Серия «Древний Китай»

Император, построивший Великую стену

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.4, заключительная

1 2 3

18+, мат и терракотовая армия

Через несколько лет после того как он казнил Шан Яна, князь государства Цинь, Хуй Вэнь, провозгласил себя царем(ваном) (325 г. до н.э.). Другие князья решили, что они ничем не хуже и тоже провозгласили себя царями. И все продолжили херачиться. Однако Цинь при этом получило нехилый буст.

Реформы Шан Яна оказали благотворную роль для роста могущества княжества Цинь. Можно считать спорными или противоречивыми его меры по усилению контроля над обществом. Но централизация государства, целенаправленное развитие экономики и усиление вертикальной мобильности (т.е., люди растут вверх в первую очередь благодаря личным усилиям) оказали свое обычное дело. К началу III века Цинь невероятно возросло в своем могуществе.

Войны IV-III века превратились из демонстрации силы и своеобразной феодальной игры в уничтожение врага и стали необычайно кровопролитны. Наличие массы освобожденных от феодалов крестьян и сравнительно дешевого железного оружия позволяло создавать армии в десятки, а возможно и в сотни тысяч человек.

Войны велись на уничтожение живой силы противника, и пленных часто казнили тысячами. Но даже на этом фоне царство Цинь казалось соседям необычайно свирепым. Его сравнивали с диким зверем, безжалостным к врагу. Армия царства была больше, организованней и более умелой, чем у противников.Соседи пытались организовываться против Цинь, но чаще всего безрезультатно - циньцы умели в дипломатию не хуже, чем в войну.

Ярким примером полководцев Цинь является генерал Бай Ци (ум. в 257г.до н.э.).

У него было милое прозвище Мясник по человечине, или, если перевести более вольно, забойщик двуногого скота.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

А глаза добрые-добрые

За все время своей военной карьеры(294-258гг) он, воюя почти каждый год, не проиграл ни одного сражения и был неизменно безжалостен к врагу.

После первой же своей крупной битвы, при Ицюэ, он приказал казнить 240 тысяч пленных.

(Небольшое отступление. Все эти армии в сотни тысяч человек, конечно выглядят сомнительно. Для традиционных земледельческих обществ были естественные ограничения на численность армии. Они физически могли мобилизовать не более 3-5 процентов населения. Для примера, Римская империя, контролируя 60 млн. чел., держала армию в 500 тыс.)

Бай Ци рассуждал примерно так: хера ли делать с этими пленными? Утилизировать столько рабочей силы мы еще не умеем, концлагерей-то нет. Отпустить их домой? Так ведь опять мобилизуют. А если всех убить, то и воевать некому будет. Нет ножек, нет мультиков солдат, нет и войны. Такой вот борец за мир.

Вершиной полководческого искусства Бай Ци считается битва при Чанпине(260г) - самая известная до объединения Китая. К этому моменту полководец получил звание, примерно соответствующее фельдмаршалу или даже генералиссимусу.

Противником Цинь было царство Чжао.

Любопытно, что к битве циньцы провели тайную операцию - при помощи подкупов сумели отстранить от командования самого талантливого генерала Чжао, которого правитель Чжао заменил на молодого амбициозного, но без практического опыта, военачальника.

Ложным отступлением Бай Ци заманил многократно превосходящее войско врага в горное ущелье, в конце которого, сюрприз, были построены мощные укрепления. А потом и другие выходы оказались закупорены. Чжаосцев отрезали от обоза, в ущелье оказалось недостаточно воды. После нескольких безуспешных попыток прорыва, дойдя до людоедства, чжаосцы сдались, получив обещание сохранить жизни.

Но после сдачи Бай Ци приказал всех пленных, 400 тысяч человек, зарыть живьем в землю. Царство Чжао разом лишилось почти всего мужского населения. В провинции, где происходило дело, до сих пор есть блюдо "мясо Бай Ци". Мол, съешь эту сволочь.

(И опять-таки, число многократно завышенное, чисто технически представить такое сложно. Древние летописцы использовали числа иносказательно, типа, очень много. Ну, или представляются два вана за кувшинчиком рисового винца. «И вот, я приказал казнить сто тысяч человек.. - Херня, я двести». Но дыма без огня не бывает, даже если Бай Ци приказал казнить пять тысяч(а вот такое точно бывало) и зарыть живьем пару сотен, это все равно впечатляет).

Бай Ци собирался окончательно добить Чжао. Но чжаосцы дали огромную взятку циньскому первому министру, и тот отговорил своего царя продолжать войну. Было заключено перемирие. Бай Ци понял, что полная победа буквально уплыла из рук, и подал в отставку. Когда война возобновилась, царь хотел поставить командующим Бай Ци, но тот отказался под предлогом болезни. Он предвидел, что недобитый враг восстановится, война затянется и другие царства включатся в игру. А Бай Ци не хотел, чтобы неудачная кампания замарала его белоснежное пальто непобедимого.

Так и вышло. Чжао воспряло, другие царства, опасаясь усиления Цинь, стали ему помогать.

Бай Ци все не принимал командования, но ходил вокруг царя и все повторял: "А я ведь говорил!".

