Джон Сноу, холера, лоботомия и почему трудно отлепиться от трендов
Мы как вид, с одной стороны, любопытны, а с другой – консервативны. Привычное = безопасное: ведь мы раньше так делали и не померли, успех! Привычное требует меньших затрат энергии, в нём уже удобно, так что идите нафиг с идеями что-то менять – но если уж менять, то на что-нибудь безусловно работающее, непогрешимое и точно-точно спасительное.
Нам давеча попалась статья про лоботомию, и мы вдруг поняли, как удобно на примере медицины иллюстрировать типичные баги человечьего мышления. Ведь медицина – область, по определению открытая инновациям, иногда – сверх меры. А иногда – настолько инерционная, что диву даёшься, как люди вообще умудрились выжить.
Вот, судите сами!
Из родзала сразу в морг
Ещё в Древнем Риме врачи рекомендовали «омывать руки» перед хирургическими операциями, но когда Рим пал, всё забылось. В следующий раз светлая мысль о мытье рук посетила врачей, точнее, одного венгерского акушера Игнаца Земмельвейса, аж в середине XIX века. Он заметил, что уровень смертности рожениц особенно высок в ближайшем к моргу отделении. Да, вот прям одними и теми же руками одни и те же врачи сначала вскрывали мёртвые тела, а потом помогали рождаться живым. И замызганность врачебного халата считалась признаком трудолюбия.
Земмельвейс в своей клинике ввёл правило обязательного мытья рук – и о чудо, женщины перестали умирать пачками от родильной горячки, и слава о чудо-больнице понеслась по городу.
И что? А ничего, врачебное сообщество дружно послало Земмельвейса нафиг вместе с его опытом. Потому что про бактерии были ещё не в курсе, а если роженицы мрут или отказываются рожать в больницах – ну, это они напрасно. Признать, что причина родильной горячки – грязные руки врача, для аксакалов медицины значило расписаться в убийстве тысяч женщин.
Игнаца запинали, как мамонта, довели до нервного срыва, и только полвека спустя европейские медики начали таки мыть руки после морга.
Джон Сноу и холера
В той же середине XIX века в Лондоне бушевала эпидемия холеры. Тогда мейстер… то есть врач по имени Джон Сноу (серьёзно, был такой врач) провёл большое исследование, которое показало, что холера распространяется через воду. Сноу изучал колонки в заражённых районах, вёл статистику смертей, карту рисовал…
И что? Правильно: медицинское сообщество запинало Джона Сону, как мамонта. Всякий дурак «знал», что болезни переносятся миазмами, а вовсе не водой. Светила медицины чхать хотели на карты и доказательства, не для того эволюция задарила им когнитивные искажения.
Тренд на лоботомию
Лоботомия – операция по удалению/иссечению нервных волокон, которые соединяют лобную долю с другими областями мозга. Первые такие операции начали проводить в конце XIX века, а в 1930-х они стали жутко популярными. Лоботомией «лечили» психические заболевания – альтернатив тогда не было, и операции проводились тысячами, в том числе детям.
Со временем лоботомию стали применять для всех недугов подряд, от заболеваний ЖКТ до головных болей. А доктор Фримен, главный продвигатор лоботомии в США, проводил операции прямо в фургоне, в котором гастролировал по всей стране.
Иногда операции приводили к серьёзным побочкам, физическим нарушениям, потере интеллекта. Например, 23-летнюю сестру Джона Кеннеди, Розмари, «полечили» лоботомией от депрессии, и остаток своей долгой жизни она провела на уровне развития двухлетнего ребёнка, немого и неходячего. А 5% пациентов умирали во время операции.
Тем не менее, долгое время лоботомия была модной, популярной и считалась очень эффективной.
Почему? Как же наблюдения, статистика, научные публикации?
Многие пациенты, перенесшие лоботомию, были заперты в стационарах, а смартфонов тогда не существовало. Родственники из внешнего мира не сильно стремились видеть этих людей, не говорили с ними, не оценивали их состояние. Врачи, проводившие операции, могли писать в отчётах что угодно и бодро отчитывались, что пациентам полегчало несказанно, ну или хоть немного.
Не обязательно в этих отчётах был злой умысел. Голова наша так устроена: мы ищем подтверждения тому, во что верим. Вполне вероятно, многие медики искренне верили в успех операций и объясняли ухудшения какими-то другими факторами.
Если весь мир «знает», что держит в руках волшебную таблетку, трудно не найти хоть каких-то подтверждений её волшебности.
В СССР лоботомию запретили в 1950-х. Но в других странах операции проводили, только не падайте, до конца 1980-х годов. Последней сдалась Франция, но есть информация, что лоботомию можно «организовать» в Центральной или Южной Америке и по сей день (но это не точно). Суммарно в мире официально провели примерно сто тысяч лоботомий, из которых почти половина пришлась на США. Некоторым пациентам операцию сделали несколько раз.
Потому что тренд и «все знают» не нуждаются в подачках реальности.
При чем тут Амивео и научная организация труда расскажем в следующем посте. А пока можем в комментариях поделиться ужасами карательной медицины и личными страшилками из склепа стоматолога.
