10

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены

В советское время основная ставка делалась на индустриальную экономику. По всей стране в городах строились десятки комбинатов, фабрик и заводов, которые давали рабочие места миллионам людей. В послевоенные годы активно развивалась автомобильная промышленность - выпускались легковые машины, грузовики, автобусы, микроавтобусы и троллейбусы. В 1980 году в СССР было выпущено 2,2 млн. автомобилей, из них 1,3 млн. легковых машин, причем до 25% выпущенных легковушек отправляли на экспорт.

Однако после распада СССР и прихода капитализма из-за открывшихся границ в страны бывшего СССР хлынул поток западной б/у автотехники, с которой многие отечественные производители не смогли конкурировать. Кроме того, руководство многих автопредприятий не смогло вовремя встать на рыночные рельсы, адаптироваться к новым рыночных реалиям. Все это привело к череде банкротств некогда крупных автогигантов, чьей продукцией в быту, сфере перевозок и народном хозяйстве пользовались миллионы советских граждан и тысячи предприятий.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить 5 советских автозаводов-гигантов, которые канули в лету за почти 35 лет рыночной экономики.

1. Завод имени Лихачева (ЗИЛ)

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены Транспорт, Автобус, Завод, Промышленность, СССР, Зил, Ераз, Колхида, Лаз, Длиннопост

Старейший автозавод на юге Москвы был открыт еще в 1916 году в Российской империи братьями Рябушинскими. После Октябрьской революции завод был национализирован, на нем наладили выпуск грузовиков, а также легковых авто представительского класса для номенклатуры и автобусов. В качестве попутной продукции на заводе выпускались холодильники и велосипеды. В брежневские годы на заводе ежегодно собирали примерно по 200 тыс. грузовиков.

К самым известным моделям, которые сошли с зиловского конвейера, можно отнести грузовики АМО-Ф-15, ЗИЛ-130 и правительственные лимузины ЗИС-110 и ЗИЛ-4104.

В 90-е годы завод пытался держаться на плаву за счёт выпуска среднетоннажных "Бычков", но со временем проиграл конкурентам. В 2014 году бывший автогигант был окончательно закрыт. Сейчас на его месте ведется строительство жилого квартала Зиларт. Почти все заводские постройки снесены.

2. Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены Транспорт, Автобус, Завод, Промышленность, СССР, Зил, Ераз, Колхида, Лаз, Длиннопост

Завод, специализировавшийся на выпуске бескапотных грузовиков, был основан в 1951 году в грузинском Кутаиси. Наиболее известной продукцией завода стали тягачи и самосвалы марки "Колхида" КАЗ-608 и КАЗ-4540 для сельской местности, где во многом использовались агрегаты от ЗИЛа. У советских водителей они пользовались дурной славой из-за низкой надёжности и конструкторских недостатков. Среди шоферов даже ходила шутка: "Нет зверя страшнее рыси и тягача из Кутаиси". В то же время кабина грузовиков имела оригинальный дизайн.

С распадом СССР завод лишился привычного рынка сбыта. Малыми партиями грузовики выпускали до 2001 года, когда предприятие окончательно встало.

3. Рижская автобусная фабрика (РАФ)

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены Транспорт, Автобус, Завод, Промышленность, СССР, Зил, Ераз, Колхида, Лаз, Длиннопост

Предприятие было создано в Риге в 1949 году и специализировалось на выпуске микроавтобусов. Самыми известными моделями стали РАФ-977 и РАФ-2203, которые по всему Союзу использовались как маршрутный такси и машины скорой помощи. В 1976 году был введены в строй дополнительный завод в Елгаве.

После распада СССР небольшая балтийская страна лишилась рынков сбыта - Европе её продукция была не нужна, а в Россию свободную нишу быстро заняли более современные Газели. В 1997 году завод обанкротился. Бывшие фабричный помещения сейчас сдаются в аренду или заброшены.

4. Серпуховский автомобильный завод (СеАЗ)

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены Транспорт, Автобус, Завод, Промышленность, СССР, Зил, Ераз, Колхида, Лаз, Длиннопост

Основанный в 1939 году завод специализировался на выпуске малолитражек и мотоколясок для инвалидов. Автомобили серий Ока (в партнерство с АвтоВАЗом) и СМЗ выпускались сотнями тысяч. Попутно в цехах делали детские велосипеды. После кризиса 2008 года рентабельность производства резко упала, а в 2013 году завод закрылся. Сейчас на месте завода организован индустриальный парк, помещения сдаются в аренду.

5. Львовский автобусный завод (ЛАЗ)

5 крупнейших автозаводов СССР, которые сейчас заброшены или снесены Транспорт, Автобус, Завод, Промышленность, СССР, Зил, Ераз, Колхида, Лаз, Длиннопост

Завод, специализировавшийся на выпуске междугородных и туристских автобусов, был основан во Львове в 1945 году после включения Западной Украины в состав СССР. К 1980-м годам завод стал крупнейшим в мире автобусостроительным предприятием, выпуская до 15000 машин в год. Автобусы ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699 ежегодно перевозили миллионы советских пассажиров и туристов.

В 90-е годы завод переключился на выпуск городских автобусов и троллейбусов CityLAZ и ElectroLAZ для внутреннего рынка. В 2014 году из-за долгов и проблем с собственника и производство было полностью остановлено.

Больше похожих статей на моем Дзен-канале Ностальгия по СССР и 90-м

👍 Подпишись, плюсуй, комментируй!

Источник: https://dzen.ru/a/ZvP1Hoas_253QNtZ