Когда жопу царя перестал охлаждать даже лед со священных вершин, он разжаловал полководца в солдаты и сослал. А потом все тот же пакостный министр напел царю, что Бай Ци может перебежать к врагу. К старому военачальнику прислали гонца с пистолетом с одним патроном мечом и приказом суициднуться. Пишут, что бывший фельдмаршал не возмущался, а признал, что это карма за зарытых в землю.

Восхождение императора

Жил-был в царстве Вэй один коммерс, Люй Бувэй. Бабла у него было дохуя, захотелось власти. А торговцу тогда с этим мало светило. Но для целеустремленных людей препятствий нет.

В царстве Чжао он познакомился с неким Цзычу. Тот был внуком царя Цинь и находился в заложниках(обычная практика древности, гарантия договора). Так как внуков у царя было дохуя, а мать Цзычу была худородной, то парню власть не светила вообще. Собственно, для царя его внук был расходным материалом. Скупой дед денег на жизнь заграницей подкидывал мало. Купить дорогой халат и колесницу было не на что. Поэтому знать Чжао принца в хуй не ставила.

Люй Бувэй знал цену молодым обиженным людям с задатками. Поэтому он подкатил к парню и предложил ему продвинуть по жизни. Цзычу заржал, и сказал:  "Сначала себя продвинь". Но купец не смутился и ответил: "Не спорь со старшими я продвину тебя, а ты потом продвинешь меня. Хоrошие люди должны помогать дrуг дrугу". Побили по рукам. Люй Бувэй дал бабла принцу и поехал в Цинь. Там он подкатил к главной наложнице наследного принца. Он завалил ее баблом и сказал что-то вроде: "Ты бездетная, когда муж помрет, останешься с сорока кошками никто тебя не защитит. Усынови Цзычу, уговори мужа сделать его наследником, а он в долгу не останется". Сказано, сделано. Цзычу стал наследником.

У Люй Бувэя была молодая баба. Как-то сидя на гулянке, Цзычу на нее запал. Бувэй заметил и сказал: "Нрав? Бери себе, я еще найду. Бери, бери, пока не передумал".

Когда Цинь напало на Чжао, и заложника хотели убить, Люй Бувэй устроил ему побег.

Наконец, отец Цзычу вступил на трон, но через год помер. Казалось бы, причем здесь Бувэй? Цзычу вступил на престол. Дареную наложницу, Чжао, он сделал царицей, а ее сына наследником. Люй Бувэй пришел к успеху и стал первым министром. Цзычу тоже на свете не зажился, поправил всего три года. Его четырнадцатилетний сын, Ин Чжэн(259-210 г.до н.э), вступил на престол(246 г. до н.э.). Это был будущий император всего Китая. Есть важный нюанс. Так как мать нового царя  была бывшей наложницей Люй Бувэя, то позже утверждали, что он и есть отец Ин Чжена. Современные историки проверили эту версию и отвергли.

Тем не менее, имея крепкое положение при отце Ин Чжэна, и расположение царицы, Люй Бувэй становится, внезапно, регентом. Фактически он правит страной в 246-237 г. до н.э.

В начале регенства Бувэя произошла любопытная история. Некий инженер из царства Хань предложил проект грандиозного канала. В середине строительства оказалось, что инженер - шпион Хань и канал своеобразная экономическая диверсия, которая должна была разорить Цинь. Но, несмотря на это, инженер смог убедить царя в пользе канала, и строительство продолжилось. Канал резко увеличил площадь орошаемых земель и повысил могущество Цинь.

Люй Бувэй, видимо, в это время чувствовал себя ухватившим Небо за Мандат. Он поебывал вдовствующую царицу. Дальше, согласно Сыма Цяню, следует пассаж, от которого я, привыкший в общем-то к интересностям хроник, немного подохуел. Бувэй и царица-мать не только трахались, но и устраивали оргии. Жил-был некто Лао Ай. Он обратил на себя внимание министра своими сексуальными возможностями. У Лао Ай был такой огромный хуй, что он мог крутить на нем колесо "из тунгового дерева". Бувэй решил подогнать его царице. Лао Ай за взятку получил справку что он евнух(!) и проник во дворец. Там он стал любовником Чжао.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

Своим огромным хуем он выбил себе высокое место в циньской политической элите.У них с царицей родились дети, и они даже стали строить планы сделать их сына новым царем. Молодой царь Ин Чжен, который очень кстати стал совершеннолетним, обо всем узнал и казнил лжеевнуха с сыновьями и родичами. Люй Бувэй смог от всего отмазаться, но осадочек остался, и царь его отстранил от дел. Вокруг бывшего министра стали кучковаться недовольные, и Ин Чжэн потребовал, чтобы тот поехал в ссылку. Люй Бувэй испугался, что это только начало и хлебнул винца. Отравленного.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

История умалчивает, сказал ли он перед этим: "Я твой отец, Люй".(знаю, что японский)

Сразу после отстранения Люй Бувэя (237)молодой царь назначил министром человека, который поспособствовал успехам Цинь не меньше, а то и больше, чем сам Ин Чжэн. Его звали Ли Сы(280-208).

