Истоки появления смертельных файлов

Смертельные файлы - один из самых интересных феноменов в крипи среде. В тот момент, когда классические рассказы о мистике, чудовищах или тайных организациях уже перестали пугать аудиторию, новые технологии подарили нам новый формат.

Смертельные файлы эксплуатировали совершенно новые страхи: боязнь перед опасным файлом, который может самостоятельно попасть на компьютер человека (как это делали множество вирусов) и привести к смерти (а умирать мало кому хотелось). Для дополнительного напряжения описания дополнялись некоторыми нагнетающими пунктами. Например, что "компьютер нельзя было выключить" (порой даже выдергивание шнура из розетки не помогало), "файл самостоятельно открывался при перезагрузке" и прочее.

Однако сегодня мы не будем рассматривать характерные черты этого жанра, а оттолкнемся от культурных феноменов, повлиявших на тот вид смертельных файлов, который нам знаком.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ

Современные компьютерные вирусы, на основе которых и формируется представление людей о всех вирусах, вряд ли имеют что-то общее с крипи тематикой.

Да, они могут неконтролируемо и быстро размножаться, они наносят вред (правда только файлам и нервной системе пользователя, потерявшего море файлов), но конкретного примера, когда современный вирусы захватывал бы контроль над компьютером с целью показать шок-контент - просто не было.

Стоит вернуться чуть раньше во времени, когда вирусы были не только вредоносной программой, но и средством самовыражения.

Компьютеры тогда были такие:

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Сейчас пойдет речь о вирусах для операционной системы MS-DOS (источник информации http://www.qwrt.ru/news/2627)

Вирусы в то время - помимо вредоносных функций (некоторые даже такого не имели), часто включали в себя и визуальную составляющую, где, в зависимости от фантазии автора, могла быть мини-игра, какое-либо необычное изображение, либо простенькая анимация. Среди таких вирусов можно выделить те, которые вполне подпадают под первые образцы "страшных файлов".

1) Virus.DOS.Phantom1

Безобидный вирус, который срабатывал, если бездействовать в течении 20 минут. В этом случае запускалась заставка, начинавшаяся со этого изображения:

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

После чего появлялось название, написанное зловещими красными буквами PHANTOM1.

Интересная "пасхалка" для пользователей тех времен.

2) Markt.DOS.Virus

Этот вирус был уже не настолько безобидным. Помимо пугающей (насколько это возможно для 8-бит) заставки, вирус также форматировал диск С.

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

3) Virus.DOS.Kuku

Этот вирус заражал все исполняемые файлы на компьютере, выдавая изображение, напоминающую (во многом из-за наличия множества различных комбинаций цветов) телевизионную испытательную таблицу

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Что же можно в целом сказать об этих вирусах?

Серьёзные технические ограничения, связанные с отображаемыми изображениями, не позволяли в то время создать действительно ужасающих картинок, поэтому то, что для 90-х годов было вершиной крипи-творчества, в году эдак 2008 стало картиночкой для установки на телефоны после отправления смски за 99 рублей на заветный номер из журнальчика, за что прилетело не одной тысяче детей по территории всего постсоветского пространства.

С другой стороны, компьютеры были более специализированной вещью, поэтому нужно понимать, что когда все твои файлы, содержащие в себе множество часов работы, безвозвратно удаляются, а на экране в этот момент появляется череп - становится жутко.

ПОТЕРЯННЫЙ ЭПИЗОД

Часто тематика смертельных файлов пересекается с потерянными эпизодами. Потерянные эпизоды - жанр крипипаст, заключающийся в наличии у популярного мультфильма/сериала/тв-шоу определенного эпизода, содержание которого чаще всего жуткое, либо шокирующее. Сами эпизоды были найдены на студиях, либо показаны очень узкому кругу телезрителей, запомнивших этот эпизод.

Хотя большинство из них - просто крипипасты, к которым впоследствии создали фанатские видео (чаще всего не сходящиеся с текстом в силу сложности анимации всего понаписанного), однако появление таких историй возникло явно не на пустом месте.

Речь пойдет о короткометражном мультфильме Destino - совместном творении Уолта Диснея и Сальвадора Дали.

В 1945 году началось творческое сотрудничество двух неординарных личностей. 8 месяцев шла непрерывная работа Дали и команды художников над мультфильмом, однако в 1946 году из-за финансовых проблем проект пришлось закрыть. К этому моменту был создан полноценный 18-секундный отрывок, а также множество отдельных изображений, но даже эти наработки не спасли мультфильм.

Продолжение было отложено на "когда-нибудь потом" (то есть никогда).

Так бы уникальная работа и осталась пылиться в закромах студии Диснея, если бы в 1999 году Рой Эдвард Дисней, племянник Уолта Диснея, не решил бы закончить произведение.

Казалось бы, зачем нужна такая длинная предыстория для короткометражного (7 минут) мультфильма? Все дело в Сальвадоре Дали, который, по сути, создал самый необычный прототип "потерянного эпизода", существовавшего в реальной жизни.

Жуткие глаза:

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Сюрреалистические изображения:

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Пугающие лица:

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Хотя в самом мультфильме нет цели именно напугать, но согласитесь - изображения нагоняют жути. Представьте, как это ощущалось 70 лет назад.

Именно существование Destinо, которая явно попадалась на глаза множеству различных сотрудников Диснея - вполне могла стать основой "потерянных эпизодов".

НАЙДЕННЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

Напоследок, затронем истоки крипипаст, связанных с найденными кассетами, видеосъемкой, авторы которых удивительным образом пропали без вести.

Здесь главную роль сыграл маркетинг хоррор фильмов.

Два наиболее наглядных примера: Ведьма из Блэр (1999 год) и Звонок (2002).

1) Ведьма из Блэр - хоррор фильм, формат которого - студенческое расследование мистических историй, снятое на любительское видеокамеру.

Главная идея рекламных роликов в этом случае заключалась в том, что вся видеохроника была найдена режиссерами, а все события имели место в реальной жизни. (знакомые мотивы, не правда ли?) Даже исполнителей главных ролей на IMDb пометили как пропавших без вести.

Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

2) Звонок - всё та же тема расследований, но уже завязанная на найденную видеокассету.

Продвижение опиралось на распространение этих самых кассет - их раздавали на некоторых других сеансах в кинотеатрах.

Кроме того, видеоролик с кассеты (появившийся в самом фильме) транслировался в качестве рекламы по телевизору.

На распространяемых кассетах, а также в конце видеоролика была ссылка на сайт, который содержал несколько историй людей об угрозах для жизни, которые поступали им после просмотра кассеты. Иными словами "не смотрите это видео от него умирают".

Флэш-сайт Звонка:
Истоки появления смертельных файлов Интересное, Крипота, Файлы смерти, Длиннопост

Оба фильма стали удачными в прокате, многократно окупив старания.

Подводя итоги, можно сделать общий вывод: именно эти явления, так или иначе, сформировали образ смертельных файлов. Всё-таки не стоит забывать, что смертельные файлы - лишь новый виток развития жанров ужасов, во многом берущий собственные образы из массовой культуры, поэтому его стоит воспринимать именно так, а "угроза жизни после просмотра файлов" - хорошо работающий механизм для нагнетания, но никак не реальные последствия.

linad1

10758 рейтинг 4 подписчика 25 постов