Серия «Интеллект»

Когнитивное снижение лидера огромной страны

В статье "Резолюционное сознание. Как Брежнев уклонялся от бюрократических головоломок" Леонида Максименкова наткнулась на любопытные факты о когнитивном снижении Леонида Ильича Брежнева - лидера огромной страны.

Когнитивное снижение лидера огромной страны Леонид Брежнев, Деменция, Нейропсихология, Развал СССР, Длиннопост

"...в архивах подоспели новые порции рассекреченных документов советской поры, среди которых оказалась и папка с почтой и резолюциями генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

3 cентября 1973 года 66-летний генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев послал необычную записку по трем адресам — своему помощнику Георгию Цуканову, референту Евгению Самотейкину и заместителю заведующего Общим отделом ЦК (канцелярией) Клавдию Боголюбову: «Прошу вас, по возможности, сократить посылку материалов на 50 процентов».

Не остановившись на этом, генсек продолжил еще более удивительной инициативой: «Что касается шифровок, в которых нет постановочных вопросов, то посылку их тоже можно было бы сократить».

Для советских лидеров шифровки также всегда были важнейшим источником информации. Они стекались в Центр со всего мира. По линии МИДа — от советских послов с материалами об их официальных контактах. По линии КГБ — от «источников», а из Министерства обороны — от военной и электронной разведки. В Кремле ее обрабатывали и наиболее важные материалы включали в ежедневные сводки для генсека. В Белом доме в Вашингтоне это называется President’s daily briefing (PDB). По сути дела, одно и то же. Важность этих материалов трудно переоценить: советские лидеры ставили на сводках резолюции и давали поручения по получаемой информации.

А Брежнев не намекал даже, а формулировал директиву: шифровки должны быть «постановочными», то есть не информировать, а предлагать решения".

«Взамен всего этого можно сделать пятиминутный звонок кому-нибудь из вас или тов. Самотейкину» («Один из вас» — это помощники генсека; Самотейкин — его референт по международным вопросам).

Директива не то чтобы настораживала, она вводила в аппаратный ступор: кто кому должен был делать «пятиминутные звонки»? Пять минут за целый день на все шифровки, в которых ставились вопросы, или на каждую из них в отдельности? Но главное даже не это. После таких указаний первого лица менялся весь аппаратный модуль — ведь очевидно, что при таком режиме действий власть помощников вырастала до уровня членов Политбюро.

Брежнев сделал лишь одну оговорку: «Шифровки, относящиеся к США и Японии, направляйте, естественно, и протоколы Политбюро»".

Пример донесения "наверх" 1975 года (Брежневу 68 лет):

Когнитивное снижение лидера огромной страны Леонид Брежнев, Деменция, Нейропсихология, Развал СССР, Длиннопост

Ознакомить? Три слова от руки, резолюция, - прочтут только хорошо знакомые с почерком.

"Теперь мы точно знаем, когда случился поворот «в невозвратное» — именно в эту пору, в 1973-м. Это можно отследить четко — листая рассекреченные шифровки для генсека и его реакции на них. Толщина подборок по годам меняется ощутимо: за первую половину 1970-х годов переработанных материалов много, затем становится все меньше, а к концу десятилетия они почти иссякнут.

В пометке «резолюции переданы» ошибки нет — именно во множественном числе. Подчеркивание у Леонида Ильича — тоже резолюция:

Когнитивное снижение лидера огромной страны Леонид Брежнев, Деменция, Нейропсихология, Развал СССР, Длиннопост

директивные резолюции, оставленные на бумагах лично первым, становились все односложнее. Пока не сменились подчеркиваниями в тексте и выделениями на полях — сначала двумя, а потом и одной галочкой".

Когнитивное снижение лидера огромной страны Леонид Брежнев, Деменция, Нейропсихология, Развал СССР, Длиннопост

" или вот загадочная пометка на предварительной повестке дня заседания Политбюро от 4 июля 1980 года: «О Щаранском о немцах воссоединение семей Сахарова». Что хотел сказать? На что намекал? Как понимать?"