Он был уроженцем Чу и в молодости был дровосеком, но сумел выбиться в мелкие служащие. Однажды он сделал наблюдение. В сортире крысы злые и грязные, а в амбаре сытые и спокойные. "Вон оно что. Не мы такие, жизнь такая. Надо наверх лезть".

И полез. Стал активно грызть гранит науки. Поучившись у известного конфуцианца, он решил послать резюме в Цинь, где брали хороших спецов с удовольствием.

Учитель ему сказал: "Сын мой, политика грязное дело, и настоящему интеллигенту она западло". Ли Сы ответил: "Сидеть в говне на жопе и корчить из себя светоча - вот где западло. Спасибо за науку, но пошел-ка ты нахуй". И уехал в Цинь.

Там он смог понравиться Люй Бувэю и выдвинуться.

После отстранения Бувэя циньские придворные стали пиздеть царю, что, мол понаехали узкоглазые, жить нет, все хорошие места позанимали. Надо их выдворить. Ин Чжэн сначала повелся.

Но Ли Сы сумел выступить перед царем и напомнил ему, какая польза была от иностранцев, начиная с Шан Яна. Ин Чжэн задумался. Ли Сы добавил: "А еще чужеземки ебутся огонь, особенно из Чжао. И мы их завоюем".

"Хм - ответил царь - Это в корне меняет дело". И никого не выслал, а Ли Сы повысил.

Молодой царь окружил себя мудрыми советниками во главе с Ли Сы. Те выработали план объединения Китая. И все завертелось.

Циньцы начали раздавать всем пиздюлей с утроенной силой. В ход шли и диверсии, и наемные убийцы, и тайная дипломатия. Но главным средством была война.

Самой легкой добычей оказалось Хань, ему хватило пары пиздюлин. Присоединено в 230.С Чжао пришлось повозиться, воевали пять лет, периодически выхватывая. В 229 году талантливый генерал Ли Му смог навязать циньцам стратегический тупик. Но циньцы сделали ход конем, за взятку очернив генерала, и добились его казни. В 228 году присоединено Чжао. Ин Чжэн не поленился специально покарать обидчиков отца. Остальные государства стали что-то подозревать. Из царства Янь к Чжэну подослали убийцу. Он почти достиг цели, но царь собственноручно отбился мечом. Циньцы получили повод для нападения на Янь, окончательно присоединив его в 222 году. Вэй присоединено в 225. Государство Чу, занимавшее треть будущей империи, было завоевано не сразу, сначала циньцы потерпели фэйл, но Ин Чжэн умел начинать сначала. Чу присоединено в 223.Могущественное царство Ци было оставлено на закуску. Оно пыталось держать нейтралитет и даже дружить с Цинь. Этому способствовали глупость правителя и агенты влияния Цинь в верхах. В 221 году Ци было присоединено без боя.

В 221 году до н.э. объединенный Китай был создан. Осталось создать китайцев.

Империя

Для начала царь Ин Чжэн поменял имя и титул  на Цинь Ши Хуанди - "первый император династии Цинь".

Императору было на тот момент тридцать восемь лет. Он был чрезвычайно активным и талантливым человеком, очень прагматичным. Терпеть не мог абстрактные мудрствования и нравоучения, зато любил технические и прикладные науки, очень уважал хороших узких специалистов и всегда им покровительствовал.

В духе легизма он не имел особого трепета к старине и был открыт к новому. Позднейшие конфуцианские историки, кажется, не любили его именно за это, что его удачные шаги были продиктованы не наитием Неба, а личными умом и волей.

В основном его политику можно описать как удачное навязывание завоеванным территориям передовых порядков Цинь.

Феодальное удельное управление и районирование на местах были полностью уничтожены. Вместо них страна была поделена на 36 округов. Во главе каждого ставились назначаемые чиновники, ни в коем случае не из родовой знати. Хуанди не сделал исключения даже для своих сыновей. Губернаторов было два, гражданский и военный, с разделением полномочий, а еще был генеральный инспектор от императора. (Так делали персы на 300 лет раньше. Суть разделения не в удобстве, а в том, что губернаторы скорее всего, будут ненавидеть друг друга и слать доносы наверх).

Вся знать с завоеванных территорий была переселена в столицу, где для них были выстроены удобные дворцы, где они жили в комфорте и под присмотром. Держи друзей близко, а врагов еще ближе. Так делал, например, Людовик XIV уже в 17 веке.

Знатность вообще очень сильно изменилась. Она не столько передавалась по наследству, сколько зарабатывалась или покупалась.

На завоеванные территории, наоборот, переселялись люди из Цинь, кто за амнистию, кто за карьеру.

В ходе постоянных войн колоссально возросла преступность. В 216 году был ограблен даже сам император. Но через несколько лет преступность была уничтожена. Впрочем, сдавшимся бандитам предоставили возможность поступить в ЧВК воевать во славу Императора на окраинах.

Были стандартизированы по циньскому образцу письменность, меры веса и длины и деньги.

Иероглифы вводились везде стандартные, и выявилось их главное преимущество по сравнению с алфавитом - они подходили для всех языков.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

-Будем писать все одинаково.

-Что, и женщины тоже?

-Не писать, а писать, дурень!

