Серия «Urbex Abkhazia»

345
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

Легенды Морфлота: подробно про заброшенный советский санаторий Маяк, что мирно спит в черноморских джунглях

Санаторий Министерства Морского Флота. Один из первых и один из самых красивых санаториев Советского Союза. Увидев много лет назад снимки удивительного по своей красоте места, подписанные как заброшенный санаторий «Маяк» в Абхазии, я сразу же захотел здесь побывать, и вот, спустя годы, желание наконец-то сбылось.

Санаторий стоит на горе, возвышающейся над Цихервским ущельем, и его прекрасно видно с моря, но с берега корпуса санатория скрыты от глаз посторонних. Место уединенное, но с превосходным видом на море, не удивительно, что спустя некоторое время здесь построили две госдачи, работающие, в отличие от санатория, и по сегодняшний день.

Архивная фотография санатория Маяк, 1951 год

Архивная фотография санатория Маяк, 1951 год

Красивое название «Маяк» санаторий получил, когда перешёл в ведение Минздрава ГССР, а до той поры он назывался «Санаторий министерства морского флота СССР» или, как говорили местные, «Морфлот».

Холодная, дождливая и мрачная во всех отношениях погода как нельзя лучше подчёркивала упадок заброшенных корпусов, но вынуждала перемещаться от здания к зданию.

Лечебный корпус

Начнём осмотр с лечебного корпуса санатория. Не типовое кирпичное здание в стиле «Сталинского ампира» с колоннами и лепниной построили в 1956 году. К сожалению, история не сохранила до наших дней имени архитектора, а спросить не у кого — территория абсолютно безлюдна.

Охранник здесь появляется по настроению или только в хорошую погоду. Вернувшись спустя несколько дней, чтобы сделать заглавную фотографию с воздуха для обложки статьи, я увидел припаркованную на территории машину, но, возможно, это были такие же туристы, любители архитектуры.

Оставшиеся «артефакты» из советского прошлого: остатки оборудования, рентгеновские снимки и разбросанные по комнатам массивные сейфы всё ещё напоминают о медицинском предназначении здания.

Правда, с такой непостоянной охраной неудивительно, что всё ценное давно растащили. Батареи ещё на месте, но это не поможет, когда собственную котельную полностью порезали на металлолом.

Жилой корпус №1 (Главный корпус)

Самый старый, самый главный и самый красивый из корпусов санатория «Маяк». Корпус построили из литого бетона в 1938 году, и санаторий успел поработать ещё до Великой Отечественной войны, что и делает его одним из самых старых санаториев на территории Советского Союза.

Здание, словно выросшее из скалы, каскадом спускается ниже к фонтану, а далее располагается массивная лестница, что соединяет площадь перед главным корпусом с остальной территорией санатория.

Несмотря на название, основной номерной фонд располагался в других корпусах. Здесь же основной интерес представляют остатки столовой, в которой, несмотря на заброшенное состояние, осталось немного утвари.

Обеденный зал довольно скромных размеров, а вот кухня внушительная.

Можно предположить, что отдыхающие ели в разное время, согласно расписанию. Сложно представить, чтобы здесь могли уместиться 200 человек, а именно такой, примерно, была вместимость санатория.

Далее по заросшей и пустынной территории спускаемся к зданию клуба.

Клуб санатория Маяк

Достоверно известно, что здание клуба на 200 человек построили в 1953 году. Сейчас только одинокий рояль напоминает о былых мероприятиях, что здесь проводились.

Каждое из этих зданий при должном подходе ещё можно восстановить, но правильная реставрация потребует больших средств, чем построить подобный санаторий с чистого листа.

Библиотека

По соседству с актовым залом располагалась библиотека. Неизвестно, кто потратил часы, разбрасывая книги и ломая книжные полки, но иначе как варварством и вандализмом это назвать нельзя.

Действительно редких и ценных книг здесь нет, но разве это достаточный повод для того, чтобы всё разнести?

