Как получить права в Польше?

Всем привет! Сегодня на волне постов о водительских правах решил что пора и мне попробовать написать что-то для читателей Пикабу, мой первый пост так что не судите строго.


На данный момент живём с женой и учимся в Варшаве. Недавно стал вопрос о том что пора сделать права т.к. автобусы в Варшаве ходят хорошо, но всё-таки в автомобиле удобнее, веселее и можем себе позволить. Потратив неделю на то чтобы разобраться со всей системой получения водительских прав в Польше и пройдя через неё сегодня расскажу всем вам как это сделать быстрее всего, так чтобы не приходилось по сто раз доносить бумаги и ставить подписи.


С чего начать?

Всё начинается с финансов. В среднем в Польше (в Варшаве, как в регионах я не в курсе) вся процедура получения водительских прав обходится около $600 на человека (2200 Злотых). В неё входит оформление водительского профиля, медосмотр, теоретическая часть, практическая часть,два внутренних экзамена и два городских экзамена. Понятное дело что если на двоих, то из семейного бюджета уходит уже $1200.


1. Медосмотр

Медосмотр в Польше это скорее бюрократическая формальность чем какой-то ключевой фактор получения водительских прав. Во всей стране действует закон по которому стоимость медосмотра на права - 200 Злотых и пройти его можно только у лицензированных врачей. В Варшаве есть несколько отдельных мест куда можно записаться к специалисту но очень часто автошколы приглашают несколько раз в неделю к себе врача который прямо на месте в кабинете поговорит с Вами, заполнит бумаги и отправит дальше. Мы пошли по второму пути, выбрали удобную для нас автошколу и записались прямо в ней ещё до начала курса. Меня попросили постоять на одной ноге, уточнили не болен ли я диабетом, эпилепсией или какими-либо психическими расстройствами. Затем доктор глянул на мои очки и решил проверить зрение. В итоге единственной отметкой в моём результате был пункт "вождение в очках". С женой было всё также как и со мной, разве что спросил не беременна ли она уточнив что это для его личного интереса, в 19 лет в браке быстро привыкаешь к таким вопросам. Хорошо, результаты проверки есть, что дальше? Дальше начинается бюрократический ад. В Польше с бюрократией такого рода всё очень плохо, плохо потому что система работает круто, удобно но очень медленно. (Если этот пост зайдёт то напишу о том как мы в Польше женились, там как раз о местной бюрократии).


2. Районное Управление или Urząd Rejonowy.

Теперь мы с Вами переносимся в районное управление, аналог нашего ЖЕКа но глобально более продвинутый. В нём можно прописку оформить, права получить, автомобиль зарегистрировать и сразу на месте бляхи получить. В нём происходит вся бюрократия с которой Вам надо будет столкнуться на пути получения водительских прав.

Важно! Для того чтобы получить права Вам надо иметь Польскую прописку, подойдёт как и временная "meldunek czasowy" по студенческой визе или временному виду на жительство так и "meldunek stały" если у Вас есть постоянный ВНЖ и недвижимость в которой Вы прописались. Далее Вы заполняете анкету на Профиль Водителя (PKK - Profil kandydata na kierowcę) , вклеиваете фотографию которую надо сделать заранее или можно в боксе сделать прямо на месте, берёте номерок и идёте к правильному столу. Там у вас примут эти документы, сделают скан вашего паспорта и прописки, прикрепят результаты вашего медосмотра к личному делу и выдадут его Вам на руки. С этим Вам надо будет прийти в автошколу. Важно! Могут предложить сразу оплатить сам пластик на права, это очень удобно потому что можно будет не волноваться о том что в самом конце уже после городских экзаменов Вам не скажут что за 2 недели мы не сделали Вам права т.к. Вы за них не заплатили/потеряли-пропустили ваш платёж в системе/извините, наша ошибка. (В Польше от такого рода ситуаций никто не застрахован). За регистрацию профиля и получение пластика можно заплатить сразу в кассе на месте что меня очень порадовало. Потрясающе, профиль водителя уже есть, личное дело на Вас завели, теперь двигаемся в автошколу.

Как получить права в Польше? Водительские права, Вождение, Экзамен, Польша, Варшава, Длиннопост

3. Автошкола. Выбор и учёба.

Выбор автошколы это дело сугубо субъективное и личное. Кто-то любит смотреть рейтинги автошкол, кто-то идёт в первую в Гугле, я же по началу искал медосмотр а там и школа сама по себе нашлась. О рейтинге вообще не волновался т.к. все они работают по одной системе. Одна из ключевых вещей в ЕС это стремление всё унифицировать и стандартизировать, с автошколами всё по такому же принципу. Нам было удобно в неё ездить да и сроки начала курса нам в тот момент очень подходили. Не знаю как кто любит, но я люблю дела делать сразу, быстро, и чтобы наверняка всё получилось. Именно по этому курс 30 часов теории на полтора месяца меня абсолютно не устраивал. В итоге мы попали на экспресс-курс 30 часов за 3 дня, с Пятницы по Воскресенье. 3 дня с утра и до ночи мы сидели в кабинете слушая занимательную теорию. Самым важным элементом теории был курс первой помощи когда на 4 часа был приглашён сотрудник скорой - реаниматолог который учил нас оказанию первой помощи и возможным последствиям в случае её неоказания. Нам на месте выдали книги которые на сто процентов совпадали с тем что мы делали этих 30 часов и ключ к аккаунту с онлайн-тестами теории по которым можно запросто за неделю натаскать себя. Теория грубо говоря позади, что дальше? Дальше пора практиковаться.


