История под бронзой
После прочтения очередной биографии задумался о казалось бы абсурдной мысли - как везет людям, не ставшим памятниками истории, и как повезло произведениям, не попавшим в школьную программу. Быть может, это лишь моя черта, но я испытываю острое нежелание или скорее даже отторжение изучать людей вроде Ленина, Маркса, Наполеона, Мао и ряда других деятелей.
Ведь есть миф, хрестоматийный миф, которые покрывает личность и индивидуальные качества этих людей с головы до ног, делая их скорее ожившими монументами. Есть миф об их детстве, семье и воспитании, миф о становлении и миф о первых победах и поражениях, есть миф и об их конце. Все это тиражируется, разжёвывается и подается настолько часто, что за этим совершенно теряется живой человек с душой и сердцем, слабостями и пристрастиями.
И, с другой стороны, есть фигуры куда менее известные, но куда более значительные, не столь забронзовевшие, но сохранившие сквозь столетия человеческие черты и потому вызывающие сочувствие. Нам сложно воспринимать Петра I как человека, он для нас Царь-реформатор, от государственных дел до мелких привычек мы видим в нем цельную фигуры Государственного Деятеля, знаем назубок биографию от села Преображенского с набившими оскомину "потешными полками", "дедушкой русского флота" до Полтавской баталии и шутом Балакиревым.
В то же время, неподдельный интерес вызывают именно с человеческой точки зрения такие фигуры как Бирон, Елизавета Петровна, Остерман, Анна Иоанновна. Мы знаем мало про государственные дела, но знаем про балы, маскарады и Ледяной дом, про Ваньку Каина и "Слово и дело", и все эти черты, не столь много значащие с точки зрения общественно-экономической точки зрения, дают нам возможность куда более точнее и полнее воспринимать эпоху, людей того времени и их жизнь, настоящую и полноценную.
Ведь порой наше знание ограничивается тем, что кто-то жил в "эпоху Петра" или "эпоху Екатерины", но за этой вывеской, за этим хрестоматийным названием скрывается и теряется жизнь во всей ее уродливости и красоте, простоте и сложности одновременно.
Мы воспринимаем наших предков как великих героев прошлого, то и дело одолевавших ворогов, боровшихся то с татарами, то с неурожаем, а то и с тем и с другим, но в этой героическом эпосе совершенно не находится места ответу на вопрос - а откуда мы такие взялись, с нашими привычками и с нашими проблемами, если наши предки были столь героическими и были напрочь лишены человеческих черт? Как говорится, "богатыри не вы"?
Или, может, удастся приподнять слой бронзы и масляной краски и увидеть под ним где-то кровь, где-то пот и слезы, где-то немножко грязи и разгильдяйства, а где-то наоборот блеск, но главное - увидеть жизнь, а не один только лубок!