базах, так что у них иногда бывает возможность пролезть вне очереди. На базах несколько участков с разным товаром, так что если у вас много позиций, то вы можете целый день провести там. Бывало такое что человеку удавалось полностью загрузится только на 2-ой день. Как правило клиента заранее предупреждают что может быть задержка, чаще всего говорят что сейчас большая очередь на погрузку и у вас на складе только 2 кран-балки, которые осуществляют погрузку. После того как товар загружен его доставляют покупателю уже от лица своей фирмы. Рассмотрим разные ситуации опять же из моих личных наблюдений. Приезжает арматура, принимающий человек на объекте решил лично пересчитать количество прутов. Он ходит и отмечает их маркером, в это время за ним ходит экспедитор и незаметно стирает отметки. В итоге у человека в голове полная каша и он просто забивает. Экспедитору дают сумму денег, для того, чтобы он договорился с тем кто будет принимать товар. По приезде на объект экспедитор говорит что в машине груза чуть меньше чем должно быть и предлагает взять договориться по компенсации. Под компенсацией конечно имеется в виду откат. Обычно если экспедитору дают 30 000 рублей для отката, он договаривается за 20 000 и 10 000 оставляет себе, конечно тайком от фирмы. А человек, который берет откат в 20 000р закрывает глаза на отсутствие товара на сумму 100 000-150 000р. Эти цифры я беру из реальных случаев, я сам не представляю как человек потом объясняет отсутствие такого количества металлопроката. Был в фирме самый матерый экспедитор, он в месяц зарабатывал столько что многим начальникам и не снилось. Он договорился со многими прорабами об откатах. Возил металлопрокат даже в другие города. Недогрузы были просто колоссальными, если фирме нужно было 60 тонн арматуры, то приезжало менее 40 тонн. Как я слышал рабочие просто делали клетку шире, тем самым уменьшая расходы арматуры. Вот и думайте теперь почему сейчас так строят некачественно. И за то время что я там работал было очень большое количество подобных примеров, многие я уже забыл. Самым ярким в моей памяти была стройка домов в черте города, компания застройщик была клиентов той девочки о которой я писал вначале. А отгрузками занимался как раз этот экспедитор, так как таких клиентов доверяли только ему. Он наладил контакт с главным прорабом, в итоге поставки арматуры шли все по той же схеме. Треть товара просто не доезжала до стройки, все получали свои деньги с этих манипуляций. Но в итоге дом начал разваливаться еще до завершения строительства.
Насколько мне известно этим случаем заинтересовались соответствующие органы, правда последствия мне неизвестны, я в это время уже работал в другом филиале нашей компании, точнее говоря руководил им. Однако именно из-за таких случаев мне стало неинтересно продолжать работать в этой компании, я стал чувствовать что мы не создаем, а разрушаем. К слову хочу сказать что сам я всегда знал меру и никогда не доходил до таких крайностей, конечно можно было зарабатывать большие деньги, но я предпочитал работать умеренно. Рассмотрим случай когда клиент хочет сам приехать за своим товаром (на своем транспорте). В этом случае менеджер предупреждает клиента что его будет грузить наш экспедитор. Они договариваются о времени когда клиент хочет приехать и сообщает экспедитору. Также в таком случае выбирается наименее приметная база, бывают такие на которых даже нету баннера с названием. Экспедитор встречает клиента в назначенное время, после этого самое интересное. Он говорит клиенту что по технике безопасности ему нельзя выходить из машины и если он из нее выйдет, то ему выпишут 5000р штраф. После этого человек спокойно сидит в машине и ждет пока его загрузят, собственно далее экспедитор делает все стандартно, как и с другими клиентами. Для большей убедительности экспедитор может взять с собой каску и сказать что без каски выходить из машины категорически запрещено, вот такие бывают интересные махинации. Причем все это достаточно обыденная практика, ничего выдающегося. Так что в фирмах посредниках экспедиторы получают очень хорошие деньги при условии, что у них есть навыки убеждения и достаточно наглости, так как тут без этого никуда. Есть конечно "простенькие" экспедиторы, как правило - это либо новички, либо люди которых устраивает работать за оклад. Их отправляют на самые простые отгрузки, от них требуется лишь убедиться в том что на базе им загрузят все точно по накладной. Как правило, получают они не более 35 000р/месяц. В то время как "нормальный" экспедитор может спокойно зарабатывать по 100 000р/месяц и более. Тут, конечно, есть еще один фактор, это менеджеры за которыми они закреплены. Как правило, менеджеры и экспедиторы работают тандемом, это означает что после того, как менеджер продал металлопрокат на отгрузку поедет тот экспедитор с которым он работает. Грамотные экспедиторы закреплены в основном только за продающими менеджерами, так как им просто нет смысла тратить время на небольшие отгрузки новичков, которые еще толком ничего не продают.
Интересный факт! Условия работы для грамотных экспедиторов: оклад в основном 30 000 - 35 000р, но помимо этого они еще получают по 1000р с каждой недогруженной тонны металлопроката! Бывает, конечно, большая ставка с тонны, но на моей памяти в нескольких фирмах фигурировала именно эта цифра. Именно поэтому экспедиторы и менеджеры работают в связке, так как их доход взаимозависимый. Экспедитор получает фиксированную ставку с каждой тонны, если он работает с продающим менеджером, то в сезон он может недогружать от 5 до 20 тонн металлопроката в день! Вот и считайте, а сезон в этой сфере начинается ровно в тот момент когда на стройки возвращаются рабочие, делают дороги, строят мосты, дома, промышленные здания и прочее. Если экспедитор получает 1000р с тонны недогруза, то менеджер получает % с чистой дельты. (дельта-проще говоря прибыль) Не стоит забывать такой момент что не всегда арматуру продают в минус.