4. Вождение.

В тот же день как Вы закончите теорию вам отправят SMS с номером инструктора с которым можно будет договориться о расписании вождения. Нам попался очень спокойный поляк по имени Цезарий, крайне позитивный мужик за 50 спокойно относящийся к представителям соседей с востока. У меня с вождением особых вопросов не было и 4 часа на то как пользоваться сцеплением на парковке мне потратить не пришлось, в первый же день мы поехали в город. У жены было всё приблизительно по тому же сценарию. На данный момент в Польше экзаменационным автомобилем является Hyundai i20, очень редко ещё попадаются Skoda Fabia но ими практически нигде не пользуются и редко где городской экзамен сдают на них. Из особых примет у Хюндая могу выделить разве что ассистент начала движения к которому надо по началу привыкнуть, лично мне после обычного сцепления привыкать пришлось долго. Даже жена где-то через 6 часов вождения начала жаловаться на то что "стартуя" со светофора автомобиль очень тупит. По-моему в этом нет ничего плохого, тем кому сложно - будет легче, кто умеет - привыкнет.

Как получить права в Польше? Водительские права, Вождение, Экзамен, Польша, Варшава, Длиннопост
Как получить права в Польше? Водительские права, Вождение, Экзамен, Польша, Варшава, Длиннопост

И вот начались Ваших 30 часов практики.

По началу Вас научат настраивать под себя кресло и зеркала т.к. это обязательная часть экзамена. Затем Вам расскажут как устроен свет в автомобиле и как проверить состояние жидкостей под капотом, это тоже часть экзамена. Первое время Вам дадут на то чтобы Вы начали хоть как-нибудь более уверенно чувствовать себя на дороге, разумеется что по городу не быстрее 50 км/ч но есть и такие люди которые уже 30 км/ч просто боятся ехать. Потом медленно вам объясняют что такое "уступи транспортному средству движущемуся с правой стороны" и так далее. Сначала азы и только со временем Вас будут учить где и как разворачиваться и где и как парковаться. В итоге за 30 часов из Вас должны сделать полноценного участника дорожного движения, ничего сложного в этом нет и 30 часов реально хватит. Важно! В экзамен на вождение входят и упражнения на площадке, они проходят в экзаменационном центре (WORD - Wojewódzki Osrodek Ruchu Drogowego), именно там Вы начинаете практический экзамен. У Вас будет около 4-6 часов на обучение двум манёврам - езда по дуге, я не знаю как это у нас называется, и начало езды в горку, так чтобы автомобиль не дал откат больше 20см. В случае если автомобиль откатился - дают вторую попытку.

Как получить права в Польше? Водительские права, Вождение, Экзамен, Польша, Варшава, Длиннопост
Как получить права в Польше? Водительские права, Вождение, Экзамен, Польша, Варшава, Длиннопост

Важно! По началу можно кататься не больше двух часов в сутки но после десяти часов можно уже и по три. Если хотите ходить вместе с другом/девушкой/женой то если договориться с инструктором то можно ездить по очереди когда кто-то один сидит на заднем ряду. По закону в учебном автомобиле может находиться не больше 3х человек, закон рассчитан для экзаменаторов на городских экзаменах но каждый пользуется им как хочет. Забыл уточнить что на теории Вам выдадут карточку с датами посещения которую Вам ни в коем случае нельзя будет потерять, там инструктор с печатью вписывает каждое Ваше занятие под которым Вы подписываетесь, потеря этого документа в 99% случаев означает повтор курса и как оказалось и не такое бывало. Вот Вы и откатались своих 30 часов, в среднем у простых смертных это занимает от месяца до двух в зависимости от загруженности вашей и инструктора. Что дальше? Внутренние экзамены!


5. Внутренние экзамены.

В этих экзаменах нет ничего сложного. Как по мне так это очередная формальность через которую надо будет пройти. Один экзамен на подобных онлайн-тестах уже входит в стоимость курса, после неудачи надо будет заплатить за его повтор. Сумма там минимальная так что этого можно не бояться, эквивалент приблизительно 3х чашек кофе. С вождением та же ситуация, если на YouTube поискать записи внутренних экзаменов в автошколах то сразу становится всё понятно


Думаю что в качестве первой части этого будет достаточно. Надеюсь что мой текст Вас заинтересует. Постараюсь во второй части написать как прошли мои внутренние и городские экзамены, я как раз на этапе 30 часов вождения, должны с женой закончить ближе к концу месяца.


Где-то через 2 недели к нам приедет наш первый автомобиль, попробую рассказать тут о том как поставить в Польше транспортное средство на учёт без прав и страховки и возможно ли это в принципе.


Спасибо за внимание! Если отсыпал слишком много запятых - делюсь.

История моя - тег "моё"