Деньги вводились только металлические, однотипные, с квадратной дыркой, и этот вид они будут иметь еще тысячу лет.

"Империя это дороги" - так могли сказать до римлян персы, а после них китайцы. Во все концы новой империи были построены хорошие широкие дороги. Их общая длина была больше римских, но прослужили они меньше-каких-то полтысячи лет. Для удобства проезда оси повозок было приказано делать одинаковой длины.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

-О император, надо ли делать оси колесниц длиннее?

-Нахуй длиннее.

-Так, делаем оси на пол чи длиннее!

Было построено и множество новых каналов.

Главное деяние, за которое императора знают до сих пор, это, конечно, Великая стена. Строительство оборонительных стен начали, конечно, до него. Он просто повысил масштаб строительства и соединил стены в единую систему. На строительство были брошены гигантские силы. Говорят о трёхстах тысячах, и даже миллионе человек. Это были солдаты, военнопленные и крестьяне по трудовой повинности. Сколько тысяч погибло при строительстве - неизвестно. Все же внутренние укрепления между бывшими княжествами были уничтожены.

В 213 году произошел один из самых мрачных эпизодов эпохи Ши Хуанди. На пиру, когда ученые поздравляли императора, один из них, конфуцианец, взял слово и заявил, что было бы неплохо вернуться к старым добрым феодальным порядкам, а то уж слишком дохуя везде нового, как бы все не развалилось. Да и народ чего-то приустал воевать да строить.

Ли Сы ответил, что некоторые книжники чрезмерно распизделись о прошлом, вместо того, чтобы работать на настоящее. Они смущают умы, и надо бы это пресечь.

Сказано, сделано. По всей стране собрали исторические книги(кроме книг Цинь), философские, религиозные и сожгли. Однако технические и инженерные руководства не трогали. То есть уничтожались только книги, могущие влиять на идеологию.

460 самых недовольных конфуцианцев досрочно похоронили.

Хотя большинство произведений уцелели, за это деяние последующие китайские интеллигенты навсегда возненавидели Ши Хуанди.

Такие конфуцианские историки, как Сыма Цянь, выискивали и преувеличивали в правлении Первого императора неприглядные факты и затушевывали достижения.

К концу жизни император стал параноиком и одержимым идеей бессмертия. Он приказал построить себе кучу дворцов, соединить их переходами, и перемещался по дворцам так, что никто не знал, где он находится.

Этот прагматически мыслящий правитель вдруг увлекся мистикой даосизма. Он приблизил к себе даосских магов и алхимиков, которые пытались найти эликсир бессмертия. Для его поиска на некие Острова Блаженства отправлялись экспедиции.  Даосы кормили его особыми пилюлями.

Император и даосы:

-Жить вечно хочу.

-Нет проблем, держи эту пилюлю с живительной ртутью.

-Вы уверены?

-Мамами клянемся. Конфуцианцев.

Да, именно с ртутью. Косвенно это могут подтверждать некоторые странные поступки императора. Однажды в поездке в горах кортеж императора застиг сильный ветер. Хуанди решил, что во всем виноват дух конкретной горы, приказал вырубить на ней лес и покрасить гору в красный цвет, как одежду каторжника. Хотя, скорее всего, это байка.

Ртуть, или нет, но император Цинь Ши Хуанди умер в 210 году до нашей эры во время поездки.

Остается сказать о еще одном материальном памятнике, известном чуть менее чем Великая стена. Это гробница Ши Хуанди.

Работы по ее строительству начались еще с создания империи. Целая армия рабочих выкопала изнутри целую гору. Там был построен целый дворец. На потолке были изображены звезды, на каменном полу рельефная карта Китая, по рекам этой карты текла ртуть в бронзовых берегах.

Там были сложены гигантские сокровища и принесены в жертву куча наложниц. Охранять гробницу от грабителей должны были механические арбалеты. Всех рабочих и инженеров убили.

Это описание гробницы по Сыма Цяню.

Но она оказалась еще грандиознее. В 1974 году гробницу случайно нашли. Вокруг нее отрыли более семи тысяч глиняных статуй солдат в натуральную величину, скопированных с настоящих людей, раскрашенных и с настоящим оружием. Это знаменитая терракотовая армия. Сама гробница, кстати сказать, еще ожидает раскопок.

Император, построивший Великую стену История (наука), Древний мир, Древний Китай, Цинь Шихуанди, Терракотовая армия, Мат, Длиннопост

***

Цинь Ши Хуанди заявлял, что его династия будет продолжаться десять тысяч лет. Она была прекращена через три года после его смерти, со свержением его сына. Еще через пять лет военачальник Лю Бан, бывший крестьянин, захватил власть и основал династию Хань. Не везет империям, заявляющим себя тысячелетними.

И на этом я заканчиваю историю Древнего Китая.

@trewqty @dogeexrekt и тайный спонсор, спасибо за донаты!

Основная литература

Сыма Цянь. Исторические записки.

Бауэр С. История Древнего мира.

Васильев Л. История Востока. Т.1

Гране М. Китайская цивилизация.

Крюгер Р. Китай. История страны.

Показать полностью 6

Первый в мире тоталитаризм

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.3

18+, мат и четвертование

Ч.1 Ч.2

Эпоха сражающихся царств

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Блядь, где наши-то?