"Вот, например, секретный отдел КГБ Северной группы войск телеграфирует о «трудностях с мясом в Польше»: «В ряде городов Польши наблюдаются перебои в снабжении населения мясом и мясными продуктами. У магазинов возникают большие очереди. Поляки объясняют это, в частности, тем, что за три месяца со дня открытия границы с ГДР в Польше побывало 2 млн немцев, которые закупают много мяса и мясных изделий. Все это создает нездоровую политическую атмосферу в стране». Реакция Брежнева: «Нельзя торопиться» (10.04.72). С чем нельзя торопиться, пойди пойми".

"Или другой пример. Из Варшавы от первого секретаря ЦК компартии идут тревожные сигналы: «В беседах с совпослом 25.IX т. Герек поинтересовался, нет ли сообщений из Москвы по поводу польской просьбы о продаже зерна. (Они просят о поставке 2 млн т в 1975-м против 1,5 млн т в этом году.) Посол сказал в ответ, что уборка у нас в стране еще не закончена и трудно определить, сколько зерна будет собрано» (спец. № 576 от 27.09.74). Брежнев накладывает резолюцию: «Моим помощникам что делается по всем этим вопросам — прошу следить». По каким вопросам? По уборке урожая у нас или по поставкам зерна для них? Это решали в итоге помощники. По своему пониманию и усмотрению". Источник

Ещё более интересную информацию собрал ЖЖ-ист yapet в публикациях Проект "Черненко" https://yapet.livejournal.com/tag/Проект «Черненко»

Черненко начал замещать Брежнева в решениях примерно с 1973 года. Картина когнитивного снижения генсека прослеживается на многочисленных мемуарных свидетельствах.

Сначала Брежнев путал предлоги (дисфункция затылочных долей), потом стал спать днём по три часа - он-офф (подкорка), когда Третьяку во время выступления с трибуны на всю страну импульсивно восторги выражал "Владик" Владик!", это уже лоб и утраченный импульс-контроль.

Я в Лиге психотерапии писала об этом в теме Четыре разные старости:

Какая из четырёх дорог поведёт человека в старости, определяет физиология.

Первая дорога

Атрофические процессы идут в затылочных долях головного мозга. Затруднения связаны с пространственной ориентацией, и "квази-пространственными" представлениями (кто на ком стоял, кто кому зять, что такое лево и право - это всё идеи про соотношения между элементами и регулируются квази-пространственными инструментами переработки информации).

Резкая смена обстоятельств (переезд) создаёт нагрузку на психику, с которой НЕЧЕМ справляться, нужные отделы мозга не работают. Итог - декомпенсация, ухудшение общего состояния, полная зависимость от близких и мучительное переживание этой зависимости (при сохранной критике-то).

Вторая дорога

При нём слабым звеном являются энергетические возможности мозга. Характерным является феномен «ON-OFF» стиля деятельности, "вкл-выкл". Вроде был полон сил, взялся за дело и потом вмиг сдулся, не может ничего. Короткий период отличной работоспособности сменяется необходимостью лечь отдохнуть или поспать несколько часов. Атрофические процессы идут в стволовых структурах головного мозга.

Нагрузку на психику создаёт задача, когда требуется долго быть активным физически или сильно вовлечённым эмоционально и не иметь возможность самому регулировать нагрузку. Пример: прабабушка посидит с нашим активным годовалым ребёнком. Итог - декомпенсация, ухудшение общего состояния, мучительное переживание чувства бессилия.

Третья дорога

Атрофические процессы идут в лобных долях головного мозга. Слабым звеном оказывается предвосхищение результатов своей деятельности. Характерным является импульсивное принятие решений, неспособность спрогнозировать результат, принятие на себя непосильных (чрезмерных) обязательств, не работает толком самоконтроль.

Это путь, на котором нагрузку на психику создаёт любой неуспех. Работа над ошибками, обдумывание сделанного уже плохо даётся, поэтому многоэтапная деятельность (съездить в учреждение и заполнить в разных окошках разные виды документов) вызывает декомпенсацию.

Обидчивость, капризность, нелогичность, - чего только не бывает, когда не можешь сам найти ошибку в своих действиях. При сохранной критике это один из самых болезненных вариантов. "Я стал глупым".

