Где же баг?

По итогам поста "Угадайка про межличностный интеллект", разбор ситуаций (для детей и взрослых). Cитуацию из рассказа В.А. Осеевой "Долг" мы разобрали здесь.


Сегодня разбор рассказа В.А. Осеевой "Пёрышко".


ПЁРЫШКО

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. (Почему Федя это сделал? Назовите хотя бы три причины:


Федя недальновидный мальчик (у него функциональная незрелость лобных долей головная мозга, которая не позволяет ему алгоритмизировать опыт или знания и видеть последствия своих поступков на несколько шагов вперёд, p0).


Федя нечестный мальчик (у него всё в порядке с неврологией, он получает удовольствие от того, что обманывает других, скрывает/показывает правду по своему желанию hy+-s+ и его несформированное нравственное чувство не обуздывает его желание испытать это удовольствие е0).


Федя дальновидный и честный мальчик, который живёт в ситуации ненадлежащего обращения. Абъюз дома сбивает ему настройки на "можно и нельзя", поэтому он бессознательно ищет помощи вне дома и "отыгрывает" происходящее дома, показывая, а не рассказывая то, что другие делают с ним самим.


Федя растёт в семье, где есть "блатной" родственник, и он копирует поведение значимого для него мужчины, который действует по модели антимира "умри ты сегодня, а я завтра". Он некритично усвоил модель эксплуататорского отношения к другим людям.


Федя глуповатый мальчик, чей характер формируется по типу неустойчивого. Он действует ситуативно, под влиянием сиюминутного импульса, раб своих желаний и настроения момента, не любит, когда им руководят и выскальзывает из-под контроля или делает наперекор, а ощутив ежовые рукавицы, растворяется  в том, кто им командует и подчиняется ему абсолютно).


Миша это заметил и на переменке спросил:

- Зачем ты взял мое перышко?


(Что сделал Миша? Конфронтировал Федю с фактом воровства. Брать чужое = красть).


- Подумаешь какая невидаль - пёрышко! - закричал Федя. - Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.


(Что делает Федя? Он переводит внимание с поступка (кражи) на отношение к поступку (ты попрекаешь). Какую ошибку допустил Миша? Он не сказал вслух:

- Ты взял чужое без спроса, то есть украл. Красть нельзя).


- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.


(Какие ошибки допустил Миша?

Он поддался на перевод внимания и позволил Феде втянуть себя в обсуждение гипотетической ситуации "завтра принесу тебе двадцать перьев".

Он не назвал кражу кражей.

Он пошёл за Федей и высказался в направлении людей "тебя" обсуждаем  (ты попрекаешь-ты не имеешь права), а не в направлении поведения, "что" обсуждаем.

Он рассердился, то есть позволил эмоциям взять верх над мышлением. Эмоции и мышление конкурируют на поле сознания, люди обычно заняты или переживаниями, или размышлениями в один момент времени).


Вокруг Миши и Феди собрались ребята.


(Они набежали на холивар, сказали бы мы сегодня. Как называется то, что произошло в отношениях Миши и Феди? Вор, пойманный на горячем, начал изворачиваться, читаем:)


- Жалко перышка! Для своего же товарища! - кричал Федя. - Эх ты!


(Как называется то, что происходит с Мишей? Дезорганизация мышления и речи под влиянием сильных эмоций, читаем:).


Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

- Да я не давал тебе... Ты сам взял... Ты обменял...


(Как называется то, что происходит в отношениях Миши и Феди? Федя запугивает Мишу, кричит на него и угрожает бойкотом, читаем:).


Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:

- Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!


(Как ответил бы Миша, если бы его нервная система позволяла держать удар и слова Феди не взволновали бы его так сильно?

- Можно подумать, с ворами все хотят водиться. Ты украл моё перо у меня за спиной.

Он чётко стоял бы на квалификации поступка, она однозначна).


- Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.

- Конечно, отдай, раз он такой... - поддержали другие.

- Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!


(Как называется происходящее с детьми? Эмоциональное заражение. Они поддались аффективно окрашенному выступлению Феди).


Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы.


(Как ответил бы Миша, если бы его нервная система позволяла держать удар и противостоять группе? Разделил бы группу как "мы" на отдельных индивидов и ответил  каждому, обращаясь поимённо:

- Ты (имярек) сейчас покрываешь вора.

- Ты (имярек) будешь следующим, у кого он украдёт.

- Ты (имярек) тоже, что ли, крадёшь, раз так разоряешься?)


Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.

- На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!


(Что делает Федя? Он описывает происходящее здесь и сейчас "Заплакал!" и проецирует, приписывет Мише мотив "Мне жалко своего пёрышка". Словами поста про шубы, набрасывает на Мишу свою проекцию.


Если бы Федя не проецировал, он описал бы суть "Я организовал общественное мнение против тебя и получил поддержку группы, это мой садистический триумф, а у тебя бессилие что-то сделать против".


Если бы нервная система Миши была более стрессоустойчивой и позволяла держать удар, он сказал бы в ответ:

- Не надо свою жадность окружающим приписывать. Меня возмутило твоё воровство, а воров надо наказывать. Тем более тех, кто ворует у своих).


Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша все сидел и плакал.


(Отчего плакал Миша?

Понятно, что слёзы помогают ему отреагировать стрессовую ситуацию, о реакции плача и других реакциях на острый стресс в Лиге психотерапии были посты тут и тут.


Причин, по которым мог плакать Миша, может быть больше одной.


h его больно ранит несовершенство мира, где неправда берёт верх над правдой

s ему мучительно переживание собственного бессилия

е ему разрывает сердце понимание того, что учитель не пришёл детям на помощь и никто из взрослых не встал рядом с ним

hy ему стыдно, что девочка, которая ему симпатизировала, увидела как его назвали жадиной

k он убедился ещё раз в том, что неудачник и ему не везёт, даже в очевидной ситуации, когда был по всем статьям прав, оказался оплёванным

p он презирает самого себя, что Федя оказался искушённее его, переиграл его как более искусный демагог

d  разряжено слезами, эмоциональный депрессивный выплеск, плачет об утрате тех отношений, что были до эпизода

m он раздавлен страхом бойкота, что все откажутся поддерживать с ним отношения.


О том, что значат латинские буквы, есть пояснения в постах Что такое сондиана? , Зачем нужна сондиана? и Семейная психотерапия и сондиана.


Так почему Федя это сделал?


Он глуповатый и жадноватый мальчик. Взял пёрышко, поддавшись собственному корыстному мотиву. Потом бессознательно приписал свой мотив Мише, спроецировал (projectio значит на латыни "выбрасываю вперёд из себя, отсюда же и "проектор" как прибор) на него.

Тем самым Федя как бы "освободился от этого внутри самого себя". Отсутствие знания о собственной жадности придало Феде и его выступлению особую убедительность, он звучал как цельный и не сомневающийся, сознающий свою правоту человек. Это привлекло к нему других ребят.

Как любой неустойчивый психотип, Федя идёт за средой и, когда окружающие сказали Феде вернуть пёрышко, он его Мише, по факту, возвращает. Импульсивно крадёт, импульсивно возвращает украденное.


Почему плакал Миша? Мало данных, чтобы дать аргументированный однозначный ответ.

Где же баг? Дети, Психология, Отношения, Дружба, Люди, Длиннопост

Эгон Шиле, работа 1917 года

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.