475(по другой точке зрения, 403)-221 годы до н.э. в китайской истории называется Эпохой Сражающихся царств. Такое название она носит потому, что постоянно происходили сражения царств. Если серьезно, то в отличие от предшествующего периода это были не просто феодальные разборки, и даже не борьба за гегемонию (преобладание), а уже жестокая борьба за присоединение соседей.

В этот период происходят не только постоянные войны, как обычно его характеризуют, но и огромные сдвиги в технике, экономике, обществе.

Железо окончательно освоено китайцами, оно вызывает хозяйственный взрыв. И революцию в войне, кстати. Большие семьи(многопоколенные) распадаются, заменяемые малыми. Идет имущественное расслоение внутри общин. Происходит падение значения родовой знати, ее оттеснение средним классом.

В это время закладывается особенности государства и отношения китайцев к нему. Для Китая, как и многих стран Востока, государство не только защитник от врага внешнего и криминала внутреннего(и вымогатель налогов, само собой), но и важный, даже незаменимый, хозяйственный субъект. Возможно, в этом одна из причин отличия понимания и отношения к государству на Востоке и Западе.

В Европе государство  часто этакий остепенившийся рэкетир, который понял, что дань нужно выжимать упорядоченно и умеренно, так будет даже лучше, спокойнее.

В Китае же в описываемую эпоху государство стало очень важным участником хозяйственного развития. Глядя на современные густонаселенные территории Китая кажется, что их жителям просто повезло поселиться на этих ровных, благоустроенных просторах.

На самом деле, Китай создал труд. Бессчетные поколения вырубали леса, осушали болота, выравнивали почву. И здесь руководство государств было критически важно. Сельские общины не могут сами организовать и спроектировать строительство каналов и плотин, и прочих больших работ. Все это делали князья.

Конечно, они это делали не бескорыстно. Чем больше и богаче население, тем больше налогов и солдат. Постоянные войны ускоряли осознание этого.

Война вообще выявляет и наказывает мудаков со страшной скоростью. Ее не наебешь.

Сунь Цзы, как было сказано в прошлой части, все осмыслил и выдал четкие советы как воевать, чтобы побеждать. Он же заявлял, что военная сила непосредственно вырастает из силы государства. Но как ее поднять? Сун не говорил, он как умный специалист, понимал границы своей компетентности. Но были специалисты и в государственном управлении.

Легизм

Предположим, у нас есть князь Хуй Сунь(вполне реальные имя и фамилия, между прочим). Он захотел привести свое княжество к успеху, или, по крайней мере, не дать проглотить себя другим. К этому времени в Китае стало распространено мнение, что правителю не надо заниматься волюнтаризмом, а советоваться с мудрыми людьми. И люди мудрые есть, ну, по крайней мере, специалисты с двумя высшими, бегают между царствами и готовы наняться за недорого. Ладно. Зовет он к себе для начала конфуцианца.

И вот обращается князь к нему. Что делать, чтобы быть круче всех? А тот ему:

-Надо быть добродетельным, и люди к тебе потянутся.

-Это красиво, конечно, но сдается мне, что если я буду дохуя добродетельным, то ко мне враги потянутся, чтобы придушить.

-Надо, чтобы подданные относились к тебе как к отцу, а ты к ним как к детям.

-Отца я замочил, а сына в ссылку отправил. Как быть?

-Надо вернуться к старым добрым временам. Вот когда сидели на деревьях, и ели бананы, все было хорошо.

-Ты че, дурак? Сейчас бананов на всех не хватит. А чем от врагов отмахиваться, тоже бананами?

-Ну, вернись в правилах на тысячу лет назад, в царство Шан.

-Ну, и что делали цари Шан на войне с арбалетчиками?

-Их не было тогда. Но добродетель...

-Засунь в жопу свою добродетель и пиздуй отсюда!

Князь зовет даосиста.

-Че мне делать, чтобы страну укрепить, да врагов победить?

-Лучший путь - недеяние. Ничего не предпринимай, кривая дао куда-нибудь да вывезет.

-Ну еб твою мать, еще больший дурак. С философией у нас явно что-то не то. А ты вали отсюда, пока я не рассердился и занимайся даосизмом где-то еще.

Загрустит князь:

-Ну че, неужели нет нормальных пацанов, которые реально мыслят?

На счастье китайских князей были еще философы, которые относились к государственному управлению так же прагматично, как и Сунь-Цзы к войне.

Их звали легисты, что можно перевести как законники.

Если конфуцианцы, да и многие прочие, дрочили на древность, то легисты считали, что общество меняется, и в ответ на новые явления должны быть новые меры.

Чтобы это пояснить, легисты рассказывали такую байку. Однажды крестьянин в поле увидел, как бегущий заяц ебнулся башкой о дерево и помер. Зайцы, они такие. Крестьянин думает, ништяк, не только ценный мех, но и три, четыре кило диетического мяса. Еще охота. И крестьянин встал возле дерева, ждать, когда еще один заяц прибежит.

Легисты их этой притчи делали вывод, что только долбоебам свойственно думать, что если что-то хорошо сработало в прошлом, то оно будет срабатывать в будущем. Но что же надо делать?

В отличие от конфуцианцев, легисты считали, что человек от природы сволочь, и если его предоставить самому себе, то он такого наворотит, что заебешься разгребать. Однако хорошая новость - как примат, человек хорошо поддается дрессировке. Если его хуячить за плохие поступки и давать банан за хорошие, то можно построить общество, в котором можно сносно жить.

Делать это должно государство, поэтому, чем сильнее оно, тем лучше. Законы должны регулировать всю общественную жизнь, они должны быть жесткими и равными для всех. Последнее для того времени - революционный принцип, потому что подразумевалось равенство перед законом бедных и богатых, простолюдинов и знать.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Возвышение Цинь

К началу IV века до нашей эры из полторы сотни государств осталось порядка двенадцати. Наверное, односложные названия закончились.

Княжество Цинь располагалось на крайнем западе Китая и считалось полуварварским захолустьем. Оно действительно было отсталым и жители, постоянно херачась с варварами, как это бывает, стали смахивать на них. Его козырем оказалась слабость аристократии, а значит, ее было легче построить. А также это хороший пример так называемого преимущества отсталости, когда страна, не обремененная грузом предыдущих попыток, может заимствовать самое новое одним махом.

Грандиозные реформы здесь совершил легист по имени Шан Ян(390-338 г. до н.э).

В княжестве Вэй какое княжество! жил-поживал молодой человек по имени Гунсунь Ян из аристократического, но скатившегося рода. Он был секретарем у первого министра Гун Шу-цзо. Тот быстро разобрался, что парень-то умный. Как-то министр заболел, и навестить его пришел сам князь. Говорит, долгих тебе лет, конечно, но если завтра помрешь, как разруливать-то будем?

Гун Шу говорит:

-Поставь моего секретаря. Хоть он и сопляк, но, сука, умный.

-У тебя, видать, бред. Еще бы я не ставил пацана министром.

-Ну, тогда убей его, чтобы врагам не достался.

Князь решил, что министр ебанулся и забил на все это.

Спустя какое-то время (в 361 году днэ)Гунсунь Ян понял, что карьерные перспективы ему здесь не светят. А в царстве Цинь молодой амбициозный ван(царь, то есть) ребрендинг совершает, спецов набирает. Ну, Ян решил подать резюме. Долго ли, коротко, приезжает на собеседование. Так как Ян начал сильно издалека, поднял всю историю вопроса эффективного госменеджмента, то ван поначалу вообще уснул. Говорит потом чиновникам, это кого вы мне прислали, что за придурок? Но решил дать второй шанс. Ян его зацепил, и в итоге изложил свои идеи.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

1. Законы

2. Рис

3. ???

4. Мы захватываем Китай

Каковы были его идеи?

Все люди сволочи. Но это хорошо. Потому что, во-первых, казнить не жалко, а во-вторых, сволочи предсказуемы, а добродетельный человек непредсказуем в своем желании навалять всем добра.

Людей нужно принуждать к добру законами и наказаниями.

Нехуй дрочить на прошлое, правь как сейчас надо.

Важнее всего побеждать в войнах, а для этого нужна армия, а чтобы ее кормить, нужно зерно, поэтому:

Народ должен либо в поле пахать, либо в армии служить, остальное от лукавого.

Всякая хуета, типа религии, ритуалов и интеллигентщины хуета, потому что отвлекает народ от чего? Правильно, еботы на полях и службы в армии.

За успехи пиздить, за проебы награждать..

-Так, учитель, ты уверен? Может, наоборот?

-Может и наоборот. Ты не пизди, а пиши.

Человека нужно ценить по его делам, а не потому, насколько знатный дедушка трахнул его бабушку.

Донос не стукачество, а гражданский долг.

Круговая порука мажет как копоть заебись.

Ван дал карт-бланш, поставил Гунсунь Яна первым министром, и тот стал действовать.

Он ввел частную собственность на землю, поощрял заселение пустошей, принуждал делить большие семьи. Ян стимулировал переселение крестьян из других княжеств. Были введены единые меры веса и длины.

Территорию Цинь он поделил на районы, игнорирующие феодальные расклады. Население поделили на пятки и десятки, члены которых отвечали вместе за нарушения порядка. Ввел казнь за недонесение о преступлениях и награду за доносы. Запрещалось свободно передвигаться по стране, на это требовалось разрешение властей.

Кара за преступления, даже незначительные, была многократно усилена. Чаще всего следовала смерть, а чтобы не скучно было, очень разнообразная, варка в котле или удушение собственными кишками. Каралось и неисполнение обязанностей перед государством. Количество законов о преступлениях постоянно расширялось. Со временем стали наказывать не только преступника, но и несколько поколений его родственников.

Вместо знатности он ввел систему рангов за личные заслуги. Человек теперь получал статус за то, что сделал сам. И наоборот, аристократы, которые не служили  государству, лишались звания. Особенно быстро можно было подняться в армии. Потребление, еда, одежда и прочее, должно было быть только в соответствии с рангом, и мелочно регламентировались, вплоть до толщины циновок.

Земледелие и военная служба были объявлены единственными достойными занятиями, а торговля, искусство и тому подобная философия если и не запрещались, то осуждались. У многих аристократов и купцов конфисковывались состояния, или они должны были покупать себе статус за огромные деньги.

Практически все население было принуждено, так или иначе, служить государству.

Ян придавал большое значение неотвратимости исполнения закона. Когда наследник престола нарушил предписание не носить красивую одежду в будни, министр решил его наказать, мотивируя это тем, что если верхи не будут исполнять закон, то и низы тоже. Царь запретил наказывать наследника, тогда это было не по понятиям. Тогда Ян решил так. Если малолетнего долбоеба нельзя наказывать, то будет отвечать тот, кто за ним не уследил. И воспитателю принца выжгли клеймо на лбу.

Довольно скоро реформы Яна начали приносить плоды. Обрабатываемые земли расширились, обеспеченность продуктами возросла. Амбициозные люди из низов могли быстро подняться наверх. Снабжение и кадровый состав армии стали гораздо лучше.

Как только Цинь достаточно укрепилась,  Ян начал войну со своей родиной Вэй. Он объяснил, что стратегические интересы княжеств несовместимы.

Ян считал войну архинеобходимым делом. Ее надо вести хотя бы для того, чтобы армия не застаивалась.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Наш человек!

Войском Вэй командовал  княжич Ан, с которым Ян были в молодости друзьями. Ян послал ему письмо, в котором написал, мол, дружище, мы ли с тобой не договоримся? Посидим, выпьем, побалакаем о делах наших скорбных. Княжич приехал на встречу, и Ян приказал его схватить. Войско Вэй было деморализовано и разгромлено, его правитель вынужден был сделать уступки территорий.

За заслуги министру дали во владение область Шан, собственно с этого момента он и стал называться Шан Ян.

Оказавшись на пике славы, Шан Ян при этом не знал покоя. Аристократия его ненавидела. Он никуда не выходил без большой вооруженной охраны. Все его положение держалось на хорошем отношении вана. Один конфуцианец, с которым Ян решил посоветоваться, предложил ему уйти на покой и зажить где-нибудь незаметно. Иначе, как он выразился «вашу смерть можно увидеть, если встать на цыпочки».

Через полгода умер ван. Наследник его ненавидел. Тем более, новому царю донесли, что Шан Ян, якобы, готовит мятеж. Царь отдал приказ об аресте Яна. Бывший министр попытался скрыться  у себя на родине, в Вэй. Но бывшие сограждане его не пустили. Внезапно. Он попытался, действительно, поднять мятеж, но безуспешно. Его арестовали и казнили, разорвав колесницами. Казнили и весь его род.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Вот и делай добро людям!

Новый царь, Гуй Вэнь, расправившись с Шан Яном, не отменил его законов. Цинь стала быстро подниматься к вершине могущества, став в итоге центром объединения Китая. Но это уже другая история.

Каковы итоги? Одни китайские историки делали акцент на жестокостях и угнетении людей при Шан Яне, другие на его достижениях. Один из самых близких к этому периоду и подробных историков древности, Сыма Цянь, конфуцианец и аристократ, а значит противник легизма и Шан Яна, признает, что жизнь простых людей в это время стала более сытной и безопасной, а государство Цинь невероятно укрепилось.

Тоталитаризм в наши дни принято бездумно осуждать. Само собой, он лишает людей свободы и у него руки в крови. В конце концов, он аморален. Но если отстраниться от эмоций и абстрактных ценностей, то тоталитаризм всего лишь политический инструмент, который в определенных экстремальных условиях очень эффективно решает сверхзадачи общества. Возможно, что в такие периоды можно находить более гуманные и демократичные пути. Но это не так просто, как кажется.

Заключительная часть о древнем Китае будет через неделю. В ней будет рассказываться о первом императоре Китае, творце китайской стены и терракотовой армии.

Таинственный пикабушник, спасибо за донат!

Показать полностью 5

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.2

18+, мат и Дао

Ч.1

Восточное Чжоу (VIII-III вв. до н.э )

После смерти Ю-вана (771 в) его наследник Пин-ван оказался под постоянными ударами кочевников с запада. Он не стал с ними сражаться, а просто "подарил" западные земли князю удела Цинь. Мол, вот тебе с ванского плеча. А с кочевниками ебись сам, хочешь в переносном, хочешь в прямом смысле. Сделал ручкой и перенес столицу в более восточный город Лоян.

С этого момента начинается период Восточного Чжоу, который традиционно делится на две большие части - период Весен и Осеней(Чуньцю)(VIII–V вв. до н.э.) эпоху Сражающихся Царств(V-III вв)

Главная характеристика этого времени это феодализация, то есть распад единого государства на уделы, укрепление власти на местах и постоянная война княжеств за территории и влияние.

С одной стороны жить в этот период было не сильно весело, потому что шла постоянная резня между всеми сразу.

С другой стороны, в это время происходит быстрый прогресс в сельском хозяйстве, ремесле, военном деле и философии.

Корни этого можно усмотреть, во первых, в том, что как ни странно, раздробленность государства - свидетельство прогресса. Местные центры стали достаточно развиты, чтобы обойтись собственными силами. В них появляются собственные развитые экономика, наука и искусства. Во-вторых, соперничество княжеств заставляло непрерывно совершенствоваться во всем.