Четвёртая дорога

Это старость, когда атрофические процессы идут не в одном отделе мозга, а одновременно в нескольких. На языке клиницистов это называется "сочетанные нарушения".

Трудным становится всё. Итог - сужение сферы интересов, эмоциональная монотонность, неспособность быть инициативным, изобретательным. Декомпенсация наступает при малейшем изменении окружающей среды или изменении круга общения. Всё новое вызывает недовольство или даже гнев.

Деменция

Это состояние, когда человек может делать только хорошо автоматизированные в прошлом (готовит один и тот же суп) или даже стереотипизированные действия (включает-выключает чайник, пересчитывает деньги, перелистывает страницы книги).

Понимание содержания кинофильмов и телепередач — Брежневу стенографистка поясняла, что он видит на киноэкране, описано в одной из частей "Проекта Черненко" в подробностях. Как и "Толя мыл голову" в отчётах, то есть в 1980-х лидер ядерной державы - это уже неспособный к элементарному самообслуживанию, полностью полагающийся на личных помощников. Вот тут на эту тему говорили немного в Лиге Когда возраст берёт своё

Показать полностью 4
Психология | Psychology
Серия Интеллект

Четыре разные старости

Добрый день!
Я модератор сообщества "Психология" и админ "Лиги психотерапии". В комментариях мне справедливо заметили, что я редко появляюсь в "Психологии". Исправляюсь )


Поговорить я хочу о людях старше 55 лет. Они рядом с нами и у них есть свои странности особенности. Что и как варится в их голове? На вопрос отвечает нейропсихология.

Четыре разные старости Старость, Мозг, Психология, Длиннопост

«Старый лис не потерял нюх», – говорит поговорка. – «И вкус тоже», добавляют психологи.

Согласно современным нормативам Всемирной организации здравоохранения, начало старения определяется возрастом 50–55 лет.

Старение – постепенно наступающее с определённого возраста ограничение жизненного тонуса и адаптационных возможностей человека.


Утверждение «старый, что малый» совершенно правдиво с нейропсихологической точки зрения. Оба зависимы от взрослых и дееспособных членов семьи, у обоих высшие психические функции не работают в полную силу. Давайте немного подробнее об этом поговорим.

Четыре разные старости Старость, Мозг, Психология, Длиннопост

К изменениям в своих возможностях стареющий человек приспосабливается, как к любой новой ситуации.


Первыми складываются стратегии, направленные на преодоление трудностей в сфере самообслуживания, – ухудшения слуха, зрения, сохранения равновесия при совершении гигиенических процедур. Чтобы лучше видеть, нужны хорошие очки, чтобы лучше слышать – слуховой аппарат, чтобы спокойно ступать на скользкие поверхности – ремонт в ванной и установка поручней. Чтобы кусать и жевать пищу, становятся нужны новые зубы. На всё это нужны деньги.


Далеко не все системы ощущения и восприятия «сдают» с возрастом свои позиции.

Нидерландские учёные исследовали изменения вкуса с возрастом. Они сравнили две выборки, в каждой из которых был 21 участник. Группу молодых (19–31 год) и пожилых (60–75 лет) людей просили попробовать растворённые в воде вещества (NaCl, KCl, sucrose, aspartame, acetic acid, citric acid, caffeine, quinine HCl, monosodium glutamate (MSG) and inosine 5′-monophosphate (IMP) dissolved in water) и обычные продукты.

В эксперименте варьировалась интенсивность раствора. Восприятие вкуса названо «поразительно устойчивым» к составу пробы. Острота восприятия не поддавалось влиянию возраста.

Четыре разные старости Старость, Мозг, Психология, Длиннопост

В возрасте 65-80 лет мужчины и женщины проходят через фазу благополучного старения. Она отличается от предыдущей тем, что нарушается баланс сил.


Раньше старение и компенсирующие возможности, адаптация были равны. Теперь компенсаторные возможности исчерпываются, и атрофические процессы в нервной системе берут верх.


Возраст 80-95 лет называется старостью, и на этом жизненном этапе нейропсихологи описывают четыре синдрома, четыре пути.


После 80 лет мужчины и женщины делятся на утративших критику к своим действиям и на сохраняющих критику к своим действиям. Первыми занимаются врачи-психогериатры и социальные работники, и, если диагностирована деменция, назначают опекуна.


Про вторых - социально адаптированных, с хорошими навыками самообслуживания, поддерживающих социальные и родственные связи, не высказывающих жалоб на старческую забывчивость и справляющихся с ограничениями, вызванными возрастом, – наш сегодняшний разговор.

В группе людей, сохраняющих критику к своим действиям, выявляют четыре варианта старения.

Все они относятся к так называемой практической норме старости.


Какая из четырёх дорог поведёт человека в старости, определяет физиология.


Первая дорога

Атрофические процессы идут в затылочных долях головного мозга. Затруднения связаны с пространственной ориентацией, и "квази-пространственными" представлениями (кто на ком стоял, кто кому зять, что такое лево и право - это всё идеи про соотношения между элементами и регулируются квази-пространственными инструментами переработки информации).

Резкая смена обстоятельств (переезд) создаёт нагрузку на психику, с которой НЕЧЕМ справляться, нужные отделы мозга не работают. Итог - декомпенсация, ухудшение общего состояния, полная зависимость от близких и мучительное переживание этой зависимости (при сохранной критике-то).


Вторая дорога

При нём слабым звеном являются энергетические возможности мозга. Характерным является феномен «ON-OFF» стиля деятельности, "вкл-выкл". Вроде был полон сил, взялся за дело и потом вмиг сдулся, не может ничего. Короткий период отличной работоспособности сменяется необходимостью лечь отдохнуть или поспать несколько часов. Атрофические процессы идут в стволовых структурах головного мозга.

Нагрузку на психику создаёт задача, когда требуется долго быть активным физически или сильно вовлечённым эмоционально и не иметь возможность самому регулировать нагрузку. Пример: прабабушка посидит с нашим активным годовалым ребёнком. Итог - декомпенсация, ухудшение общего состояния, мучительное переживание чувства бессилия.


Третья дорога

Атрофические процессы идут в лобных долях головного мозга. Слабым звеном оказывается предвосхищение результатов своей деятельности. Характерным является импульсивное принятие решений, неспособность спрогнозировать результат, принятие на себя непосильных (чрезмерных) обязательств, не работает толком самоконтроль.

Это путь, на котором нагрузку на психику создаёт любой неуспех. Работа над ошибками, обдумывание сделанного уже плохо даётся, поэтому многоэтапная деятельность (съездить в учреждение и заполнить в разных окошках разные виды документов) вызывает декомпенсацию.

Обидчивость, капризность, нелогичность, - чего только не бывает, когда не можешь сам найти ошибку в своих действиях. При сохранной критике это один из самых болезненных вариантов. "Я стал глупым".


Четвёртая дорога

Это старость, когда атрофические процессы идут не в одном отделе мозга, а одновременно в нескольких. На языке клиницистов это называется "сочетанные нарушения".

Трудным становится всё. Итог - сужение сферы интересов, эмоциональная монотонность, неспособность быть инициативным, изобретательным. Декомпенсация наступает при малейшем изменении окружающей среды или изменении круга общения. Всё новое вызывает недовольство или даже гнев.


Деменция

Это состояние, когда человек может делать только хорошо автоматизированные в прошлом (готовит один и тот же суп) или даже стереотипизированные действия (включает-выключает чайник, пересчитывает деньги, перелистывает страницы книги).


Поддался ли ум возрасту, проверяют во всём мире одинаково. Тест был придуман в 1975 году и многократно подтвердил свою надёжность. Называется он "Мини ментал стейт икзэминейшн", Mini Mental State Examination. Или просто - "мини ментал".


Всего в этом тесте 30 вопросов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

28-30 баллов означает, что ваш мозг и не думает стареть.

26-27 баллов означает, что старость подошла вплотную и есть лёгкие нарушения.

24-25 баллов означают, что ум начал стареть.

20-23 балла говорит о том, что ум старится и человеку нужна помощь. Врач диагностирует "когнитивное снижение" и говорит семье, что изменить, как правильно общаться с человеком, который соображает уже не так хорошо, как раньше.