Жилой корпус №2

Построенный значительно позднее, он уже был лишен так называемых архитектурных излишеств и был сугубо функциональной постройкой. В отличие от других корпусов, каждый из которых похож на заброшенный дворец, этот похож скорее на заброшенное общежитие.

Маленькие, в основном одноместные номера и удобства, расположенные на этаже. Сейчас такие условия вряд ли кто-то назовёт роскошными, но в позднесоветские годы санаторий «Маяк» не был номенклатурным, и здесь отдыхали и лечились самые простые советские граждане.

Место, что могло бы стать ещё одной достопримечательностью региона, стремительно превращается в заброшенные руины, но для печали и уже не осталось места… Ведь таков неизбежный ход истории, где циклы цивилизация-варварство обречены сменяться раз за разом.

Поддержать, пообщаться, посмотреть свежие посты - https://t.me/nord_skif

Показать полностью 31
144
Лига путешественников
Серия Urbex Abkhazia

Бесхозная база отдыха на первой береговой — внутри ни души и атмосфера позднего СССР

Грязное и мятое, как скомканный в кармане пятирублёвый пакет из пятерочки небо вот-вот разразится дождём. Или снегом. Эта зима выдалась на редкость противной. Пальмы черноморских субтропиков, возможно первый раз за много лет оказались укутаны плотным снежным покрывалом. Южная природа быстро сбросила непривычные наряды, а вот грязь, слякоть и промозглая температура около нуля никуда не девалась...

И в этих условиях, нам ещё предстояло где-то ставить палатку и ночевать. В ту поездку денег было впритык и всё же, при желании мы могли бы позволить себе "снять" целую базу отдыха.

Первая береговая, море, актовый зал с библиотекой, большой выбор номеров...

Всё как мы любим, но есть нюанс. База отдыха заброшена и совершенно бесхозна. Хотя, судя по складу сена на первом этаже, кто-то ещё недавно использовал её в качестве сарая.

Внутри — ни души и шикарно сохранившийся антураж позднего СССР.

Особенно порадовал пищеблок с большим количеством оригинальной кухонной утвари. Сейчас, мало где встретишь такую сохранность.

Номера, конечно, на любителя. Но хотя бы сухо и безветренно, а при желании можно со всего этажа, наскрести мебели на одну приличную комнату. Да-да, у меня очень своеобразное понимание комфорта...

Во всяком внутри сухо и безветренно, в отличие от негостеприимного снаружи.

И при желании, можно даже найти себе занятие. Например, почитать книги в местной библиотеке...

...правда в таком состоянии, как здесь их даже причинным местом не почитать. Даже на растопку не сгодятся. Отсырели, заплесневели и слиплись, словно забытые на десятилетие пельмени. Книжки, жалко, но здесь и уже не спасти.

Больше всего, впечатлил огромный актовый зал. По его размерам можно оценить, былое количество отдыхающих. Когда-то, здесь крутили кино и выступали артисты, но тем промозглым днём, здесь "показывали" только пару отчаявшихся найти приличное место для ночёвки путешественников.

Вообще, идея поставить палатку прямо на сцене мне импонировала и я сначала хотел написать, что так мы и сделали. Но, не хочу создавать у читателя ложного чувства безопасности, так как базу отдыха мы нашли на абхазских берегах...

..и ночевать здесь в подобных локациях, слишком безумно даже по моим меркам. Поэтому, бегло осмотрев заброшенную базу отдыха и поцокав языками на тему того, как можно такое богатство бросить — мы двинули искать дальше.

На этом всё, спасибо за внимание! База отдыха Осетия, 2021 год.

Индустриальный туризм и нетривиальное краеведение - https://t.me/nord_skif

Показать полностью 17
2628
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

Про Абхазию и электричество: большой фоторепортаж про самую большую ГРЭС в регионе (разумеется заброшенную)

СССР 30-х годов — эпоха индустриализации и электрификации. Стране нужен уголь и одно из перспективных месторождений находят в долине реки Галидзгу. Здесь, до начала Великой Отечественной войны успеют открыть 8 шахт. В годы ВОВ, местные рудники, станут единственным источником угля для всего Советского Черноморского Флота.

