Connie в Дюссельдорфе

Здравствуйте, любители авиации. Продолжаю рубрику постов про историю авиации.


Сегодня речь пойдет о символе золотого века авиаперевозок, о самом узнаваемом тогда лайнере, получившем прозвище Connie. Итак, Lockheed Constellation/Super Constellation.

По традиции, начнем с фотографии. На ней изображён Lockheed L-1049G Super Constellation в аэропорту Дюссельдорфа — один из немногих выпущенных с носовым обтекателем, похожим на обтекатель простой Constellation.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

Это самолёт с б/н D-ALID, C/N 4647, произведенный в далёком 1956м году.


Ну что ж, начнем с истории.


На дворе начало 1900х. Самолёт братьев Райт впервые поднялся в воздух. Через девять лет, три увлеченных брата, вложив свой капитал, создали фирму по постройке самолётов. Первенцем стал небольшой гидросамолет, который успеха не сыскал. Новая фирма пыталась хоть как-то заработать на постройке чужих самолётов, используя свою инфраструктуру. Это дело тоже особо не шло. В итоге пост главы компании занял человек, который не был одним из братьев. И уже после этого она начала приносить прибыль. А с постройкой пассажирских самолётов вообще перестала быть какой-то небольшой захолустной компанией.


Авиакомпании просили Lockheed создать что-то значительно крупнее.

Так началась история прекрасного лайнера, продолжавшаяся до сих пор. Модель получила код Model 44. Главным заказчиком стала TWA.


Были заявлены прекрасные характеристики - вместимость 40 пассажиров при полной герметичности кабины, скорость 550 километров в час и способность выполнять трансатлантические рейсы без посадок. Естественно, они понравились не только TWА. ВВС, которые хотели грузовой и десантный самолёт, положили глаз на проект с самого начала. Компания Lockheed вела совместные с ними исследования по теме двигателей, аэродинамики и т.д.


Поговорим о конструкции.

Из-за недостатка устойчивости киль удлинили, а потом вообще разбили на три части для безопасной уборки в ангар.


Проблемы подстерегали фирму на каждом шагу. Из-за сильных вибраций пришлось увеличить диаметр винтов, а также размер стоек шасси (поэтому Конни имеет заданный нос).

Необычная форма фюзеляжа улучшала аэродинамику, но возмущение потоков воздуха двигателями оказывало отрицательный эффект на оперение. Его пришлось переместить немного вверх.


Первые экземпляры, к сожалению, так и не попали в коммерческую эксплуатацию - помешала война.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

First Flight

19 января 1943 года состоялся первый полет прототипа. Он прошёл отлично, в процессе сертификации ничего особо переделывать не пришлось.


За год до этого ВВС США заказали 300 самолётов, что для того времени было очень много. Военные им присвоили индекс С-69. Сделали грузовой самолёт, как можно догадаться. Он, спустя 7 месяцев, встал на вооружение.


Второй поставленный для рекламы покрасили в цвета TWA. Через несколько дней его перегнали в Вашингтон, чтобы показать возможности машины.


Там он выполнял различные демонстрационные полеты. Однажды сам Орвилл Райт сел за штурвал Constellation.


Самолёт достиг заявленных характеристик. С-69 мог пересекать Атлантику всего за 8-10 часов, брать 64 солдата или легкий танк.


Но война кончилась, ВВС США отменили свой заказ. В то время множество самолётов Второй мировой было отправлено на вторичный рынок. Так поступили и с детищем Lockheed. Несколько лет компания занималась переоборудованием C-69 в гражданские лайнеры.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

Аналогичный лайнер где-то на выставке

Первый самолет, полученный авиакомпанией TWA, сделал первый испытательный полет из Вашингтона в Париж 3 декабря 1945 года, а некоторое время спустя появился на регулярных рейсах. Легендарная Pan American World Airways в июне 47го запустила регулярный кругосветный рейс. Многие авиакомпании ждали в парках свои самолёты.


Constellation обошел старика DC-4 в плане экономичности и вместимости. Уровень комфорта был высочайшим.

Портфель заказов достигал уже 100 самолётов от 8 авиакомпаний на общую сумму $75 млн (иронично, сейчас на 75 миллионов и один среднемагистрал еле купишь, если вы, конечно, не Delta Air Lines).


Вскоре после конвертирования всех военных самолётов компания занялась производством сугубо гражданских машин. Их назвали L-49, они имели 5 модификаций - две военные и три гражданские.


KLM стала первым европейским эксплуатантом Конни, ее самолёты имели необычную компоновку, играя имиджевое значение.


Чтобы не сдавать позиции на рынке, по требованию Eastern Air Lines было решено создать версию с уменьшенным уровнем шума и вибраций, а также с более мощными двигателями.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

L-649 Eastern

Ей стала L-649, взлетевшая 19 октября 1946го года.