Всё, что ниже 20, - это уже медицинский диагноз из сферы психогериатрии "деменция". Она бывает умеренная (11-19 баллов в мини ментал) или тяжёлая (0-10 баллов). На практике это означает, что пациент недееспособен и ему нужен опекун.


Текст опросника я выкладывала здесь https://zen.yandex.ru/media/mdn2018/prover-ne-sostarilsia-li-tvoi-mozg-5a8316a048c85e611de4fdac


Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Четыре разные старости Старость, Мозг, Психология, Длиннопост
Показать полностью 4

Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе

Сегодняшний очерк особенностей восприятия умственно отсталых детей (детей с задержкой психического развития) подводит итог материалам, которые публиковались ранее.

У моего папы другая женщина

Одна маленькая ложь может изменить папину жизнь


В публикациях предыдущих дней ситуация развода родителей показана с точки зрения девочки, которая затрудняется сообразить вещи, о которых легко догадывается читатель.


Судя по комментариям, не все читатели догадались :)


Поэтому напишите, пожалуйста, нужна ли вам отдельная публикация с расшифровкой построчно в материале, где и что именно "не догнала" девочка в житейских ситуациях, описанных в истории.

Ниже текст занятия со студентами-психологами по данному материалу.


Какие особенности психики детей с ЗПП проявились в материале


Дети с ЗПП испытывают меньшую потребность в познании окружающего мира и практически не задают вопросов Для чего? Зачем? - вопросов целеполагания и смыслообразования (подтвердите примерами из истории).


Они задают значительно меньше вопросов Как? Где? Когда? Почему? и в целом занимают пассивную, а не активную жизненную позицию (что и иллюстрирует история, собственно).


В результате слабости умственной деятельности такие дети получают бедные, неполные, а порой и искажённые представления об окружающем. Их восприятие опирается на непроизвольное внимание (вместо произвольного) и ему не хватает скорости. Эмоционально яркому уделяется больше внимания, чем существенному, главному.


Узнавание занимает очень много времени и полно путаницы в буквах, цифрах, сходных по звучанию словах, положению на местности, правой и левой стороне. Любая воспринятая информация соотносится с памятью и мышлением очень медленно (по сравнению со сверстниками с сохранным интеллектом), а извлекается из памяти и воспроизводится в нужный момент очень плохо.


Из-за недоразвития и восприятия, и мышления, умственно отсталые дети не отличают главное от второстепенного, не понимают причинно-следственных связей, не улавливают сути отношений между персонажами (подтвердите примерами из истории).


Круг интересов детей с ЗПП сужен до бытовых вопросов. Общая эрудиция хромает. Связать новую информацию с имеющимся багажом знаний самостоятельно не получается.


Замедленный темп и недостаточная активность познавательных процессов приводят к фрагментарности: дети с ЗПП исполняют не танец, а только отдельные движения, в рассматриваемой картине не понимают сюжета, а описывают самую притягательную для них фигуру или предмет, из обращённой к ним речи выхватывают только некоторые фразы.


Если не руководить восприятием умственно отсталого ребёнка, то он никогда не сумеет понять преподаваемого ему материала. Такие дети не могут самостоятельно рассматривать, подмечать, самостоятельно и системно анализировать.


Умственно отсталые дети способны описать величину и цвет предметов, но не умеют проводить сопоставительный анализ, описать отличительные признаки. Не умея выделить главное и второстепенное, они проводят сравнение двух объектов или по несущественным признакам, или по несоотносимым признакам.


Чем глубже умственная отсталость ребёнка, тем меньше у него критики к собственным действиям, тем меньше способности самому найти ошибки и провести работу над ошибками. Такие дети часто начинают выполнять задание, не дослушав его до конца, не поняв цели, без внутреннего плана решения задачи.


Искажённое восприятие и неполное осмысление происходящего опирается на избирательную память таких детей. Из-за ведущей роли непроизвольного внимания они лучше запоминают внешние, порой случайные зрительные признаки, а не внутренние логические связи и переходы от идеи к идее.


Воспроизведение заученного материала - процесс, требующий сосредоточения внимания, направленных усилий и мнемотехники (способов опереться на свою сильную сторону, чтобы лучше запомнить).