В 1935 году для нужд горно-обогатительных предприятий и рудников в Ткварчели, строят впечатляющих размеров ГРЭС (Государственную Районную ЭлектроСтанцию). Пройдут годы, распадётся огромная страна, а она так и останется крупнейшей в регионе.

Если посмотреть на самые старые советские снимки, то можно увидеть — ГРЭС находится практически в чистом поле. Но уже на послевоенных фото, вокруг электростанции красивый разросшийся город, который строили при участии пленных немцев.

Правда, в настоящее время даже с высоты птичьего полёта видно, что ГРЭС лежит в руинах, да и сам город совсем непохож на тот, куда приезжали работать со всего СССР…

Но «вернёмся с небес на землю» к руинам заброшенной ГРЭС, по которой, сквозь снег и кустарник, небольшая группа исследователей советского индустриального наследия «прорывается» к машзалу. Я отчаянно пытаюсь сохранить ботинки сухими, но очередной спрятавшаяся под слоем снега и опавшей листвы ручей оказывается незамеченным. В ногах характерно «захлюпало». Что же, с некоторыми вещами нужно просто смириться.

Снег в Ткварчели — редкий гость и задерживаться не привык. Стоило солнцу вскарабкаться к зениту, как он начал активно таять и окружающее пространство наполнилось трелями местных птиц и каплями, что словно по барабану, стучали по кузовам брошенных машин.

Последние, попадались на руинизированной территории в изрядном количестве. Некоторые из машин разбирали на запчасти прямо в гараже, но большая часть бывшего автопарка доживало свой век под открытом небом. Когда-нибудь сборщики металлолома доберутся и до них.

Признаюсь, мы пошли сложным путём и добраться до машинного зала можно было и более простой дорогой, минуя заросли колючей ежевики, ручьи с ледяной водой и прочие прелести заснеженной промзоны. Но сейчас, работая над текстом, обрабатывая снимки и попивая чай с малиновым вареньем, мелкие просчёты не кажутся чем-то значимым.

Трубы ГРЭС такие огромные, что приходится задирать голову.. Но стоило это сделать, как за шиворот улетела добрая порция снега, скопившегося за время проведённое в заснеженных зарослях. Теперь мокрыми, были не только ноги.

ГРЭС в Ткварчели я посещал дважды.

Первый визит пришёлся на тёплое время года и по сохранившимся фотографиям, можно не только оценить, как меняется пейзаж в зависимости от погоды, но и как относительно целые турбины в машинном зале, почти полностью исчезли за эти 2 года.

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2019 году

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2019 году

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2019 году

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2019 году

Картина — эталонного постапокалипсиса. Внушительно и грустно.

Количество металла в заброшенном машинном зале, вы можете оценить наглядно. Абхазы, в свойственной им неспешной манере, за два года всё же сумели распилить остатки советского индустриального наследия.

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2021 году

Машинный зал заброшенной ГРЭС в 2021 году

А вот пультовые практически не изменились за это время. Да и кто будет разбирать листы жести, когда есть тонны добротного металла в турбинах?

Вторая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Вторая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Вторая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Вторая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Всего в ГРЭС было 2 пультовых. Первая (на снимках ниже) — сохранилась заметно хуже и представляет из себя нагромождение мятого металла.

Первая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Первая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Первая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Первая пультовая. Пульты управления и электрощитовая

Почему остановилась ГРЭС?

Думаю, читатель уже достаточно проникся степенью запустенья огромной заброшенной ГРЭС и согласится со мной во мнении, что она уже никогда не заработает вновь. Но почему же так произошло? Оказывается, причина кроется не только в «абхазском менталитете», но и сугубо практической плоскости. Начнём с того, что в Ткварчели из двадцати тысяч жителей в советские годы, на данный момент осталось лишь пять. Уголь кончился, шахты остановлены и даже турецкие рудокопы, махнув рукой, бросили попытки докопаться до абхазского угля открытым способом…

Нет угля — нет топлива для ГРЭС. Логично? Вполне вот только уголь заканчивался уже в «80-е» и в советские годы к Ткварчели была проведена ветка газопровода, а само оборудование подготовлено к переводу на газ.

Но затем, СССР распался, в Абхазии началась война и Ткварчели на 413 дней оказался заблокирован грузинскими войсками. Во время войны ГРЭС пострадала не сильно, но последующая разруха её доконала…

Сейчас необходимости ни в угольной, ни в газовой электростанции нет, для нужд города с лихвой хватает мощности с Ингури ГЭС. Что интересно, станция долгое время находилась на консервации и когда желающих помочь с восстановлением не нашлось, турбины решили продать за границу. Но при проверке, выяснилось, что цветной металл к тому времени из турбин успели выдрать и они из дорогого промышленного оборудования превратились просто в груду металлолома.

Остаётся вопрос, почему два десятка лет ГРЭС находилась в заброшенном виде, но практически не менялась от года к году?

Ответ простой, всему виной взлетевшие цены на лом чёрных металлов. В Абхазии началась «золотая лихорадка» и пилить стали не только остатки советских заводов, которые до этого не трогали годами, но даже участки железнодорожного полотна, которые также посчитали ненужными.

Перед тем как двинуться дальше, мы решаем спуститься на первый этаж и осмотреть машинный зал снизу. Здесь, сброшенный с высоты, вдавленный в бетон лежит внушительный агрегат.

Остов гигантской турбины словно кит, выброшенный на берег. И касаясь обжигающе холодного, шершавого металла под рукой мы прощаемся с тем, что когда-то был энергетическим сердцем целого региона…

Закончим виртуальную прогулку по заброшенной ГРЭС в «угольной мельнице». Здесь, уголь перемалывался в порошок и по транспортёру в отправлялся в котельную, ныне, полностью разрушенную.

Что же касается угольных шахт, заброшенных городов, вокзалов и сопутствующей инфраструктуры, то о них я рассказывал ранее (см. серию).

На этом всё, спасибо за внимание и до новых встреч!

Источник наш небольшой клуб по интересам — https://t.me/nord_skif (просьба указывать эту ссылку при перепосте, ну и вдруг кому-то интересен подобный контент в "товарном количестве")

Показать полностью 30
116
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

"Станция Призрак" : заброшенный вокзал вымирающего советского города в горах Кавказа

Железнодорожные ворота города Ткуарчал выглядят удручающе и сейчас скорее похожи на постапокалиптическую станцию-призрак, чем на один из шедевров советской архитектуры пятидесятых годов.

Мы дождёмся рассвета и взглянем заброшенный железнодорожный вокзал днём, может быть при свете солнца он будет выглядеть лучше?

И правда под теплыми лучами южного солнца атмосфера меняется и местность уже не выглядит такой мрачной. Но станция по-прежнему пуста, пассажиров и обслуживающего персонала здесь нет. Да и как должен приехать поезд, если рельсы разобрали на металлолом?

А ведь ещё недавно отсюда вовсю уходили составы, груженные углем из месторождения в паре десятков километров от города.

Не знаю, что конкретно случилось с угольной промышленностью региона за последние годы, но разбирать единственную железнодорожную ветку — это в буквальном смысле «спилить сук на котором сидишь».

Рентабельность транспортировки угля автомобильным транспортом стремится к нулю и без железной дороги говорить о каком-то возрождении добывающей промышленности региона уже не приходится.

С момента распада Советского Союза население Ткварчели уменьшилось с 20 тысяч до 5 тысяч жителей (т.е. в 4 раза) и на какое-то время перестало сокращаться. Но если с угольной промышленностью в районе покончено, следует ждать очередной волны оттока населения.

Когда-то город был индустриальным центром Советской Абхазии, а теперь вместе с городом Гал, оторванный от основных туристических маршрутов он является одним из самых депрессивных мест в республике.

Железнодорожное сообщение с Ткварчели было открыто в 1940 году, но вокзал был построен несколько позже, уже после ВОВ. Изначально станция называлась Квезани, но с открытием полноценного вокзала стала называться Ткуарчал.

В советские годы на перронах станции было оживленно, но после грузино-абхазских «разборок» здание вокзала сильно пострадало и так и не было восстановлено. Пассажирское сообщение прекратилось много лет назад, но вплоть до недавнего времени сюда приходили грузовые составы, но теперь и это в прошлом — рельсы и вагоны отправились на металлолом

Призрак вокзала окончательно упокоился, потеряв всякую надежду на восстановление. Да и восстанавливать тут скоро будет нечего.

Ткварчели — это, пожалуй, самый грустный заброшенный вокзал Абхазии, так как прекращение железнодорожного сообщения с городом полностью лишает надежды на то, что город снова станет промышленным центром.

Координаты: 42.8473, 41.6849

Показать полностью 8
231
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

Как выглядит конец ЖД путей и последний, заброшенный вокзал в Абхазии? Съездил на границу с Грузией в город Гал

Город Гал - последний крупный населенный пункт перед границей. Это место, которое не очень подходит для туристов, поэтому оно довольно бедное и тоскливое даже по абхазским меркам.

Что я делал так далеко от основных туристических маршрутов? Изначально я хотел сделать большую серию материалов и документальный фильм о абхазской железной дороге (потом бросил эту дурную затею). Мне было очень интересно посмотреть на ее завершение, а именно на железнодорожный вокзал города Гал (Гали).

Железнодорожный вокзал города находится в заброшенном состоянии. Хотелось бы узнать, есть ли в Абхазии действующие вокзалы? Я объехал около десятка и не нашел ни одного полноценно функционирующего вокзала или железнодорожной станции (на 2019 год). Старый вокзал встречает нас ржавыми буквами на фасаде здания. Это единственные металлические элементы, кроме арматуры, которые уцелели в здании. Четверть века разрухи не прошли бесследно.

При этом, железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией существует. В основном, оно грузовое, но, как говорят, пассажирские поезда тоже ходят. Однако дальше, в Грузию, железная дорога не идет.

К сожалению, сообщения нет и не предвидится. Даже железнодорожное полотно здесь было демонтировано. Поднявшись на пешеходный переход, который раньше проходил над путями, я не заметил рельсов на всё расстояние моего взгляда.

К сожалению, когда я приехал в город Гал, я так и не достиг цели своего маршрута. Как оказалось, железная дорога здесь, формально, заканчивается, но мне еще предстоит найти физический железнодорожный тупик.

Здание вокзала находится в аварийном состоянии, поэтому, если вы захотите его посетить, то будьте осторожны. Я, например, не стал заходить внутрь и ограничился фотографированием снаружи. Тем более, что внутри здание вокзала представляет собой голые стены.

Вот такое путешествие к границе Грузии и Абхазии, а также к последнему крупному железнодорожному вокзалу в грузинском направлении. Место довольно интересное, но, признаться, я ожидал немного большего от этой части экспедиции.

Однако отрицательный результат - тоже результат!

P.S. По свежим данным за ремонт вокзалов в Абхазии наконец-то принялись, но ехать смотреть восстановленную красоту пока что-то не хочется...

Ежедневные репортажи из поездок по заброшкам публикуем здесь https://t.me/nord_skif

Показать полностью 10
127
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

В поисках брошенных торпед на руинах Лаборатории №5 (НИИ-400)

Зима. Черноморское побережье. Погода неприветлива даже для этого времени года: падает крупный снег, побережье окутано клубами пара, а на горизонте сине-бирюзовое море почти сливается с бледно-голубыми облаками.

Отсутствие заборов и то и дело прогуливающееся вдоль кромки воды местные жители совсем не та картина, которую ждёшь от некогда секретной советской Лаборатории № 5. В былые годы тут проходили испытания перспективных торпед.

Торпеды, или хотя бы то, что от них могло остаться я и хочу найти…

Первым делом я решил прогуляться до пирса. Так сказать, проверить обстановку, посмотреть на реакцию. Объект был заброшен, но не сказать, что необитаем или бесхозен. К тому же сам пирс — тоже непростой.

От заброшенных зданий к пирсу идёт железная дорога. По ней из цехов, на специальных вагонетках торпеды доставляли к крану, который затем спускал снаряды на воду. Неизвестно как именно проходили испытания, но есть предположение, что торпеды запускали от одного пирса к другому. Недаром же расстояние между пирсами ровно 300 метров?

Сейчас оба пирса используются для других целей и относительно свежий кран «Takraf» здесь стоит не случайно. Теперь, отсюда в Турцию продаётся лес, а в обмен турки привозят мелкую бытовую электронику и продукты.

Но меня интересует ни лес и ни продукты. Мне интересны торпеды, если они тут ещё остались. Поэтому, убедившись в том, что моё присутствие на пирсе никого не волнует я неспеша двинулся в сторону заброшенных зданий и спустя несколько минут оказался внутри ближайшего корпуса.

Корпус оказался административным. Пустующие кабинеты с остатками документации — это интересно, но первым делом самолёты торпеды, ну, а книжечки? А книжечки потом почитаем, если время останется.

Выхожу из заброшенного административного корпуса и прогулочным шагом иду к зданию, больше всего напоминающему цех заброшенного завода. По сути, лаборатория № 5 и была опытно-экспериментальным заводом, на которым не только испытывались, но и разрабатывались экспериментальные торпеды и мощные глубинные мины.

Ворота внутрь заброшенного цеха оказались «надёжно» закрыты, но меня не проведешь и вот я уже внутри. Как и ожидалось внутри пустота, тлен и разруха… Уже успеваю расстроится, пока не замечаю в дальнем углу цеха столь желанный сигарообразный силуэт старой торпеды…

Вот они красавицы! Дождались меня, ещё не все успели утилизировать. На некоторые торпедах красовались надписи «учебная» и «не опасно», но были торпеды из без подобных надписей.

Знания матчасти не хватает, чтобы отличить учебную торпеду от боевой, но здравый смысл подсказывает, что бросать снаряженную торпеду на заброшенном заводе дико даже по абхазским меркам.

Если боевые торпеды здесь и были, то их давно уже разоружили, оставив лишь пустую металлическую оболочку. Раскуроченные станки говорят о том, что основные работы были закончены давно и с тех пор здание стоит заброшенным.

А мне пора выходить. Административный корпус и остальную часть заброшенной лаборатории № 5 придётся осматривать в другой раз. На подходе к административному корпусу из-за угла выскочил местный житель, который на ломанном русском и крайне недоброжелательно стал объяснять, что надпись «проход зопрешон» (орфография сохранена) на заборе относится ко всей территории, а не к той, что за самим забором.

Тех, кому интересны ежедневные репортажи с заброшенных мест — буду рад видеть в Telegram

Показать полностью 19
447
Заброшенка
Серия Urbex Abkhazia

Спустились в заброшенную угольную шахту и обнаружили там руины подземной ГЭС

О крупном месторождении каменного угля в районе поселка Ткуарчал в Абхазии было известно ещё с 1900-го года, однако промышленная его разработка началась в 1935-ом году.

В 1942-ом году близ разработок был выстроен город, получивший название Ткварчели и ставший индустриальным центром Абхазской АССР. В нём была Центральная обогатительная фабрика, ГРЭС, доломитовая фабрика, завод ЖБИ, предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Любопытно, строили и проектировали Ткварчели пленные немцы, что отразилось и на его архитектуре. Поскольку город расположен в горах и из-за особенностей рельефа разделен на две части (верхнюю и нижнюю).

В советские годы две части города связывали несколько канатных дорог. Сообщение с шахтами также осуществлялось по канатной дороге, с помощью которой уголь доставлялся в поселок Акармара, откуда по железнодорожной ветке доставлялся на обогатительную фабрику.

Увы, но сейчас не сохранилось ни одной, действующей канатной дороги.

Вид на Акармарскую долину и бывшую станцию Акармара)

Вид на Акармарскую долину и бывшую станцию Акармара)

Ткварчельское месторождение было привлекательно качеством полезного ископаемого: уголь, добываемый в нём, был коксующимся – при высоких температурах мог переходить в пластическое состояние.

Такой уголь мог быть использован для выплавки чугуна. Ткварчельский уголь использовался и в других областях: из Ткварчели его везли в Кутаиси, на нём же работала Ткварчельская ГРЭС и металлургический завод в Рустави. Примечательно, что местный уголь был единственным топливом для кораблей Черноморского флота в годы ВОВ.

Всего на месторождении было 8 шахт. Самая крупная из них – Восьмая. Её открыли в 1966 году и назвали в честь Ленина. Два этажа, составляющих шахту, соединены между собой слепым стволом высотой 470 метров.

В неё то мы и отправляемся!

Разрабатывали месторождение здесь этажным способом: пласт делился на специальные протяжённые участки – «этажи», ограниченные штреками, которые, в свою очередь, делились на подэтажи и выемочные поля, разработка которых велась от центра к границам, а выемка угля – наоборот, от границ к полевому скату.

Некоторые пласты (например, первый) – из-за сложных условий залегания разрабатывался шпуровыми зарядами . Это такие заряды взрывчатки, которые закладывались в породу при ее разработке.

Поверхность с самой разработкой и стволом соединяет штрек длиной около шести километров с остатками узкоколейки в некоторых местах:

Тоннель частично подтоплен, а из-за находящихся неподалеку термальных источников в шахте сложился своеобразный климат: температура в ней, особенно в дальних частях, даже зимой не падает ниже +30 градусов.

Иногда посредством вот таких сбоек этот ходок соединяется с вентиляционным, идущим параллельно.

Остатки электро-щитовой

Остатки электро-щитовой

А тут, по-видимому, был склад аммонала (или другой взрывчатки, которая использовалась при прохождении штреков):

Склад аммонала

Склад аммонала

Ремонтное депо для электровозов и штрек, ведущий к депо:

Ремонтное депо для электровозов и штрек, ведущий к депо:

Главная «изюминка» шахты – предположительно, в 70-е годы в ней было решено разместить подземную ГЭС. Хотя огромное помещение для нее (подземный цех высотой в 4 этажа) было построено, в эксплуатацию ее так и не ввели – по рассказам бывших рабочих, по техническим причинам не удалось установить турбины для ГЭС, а сам проект вскоре был заморожен.

По задумка, подземная электростанция должна была обеспечивать энергией не только саму шахту, но и весь комплекс целиком. Да уж чудеса инженерной мысли. Всё-таки страной амбициозных людей был СССР, не боялись пробовать необычные технические решения.

Уже в 80-х годах добыча угля резко сократилась, а основной его потребитель в этом районе – Ткварчельская ГРЭС, была переведена на газ. После распада СССР, во время конфликта 1992-1993 Ткварчели пережил тяжелейшую блокаду, поселки Акармара, Джантуха и Поляна были разрушены и не восстановлены, добыча угля прекратилась.

После войны 1992-1993 часть производства пытались реанимировать. В частности, абхазо-турецкая компания «Тасмаш» продолжала разработку открытым способом, однако объёмы были не сопоставимы с объёмами добычи в советские годы.