Некоторые самолёты могли оборудоваться внешними подвесными грузовыми гондолами. Они были негерметичны, чемоданы в них промерзали до -50° при температуре около -60-70° за бортом.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

Следующая модификация — L-149 — созданная по требованиям Pan Am, имела дополнительный топливный бак и летала на 2000км дальше, чем ее базовая версия. Это позволило осуществлять беспосадочные перелеты по маршруту Нью-Йорк-Париж, правда ни одного самолета Pan Am не получили.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

L-749

L-749, первым эксплуатантом которой стала индийская а/к Air India, получила большую на три тонны грузоподъёмность, увеличенную на 500км дальность и подобие реверса двигателей. Реверс представлял из себя отрицательный угол наклона лопаток двигателей. Он регулировался из кабины, поэтому при отказе одного-двух из четырех двигателей их можно было перевести в режим флюгирования.


ВВС США, увидев 749ю, вновь положили свой глаз на Constellation. Они купили 6 самолётов, которые использовались для перевозки первых лиц государства. Они эксплуатировались, кстати, около 20 лет и покинули флот только с появлением KC-135 и Boeing 707.


Наверное, Конни настолько понравилась военным, что они решили попросить "добавку" в виде заказа на транспортный С-121. Лайнеры имели турбопоршневые двигатели (высотные нагнетатели), которые увеличивали высотность, а вследствие этого и дальность.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

С-121А

Тем временем в фирме Lockheed, которая уже почти 38 лет не являлась маленьким сарайчиком, были инициированы работы по увеличению вместимости.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

L-1049 KLM

Их итогом стало новое поколение лайнеров — L-1049 Super Constellation. Фюзеляж был удлинен на 5 метров, просторная компоновка (как тогда любили делать во многих авиакомпаниях) вмещала 68 пассажиров. В сочетании с усиленным крылом и дальностью, возросшей на несколько сотен километров, L-1049 имела хороший спрос. Взлетела в 49м году.


В 1952 лайнер адаптировали под перевозку грузов - была создана L-1049C, а затем вышла версия с большим запасом топлива.


Но после постройки замены Конни - лайнера Lockheed L-188 Electra, ее сняли с производства (в 1958м).


В то же время Военно-воздушные силы США использовали свои транспортники на полную. В мае 1949 года несколько машин модернизировали под размещение радарных комплексов.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

Самолёты WV-1 занимались морской разведкой в ВМС США, вскоре аналогичное оборудование установили на самолеты ВВС.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

C-121C

RC-121C патрулировали западные границы США, могли держаться в воздухе сутки. Поставили вращающуюся антенну под обтекатель.


Различных модернизаций было так много, что лётчики шутили насчёт вечного простаивания военных Constellation в ангаре.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

C-121D

RC-121D были чуточку лучше - оборудование обновили, увеличили дальность.

Connie в Дюссельдорфе Авиация, История авиации, Самолет, Lockheed, Поршневой двигатель, Гражданская авиация, ВВС, Us Air Force, Us navy, Холодная война, Война во Вьетнаме, Длиннопост

C-121H

RC-121H имели компьютер на борту, поэтому спектр задач был расширен.


У ВВС к 73 году было 224 самолёта RC-121 разных модификаций. Последняя модернизация была в 1973 году, перед отставкой этого типа воздушных судов.


Военная Конни была активна в холодную войну. Радиоэлектронная разведка позволяла держать страну в спокойствии и безопасности.


Можно отдельно выделить вклад самолёта и в войне во Вьетнаме.


День и ночь RC-121 сменяли друг друга. Они прибыли туда в апреле 65го, совершили более 13000 вылетов, нашли много потерявшихся летчиков и военных, обеспечивали оборону. Тут 121е были хороши. Хоть лайнеры с ревущими бочками и летали быстрее, эти самые ревущие бочки постоянно нуждались в ремонте. Реактивные двигатели того времени оставляли желать лучшего.

Именно показатели надежности Конни, их неприхотливость и высокие ТТХ позволили военным закрывать глаза на сложность ремонта.


Один самолёт RC-121 имитировал радиообмен при "воздушном бое". Лётчики противника велись на это и вылетали на подмогу несуществующим товарищам.


Грузовые С-121 превращали в летающие госпитали, в них спасли тысячи солдат.


В мае 1974 года последнее военное Созвездие совершило последний вылет во Вьетнаме.


В конце эксплуатации на некоторые самолёты подвесили двигатели от С-130 Hercules. Но успеха эта модификация не сыскала. Lockheed были скептически настроены насчёт турбовинтовой силовой установки.

Возможность переоборудования L-1049 на турбовинт для обеспечения конкуренции DC-7 тоже оказалась никому не нужна.

Настал тот момент, когда стали нужны реактивные машины. КС-135 и Boeing 707 выигрывали.


В начале 60х ведущие авиакомпании сняли Конни с эксплуатации. Они, как и военные братья, не исчерпали свой ресурс. На 1965й год большинство летающих машин находилось в парках региональных компаний.


Последний военный RC/C-121 совершил последний полет в июне 1982го, как и большинство гражданских машин.


На данный момент несколько десятков Конни продолжают летать и выполнять туристические рейсы. Созвездие оставило огромный след в истории, став символом золотого века авиации.


История самолёта началась до войны, массовая эксплуатация закончилась с полетами космических челноков Space Shuttle, а полеты продолжаются до сих пор, когда SpaceX строит Starship-ы и готовит их к полетам на Марс.


Вот такая история у этого красавца получилась.


Прошлые посты можно найти по тегу "История авиации".


Прошлый пост

AviaChatChannel

Медиа: Airliners.net

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу