Как прийти к успеху или про социальные лифты

Если вы действительно хотите прийти к успеху (обеспечить его своим детям) – или, как говорят экономисты, «повысить свой социально-экономический статус», то лучшее, что вы можете сделать – поступить в престижный институт.

Любой ценой.

При этом, в выборе учебного заведения, важен только высокий уровень ВУЗа. И не надо бояться, что в нем вам будет трудно.

Учеба тут дело десятое.

Ваша цель – подружиться с богатыми сокурсниками. Не «умными», не «красивыми», не «звездными». А именно с «богатыми». И все. Дальше такая дружба повезет вас по жизни, как эскалатор, едущий вверх.

К такому выводу пришли экономист Радж Четти (Гарвардский университет) и его соавторы в исследовании Social capital I: measurement and associations with economic mobility, и Social capital II: determinants of economic connectedness, опубликованном в Nature 1 августа 2022г.

Ключевой вывод этого исследования очень прост.

Ни академическая успеваемость, ни проживание в хорошем районе, ни гражданская активность (волонтерство и все такое) не помогут вам «перейти в более высокую группу в распределении доходов». И высокий статус семьи сам по себе еще не поможет вам подняться на следующую ступень социальной лестницы.

Только дружба.

Чтобы прийти к такому выводу, Четти и его соавторы проанализировали более 20 миллиардов «дружеских пар». Для этого они изучили данные более чем 70 млн пользователей соцсетей, проживающих в США, в возрасте от 25 до 44 лет, имеющих хотя бы 100 друзей,– это около 80% всего населения страны в данной возрастной группе.

Исследователи рассчитали социально-экономический статус для каждого участника выборки, и сопоставили с аналогичными статусами его друзей. Понятно, что «бедные дружат с бедными, богатые – с богатыми». Среди друзей 10% самых богатых треть принадлежит к тому же социальному слою, что и они сами, а еще пятая часть – лишь немного уступает им по доходам. Шанс для бедного попасть в приятели к богатому составляет 1,6%.

Что произойдет, если у бедного появятся обеспеченные друзья?

Он почти автоматом окажется в более высокой доходной группе. Причем подъем будет быстрым. Если коротко – в окружении обеспеченных друзей вам с большей вероятностью предложат лучшую работу – для начала. А там одно начнет цепляться за другое…

При чем здесь «университет», в который надо поступить любой ценой?

При том, что «университет» - это единственное место, где «богатые» готовы пускать их в свой круг, при соблюдении ряда условий, отвечает Радж Четти.

Все остальные ключевые точки, как то: средняя школа, место работы, места досуга, церковь, места жительства (соседи) - не работают.

Может быть, богатые не хотят дружить с бедными, потому что подсознательно боятся возможной конкуренции с «голодными и дерзкими»? Нет, «этот лифт вниз не едет».  Радж Четти доказывает, что от дружбы «богатые» ничего не теряют. Социального и финансового капитала «наверху» накоплено столько, что богатые могут делиться им без ущерба для себя – было бы желание. Но желание это возникает у богатых далеко не всегда.

Почему важно исследование Четти?

Оно ставит под вопрос большинство социальных программ, направленных на «преодоление неравенства». Вы можете сколько угодно тратиться на парты и учебники для детей из гетто, но это не поможет им прийти к успеху. И переезд «в хороший район» не поможет. И зубрежка учебников, если она не приведет вас в аудиторию престижного ВУЗа, - тоже.

И даже если вам удастся написать бестселлер, выиграть в лотерею, победить в шоу талантов – богатые все равно не будут вас считать за человека. Для них вы останетесь лицом другого сорта. Хотя бы и талантливым. Хотя бы и с деньгами.

И это - общемировая тенденция.

Других,  статистически значимых, шансов нет.

Офисные будни

5.5K постов16.5K подписчик

Правила сообщества

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.