Тех, кому интересны ежедневные репортажи с заброшенных мест — буду рад видеть в Telegram

Показать полностью 15
213

Заглянул в старинный заброшенный маяк: ступени проваливаются, а стены можно проткнуть пальцем — настолько он старый и ветхий

Берег черного моря. Металлическая башня маяка. Высота — 36 метров, но она теряется на фоне многоэтажных советских санаториев по соседству. Маяку 130 лет. Строили долго и мучительно: начали в 1875, а закончили в 1891 году.

Всему виной турецкие соседи, с которым очередной период дружбы сменился очередной кровопролитной русско-турецкой войной. Не будем углубляться в историю региона и покажем вам как сейчас выглядит старинный маяк, более сотни лет простоявший на морском берегу.

С трудом протиснувшись в техническое отверстие — оказываюсь внутри маяка. Массивная винтовая лестница теряется в темноте башни. В целом, стоит глазам привыкнуть то можно идти без фонаря — внутри достаточно светло, обшивка маяка пестрит дырами, влажный и солёный морской воздух за долгие годы превратил листы металла в настоящее решето. Местами он проржавел настолько, что его можно проткнуть пальцем.

Изначально, свет внутрь поступал только через окошки-иллюминаторы, но сейчас внутри светло скорее из-за дырок, чем из-за окошек.

Запахи и звуки внутри, словно в трюме заброшенного корабля. Лёгкий лязг и скрежет проржавевших ступеней многократно усиливается акустикой маяка. Упрощенно, конструкция представляет из себя огромный железный бак и звучит соответствующим образом.

Подъём недолгий, но волнительный. Постоянно приходится держаться за стены и внимательно смотреть под ноги. Некоторые ступеньки уже отвалились, а некоторые ждут своего часа, чтобы проломиться под ногами незадачливого путешественника и отправить его уровнем ниже.

На заброшенных объектах нужно быть предельно внимательным — того и гляди развалятся... Жалко, что памятник архитектуры находится в таком состоянии, но если не посмотреть его сейчас, то в следующий приезд уже можно его не застать. В этом регионе не принято что-то реставрировать.

Где-то посередине в центральной колонне маяка обнаруживается дверца для доступа в шахту. Изначально, в маяке стоял керосиновый прожектор, но в 1953 году его заменили на современный, электрический.

Раньше внутри был медный кабель для питания маяка, но провода куда-то пропали ещё в советские годы, когда маяк окончательно превратился в достопримечательность и был выведен из эксплуатации.

Дурной пример заразителен и спустя минут пять проведенных на вершине маяка сюда подтягивается остальная команда. Становится тесно.

К сожалению от осветительного оборудование осталось только основание. Грустное зрелище, даже стёкол лишь половина.

Всего наверху маяка три уровня-этажа. На среднем стояла «лампа», ниже находилась печь и небольшой «балкон» по кругу.

На самом верху находился шпиль, но лестница к нему не внушала и капли доверия, а три десятка метров подо мной добавляли здравомыслия.

Небольшой балкончик присутствует и средней части маяка, он нужен был для ремонта и чистки стёкол.

Вид с высоты чудесный, но на море. С остальных сторон маяк прижат высотками советских санаториев. Кстати, на крыше одного есть более современный маяк, построенный на смену этому, дореволюционному.

Вот только к нему уже не подняться. Лестница закрыта, а на вход смотрит камера. Поэтому, посмотреть вблизи как устроен новый маяк на крыше соседнего здания не получилось. Возможно, получится в другой раз.

На этом осмотр заброшенного маяка заканчивается и начинается и как бонус — небольшая байка, связанная с этим маяком.

Говорят, что как-то раз прогулочный катер Иосифа Сталина задержался и был обстрелян с маяка пограничниками, принявшими судно Вождя Народов за нарушителя советской границы. Дело было в 1935 году и что потом было с незадачливыми пограничниками — история умалчивает.

GPS-координаты места: 43.147543, 40.342405 (Абхазия, Пицунда)

На этом всё! Перенос публикаций с архива — прогресс 27 из 730. Переезжаем со ставшего Мейлом Дзена (ссылка для поисковиков) в Телеграм. Здесь, дублируем архивы.

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!