Воспроизведение по памяти и пересказ у детей с ЗПП носят бессистемный характер (подтвердите примерами по тексту истории).


Если неспособность находить сходство между предметами на более высоком, абстрактном уровне, и функции самоконтроля за своими действиями традионно соотносятся с лобными долями мозга, то быстрая истощаемость вследствие умственного усилия, слезливость и слабость, возникающие как "охранительное торможение" перегруженной психики, нейропсихологи традиционно соотносят со стволовыми структурами мозга.


На уровне не нейропсихологии, а поведения, неуспехи ребёнка с ЗПП выглядет как примитивность интересов, потребностей и мотивов, неспособность постараться, вникнуть, совершить усилие, удовлетворённость самым скудным, поверхностным или случайно названным ответом. При возникновении трудностей умственно отсталые дети даже не пытаются их преодолевать.


Они избегают заданий обычной (не говоря уже о повышенной) сложности, и легко бросают выполнение задания на середине, если оно не поддаётся. Одним словом, ищут лёгкой дороги.


Всё это описывается психологами как недостаточно развитый волевой компонент в структуре личности. Если воспитатели настаивают, дети с ЗПП легко формируют "условно желательный симптом" и начинают жаловаться на здоровье, чтобы уклониться от учебного процесса (подтвердите примерами из истории).


Эмоции также недоразвиты. Чем глубже умственная отсталость, тем грубее эмоции (без оттенков переживаний), тем они лабильнее (неустойчивее, легко сменяют одна другую), тем поверхностнее (возникают как отклик на ситуацию снаружи, переживания внутри не вызывают волнения).


Целеполагание и самостоятельное планирование деятельности совершенно закономерно оказывается тоже недоразвитым. Ребёнок с ЗПП приступает к заданию без предварительной ориентировки в нём. В ходе выполнения поручения умственно отсталые ориентируются не на конечную цель, а на одобрение того, кто присутствует при выполнении задания.


Всё вышеперечисленное накладывает неизгладимую печать на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми.


Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе родителей


В соответствии с доступным ему уровнем восприятия и осмысления новой для него ситуации, отвлекая от дискомфорта, переключая внимание на приятное ребёнку.


Говорить надо максимально конкретно и бытовым языком: теперь будешь жить тут по таким дням, а тут на таким. Пойдём посмотрим интересное кино.


Вопросы по материалу для студентов-психологов


1. Вопрос "Папа, почему вы развелись" девочка могла была задать ещё в возрасте "почемучек", то есть в 4-6 лет. Какой вывод делает психолог из факта, что девочка смогла задать этот вопрос только после двух лет нахождения в ситуации развода родителей, в 8 лет?


2. Дети с умственной отсталостью проявляют себя как ведомые. Кто из членов семьи является "ведущим" для героини истории, на кого она ориентируется в повседневной жизни?

Как сказать умственно отсталому ребёнку о разводе Дети, Развод, Психология, Умственная отсталость, Длиннопост

Источник: https://zen.yandex.ru/media/etalon/kak-skazat-umstvenno-otst...

Показать полностью 1

Когда возраст берёт своё

Пост в Лигу психотерапии.


С возрастом слабеет память, ухудшаются внимание и мышление. Это называется "когнитивным снижением" и приводит к нарушению способности выполнять то, что хорошо умел делать раньше. Водить машину, готовить сложные блюда, обращаться с деньгами, наконец, самому одеваться...


Обычно родственникам задают вопросы про образ жизни пожилого человека. Для упрощения процедуры оценки теперь применяются специальные опросники с использованием графики, например:

Когда возраст берёт своё Деменция, Анкета, Старость, Психология

А вы справляетесь с этими задачами в полном объёме, не требуя помощи? :)


Ещё посты по теме старения:

Когнитивное снижение и мы

https://pikabu.ru/story/kognitivnoe_snizhenie_i_myi_4671809


Как возраст может разрушить связь с реальностью

https://pikabu.ru/story/kak_vozrast_mozhet_razrushit_svyaz_s...


Что делать, если диагностировали деменцию

https://pikabu.ru/story/chto_delat_esli_diagnostirovali_deme...

Показать полностью 1

Гений и психические отклонения

Пост в Лигу психотерапии.


Прочла в блоге Андрея Егорова, делюсь.


"Давно доказано многочисленными исследованиями, что абсолютное большинство творческих и креативных людей страдают психическими отклонениями. Сейчас наука шагнула далеко вперед. И возникает любопытный этический вопрос.


Корреляция между творчеством и психическими расстройствами реально существует и обосновывается, как оказалось, генетикой. Если мы изолируем гены или полигены, которые «виновны» в ментальной болезни, то вместе с расстройством психики исчезнет и талант. Таким образом мы лишим человечество великих произведений искусства. В то же время, если из любви к творчеству отказаться от лечения гения, а он потом совершит самоубийство, можно ли считать, что в этом отчасти виноваты врачи и общество, которое жадно пожирает все им созданное, но не бережет человека, отказываясь ему помочь?!

Гений и психические отклонения Психиатрия, Гениально, Психология

Большинство исследований показывают, что ярко выраженные творческие способности нередко сочетаются с высоким риском депрессии, шизофрении и биполярного расстройства. Последнее сопутствует креативности особенно часто. Шведские ученые, к примеру, в 2013 году масштабное провели исследование и установили, что люди, чья работа связана с творчеством или наукой, с большей долей вероятности имеют биполярное расстройство или родственника с биполярным расстройством. А если говорить конкретно о писателях, то тут прослеживается еще и склонность к шизофрении, депрессии, злоупотреблению алкоголем или наркотиками и суициду.


Возможно, дело в том, что у людей с биполярным расстройством во время выхода из депрессивной фазы лобная доля мозга становится очень активной, аналогичную картину можно наблюдать, когда человек концентрируется на творческой задаче. Еще это можно объяснить тем, что при маниакальной фазе у больного с биполярным расстройством появляется огромное количество идей. Чем больше у человека мыслей, тем выше вероятность, что среди них есть, в том числе, уникальные.


По мнению профессора Элин Сакс из университета Южной Калифорнии, у людей с отклонениями психический фильтр работает слабее. Они могут спокойно жить с двумя взаимоисключающими идеями в голове, и это помогает им находить почти невидимые связи, которые другие, скорее всего, не заметят.


Некоторые ученые пытались выяснить, можно ли объяснить корреляцию творческих способностей и психических отклонений с помощью генетики. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале «Nature Neuroscience», показывает, что такая возможность действительно реальна.


Группа ученых проанализировала данные 86 тысяч исландцев и 35 тысяч шведов и датчан. Оказалось, что у людей с творческими профессиями и участников различных арт-объединений более высокий генетический риск шизофрении и биполярного расстройства, который обусловлен полигенами (это тип генов, которые контролируют какой-либо признак только совместно).


Но правда заключается и в том, что не все психопаты, алкоголики и наркоманы обладают талантом и креативностью. Среди них полным-полно людей, напрочь лишенных креативности и творческого потенциала. И их действительно нужно лечить. А гениев лучше всего оставить в покое. Пусть проживут короткую, но яркую, жизнь".

Источник


А вы как думаете?

Показать полностью 1

Шуточный тест

Посмотрите на серию из четырех изображений.


Что вы видите на этих картинках?

Шуточный тест Тест, Психология, Девушки, Лабутены, Длиннопост

А) голые ноги
Б) девушек в разноцветных босоножках
В) какую-то непонятную фигню у них в руках
Г) ничего не вижу, просто завидую фотографу

Шуточный тест Тест, Психология, Девушки, Лабутены, Длиннопост

Д) это девушки в купальниках
Е) это Инстаграм
Ж) на них лабутены
З) одежда и обувь подобраны в тон кожи

Шуточный тест Тест, Психология, Девушки, Лабутены, Длиннопост

И) худые какие-то
К) вялые какие-то
Л) безголовые какие-то
М) интересно, сколько времени подбирали по цвету

Шуточный тест Тест, Психология, Девушки, Лабутены, Длиннопост

Н) это фотомодели
О) никакого понятия про дисциплину в строю
П) хочу к ним на съемочную площадку!
Р) хочу быть режиссёром и делать много таких постановок самому

С) это скриншоты с телефона. Ваш кэп

Это пост в Лигу психотерапии. Осторожно, ваш ответ в этом посте может быть интерпретирован!

Показать полностью 4

Пост-дайджест

Материалы по теме "интеллект" в Лиге психотерапии в 2016 году.


Интеллект - это способность решать задачи. Каждый образованный человек знает, что уровень интеллекта бывает средним, выше среднего и ниже среднего. Мы говорили об этом здесь

Бобби Фишер и его IQ в 187 баллов

Бобби Фишер: взлёт

Бобби Фишер: падение

Жизнь с ребёнком-имбецилом

Когда вы поняли, что встречаетесь с идиотом?

Когнитивное снижение и мы


Многие знают, про то, что интеллект можно измерить тестами на IQ, которые учитывают словесный (вербальный) и практический (невербальный) интеллект. Мы говорили об этом здесь

Тест Равена

Тест Равена (продолжение)

Эмоциональный интеллект

Вопрос психологам про тесты

Интеллект детей и опыт работы за компьютером


Ховард Гарднер был первым, кто осмелился предложить новый взгляд на устоявшуюся теорию. У каждого из нас несколько разных видов интеллекта, заявил он. На эту тему мы говорили здесь

Какой бывает интеллект?

Какой бывает интеллект? (продолжение)

Какой бывает интеллект? (продолжение)

Какой бывает интеллект?

Смышлёныш


А тему межличностного интеллекта (социального интеллекта) обсуждали здесь

Где же баг?

Угадайка "Межличностный интеллект"

Где же баг? Как отладить?

Угадайка "Про межличносный интеллект" Серия 2

Угадайка "Про межличностный интеллект" Серия 1

Искусство намёка: как упражняли социальный интеллект люди девятнадцатого века


С наступающим 2017 годом подписчиков Лиги психотерапии!

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Когнитивное снижение и мы

Пост в Лигу психотерапии.


Если взрослый глупеет, ему нужны препараты, поддерживающие мозговую активность и наблюдение врача. Как узнать, глупеет взрослый человек или нет? Для ответа на этот вопрос в медицине вот уже четвёртый десяток лет применяется процедура МиниМентал. Она подробно и наглядно представлена в виде check-list на русском языке, здесь


https://yadi.sk/i/Al9gIzLg32akiU


Когда взрослый человек глупеет, о нём говорят, что он начал выживать из ума или уже выжил из ума. Первое описание прогрессирующего снижения когнитивных функций - сосудистой постинсультной деменции, было дано английским анатомом и врачом Thomas Willis в монографии "De Anima Brutorum" в 1672 году.


На языке современной медицины стойкое снижение познавательной деятельности называется когнитивным снижением, а когда оно сопровождается утратой ранее усвоенных практических навыков и школьных знаний и невозможностью приобретения новых навыков и знаний, - деменцией. Олигофрения - врождённое слабоумие, деменция - приобретённое. Чаще всего деменцию вызывают болезнь Альцгеймера и нарушения циркуляции крови в сосудах головного мозга. Не обязательно доживать до преклонных лет, чтобы начать глупеть, увы.


Проверьте сначала себя, молодой человек :)

Когнитивное снижение и мы Психология, Интеллект, Деменция, Видео, Длиннопост

Фото взято со страницы

http://www.hamar-krisesenter.no/Voldmoteldre/tabid/4377/lang...


Сегодня существует версия теста МиниМентал на английском языке для планшетов и смартфонов на http://www.minimental.com/


Вопрос взрослых детей, срывать с места стареющих родителей или не трогать, оставить в привычных стенах, - это в том числе и вопрос когнитивных возможностей родителей.


Приспосабливаться к новому месту жительства и новому району города для человека с деменцией - сверхнагрузка. В привычной среде, поддерживаемый бытовыми рутинами, когнитивно сниженный человек более адаптивен, чем в новой для него обстановке после переезда.


В современной Европе апробирована и такая форма помощи дементным людям: деревня для дементных стариков. Видео на английском языке от СNN, 23 минуты


https://youtu.be/LwiOBlyWpko

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!