Гальванопластика: А оно не портится?
В постах про мозги были утверждения, что надо было сначала высушить, а то сгниют и будут пахнуть. Время покажет, конечно, и, если не забуду, после НГ покажу один из первых наших замедненных орехов (специально отложили в сторону и не выставили на продажу). Но пока попробуем чуток потеоретизировать.
Итак, что может сгнить и пахнуть в гальванопластике? Судя по словам мастеров, работающих с животным материалом (насекомые и т.п.), от них рано или поздно появляется запах. Если, конечно, не выжигать "внутренности" украшения. Т.е. оставшаяся внутри медного слоя животная органика гниет, и ароматы от этого дела пробиваются через микропоры, которые неизбежно останутся в объекте столь сложной и замысловатой формы. Ну невозможно полность абсолютно герметично покрыть такое угловатое животное, все же будут небольшие участки где-то в глубинах, куда медь не дойдет. Повторюсь, это не наш собственный опыт. Это со слов некоторых мастеров, которые занимаются меднением насекомых в том числе. Я лишь предполагаю, почему такое происходит.
Теперь вернемся к нашим "мозгам". Да, конечно, орех точно так же остается внутри медного слоя. И, разумеется, он представляет собой органику. Но есть нюансы. Во-первых, органика растительного и животного происхождения существенно различаются. Во-вторых, в животном организме есть множество полостей, где может что-то затечь, застояться, а при наличии каких-то микроорганизмов – еще и сгнить. В орехе таких полостей нет. Да и большое количество жира обеспечивает дополнительную гидрозащиту в гальванической ванне. И это не считая гидроизоляционного слоя на этапе подготовки к меднению. Но, опять же, посмотрим через месяц-другой (думаю, после Нового Года уже будет понятно).
Ну и самое главное: качество медного слоя. Высокая сила тока экономит время, но даёт зернистость. А это и микропоры, в которых сидит остаточная кислота, и отсуствие блеска. С опытом мы вышли на режим, позволяющий создать гладкий и практически монолитный медный слой на поверхности предмета.
Теперь немного уже из нашей практики. У нас есть опыт меднения других плодов тоже. В частности, граната и (неожиданно) ежевики. О, точно, еще анис меднили! И кофе, и желуди, но о них уже не будем. Итак, пойдем по пунктам.
Плоды граната (маленького, растет в горшочке на подоконнике). В работу идут высохшие, но в ходе меднения, предположительно, какое-то количество электролита попадает внутрь. Никаких проблем с гниением и запахом не было вообще. Опыт работы с гранатом – лет 8, и несколько штук еще из первых партий у нас сохранилось.
Трещинку загерметизировали на этапе подготовки.
Года 4 назад опробировали новую токопроводящую краску, впечатлились и решили попробовать меднить по свежему. В качестве подопытного подвернулась ежевика. Сначала взяли практически спелую, она в электролите сморщилась. А потом додумались брать неспелую, и стало значительно интереснее. Вот оно в процессе: исходный материал и одна ягода с первичным слоем меди.
В итоге в работу пускали ягоды, которые только начинали краснеть, но были ещё довольно плотными.
А вот уже готовые украшения. Справа, в черной патине, спелая и сморщенная.
Две остальные делались из незрелых ягод. А вот одна из ягод на сегодняшний день (это не из предыдущего снимка, но из той же партии).
Стрелками указаны места, где патина немного стерлась от контакта с кожей (этот кулон отжала Татка в 2020-м и носит его до сих пор).
И, опять-таки, никакого запаха, никакого гниения.
А теперь о том, что пахнет. По крайней мере, поначалу. Анис. Им мы тоже занимаемся лет так 6-7. Вот от него точно пахнет, но не гнилью, а специями. Его родным запахом. И то, не всегда, а только когда в глубине остаются поры, в которые не заходит медь. Запаха гниения, опять-таки, никогда не было. То же самое касается кофейных зерен.
В общем, исходя из имеющегося опыта (а несколько лет наблюдений – это немало, как по мне) я практически уверен, что и с "мозгами" все будет в порядке и без сюрпризов. Но после праздников постараюсь не забыть и вернуться к этому вопросу.
Рукодельники
56.2K постов59.2K подписчика
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.