К периоду Чуньцю относится овладение китайцами железом, возникновение пашенного(плужного) земледелия. В это время росло население, осваивались новые земли. Государственные отработки для крестьян заменялись на налог натурой. Большие родовые хозяйства дробились на семейные.

Появляются монеты, которые отливали в форме лопат, или ножей.

Разговор в магазине:

-Дайте мне две лопаты!

-Пожалуйста, с вас две лопаты.

Лично свободные крестьяне, живущие на собственных землях князей, назывались гожэнь. Они несли ряд повинностей, важнейшая из них была воинская. С этим слоем простолюдинов феодалы считались, и часто им приходилось с гожэнь договариваться.

Прежде всего к гожэнь относились многочисленные высказывания в политических текстах, где от правителя требуют, чтобы он прислушивался к мнению народа, заботиться о благе народа. Во многом, это была чистая идеология, народ здесь рассматривался как безличная сила, оправдывающая существование власти. На самом деле, китайская элита к народу относилась примерно так же, как и везде.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.2 Китай, История (наука), Древний мир, Философия, Мат, Длиннопост

Всё он народе думаешь, Юй Вэнь? Нефритовый ты человек!

Но не нужно забывать, что идеология влияет на практику, а практика на идеологию.

Изучать политическую историю периода это форма мазохизма, потому что голова пухнет от множества правителей и царств, а самое главное, от их запутанных отношений.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.2 Китай, История (наука), Древний мир, Философия, Мат, Длиннопост

Так что отделаюсь общими тенденциями.

С переносом столицы власть вана Чжоу быстро ослабевает. Его правление распространяется только на все убывающий личный домен. Но за ним остаются важные религиозные и церемониальные функции.

Зато растет сила князей, которые стремятся в своем уделе стать полновластными государями. Но внутри каждого княжества кипит борьба между феодальными кланами более низкого уровня. Собственно, несколько уровней феодальной лестницы и появляются в это время. Примерно так:

Ван – царь.

Чухоу - князья(формально, вассалы вана)

Цин - удельные князья. Землю им давали чухоу.

Да-фу-безземельные рыцари. Нанимались к кому ни попадя.

Ши – низшая нетитулованная знать.

Низшей прослойкой знати, но при этом той, которой суждено было сыграть важнейшую историческую роль, были ши. Младшие отпрыски да-фу, не имеющие ни земли, ни титула, но хорошо образованные, они были резервуаром для черпания в чиновники.

К концу периода правители княжеств все больше осознают, что им необходима централизованная власть, а для этого нужно прижать родовую аристократию. Та сама этому способствовала, задорно выпиливая друг друга. Однако старую элиту нужно заменить новой. Тут-то и пригодились ши. Князья стали замещать должности чиновников и офицеров этими полузнатными людьми, которых с большой натяжкой можно назвать средним классом. Короче князья "изобрели" очень древнюю, но хорошо работающую схему.

Хочешь укрепить власть, дать пинка развитию? Выдирай старую зажравшуюся элиту, чрезмерно вросшую в свой статус и заменяй на выдвиженцев снизу, которые будут тебе лично преданы и стараться изо всех сил, чтобы оправдать доверие. Ну, по крайней мере, первое время.

Потребность в образованных людях породила развитие образования и учености. Восточная Чжоу была золотым временем философии. Вот о ней и поговорим.

Кун Цзы, Сунь Цзы, в общем, все удовольствия для Цзы

Князья сражающихся государств рано поняли, что хорошо управляемое государство - сильное государство. А хорошо управлять умеют грамотные специалисты. Поэтому князья начали переманивать друг у друга мудрых образованных людей.

Такая обстановка создала феномен странствующих интеллектуалов, которые переходили из княжества в княжество, поступая на службу и становились иногда вторыми людьми в государстве.

Таким бродячим ученым и был главный философ Древнего Китая – Конфуций (551–479 гг. до н.э.). По настоящему его звали Кун, цзы значит учитель, а личное имя было вообще Цю.Он принадлежал к сословию ши, промежуточному между знатью и простолюдинами. Ши стыдились заниматься физическим трудом, и были образованы, но если не удавалось занять какую-то должность, могли впасть в бедность.

Конфуций жил в тяжелое время борьбы всех против всех, что наложило отпечаток на его личность и учение. В то же время, в эту эпоху созрела потребность в объединительной идее.

Конфуций родился в  княжестве Лу в семье чиновника. Уже в детстве Кун проявлял огромный интерес ко всяческим обрядам и церемониям, был крайне аккуратным и любил все заучивать наизусть.

К тридцати годам он уже много лет служил чиновникам и прославился огромными познаниями в правилах и ритуалах. Сам князь Лу консультировался у него, а молодые люди шли к нему в ученики.

Но через несколько лет его князя сверг соперничающий аристократический род, и Конфуцию вместе с ним пришлось бежать под защиту соседнего князя. Там он начал читать мораль окружающим вельможам, им это почему-то не понравилось, и его выперли. Еще лет двадцать он скитается по разным княжествам, и нигде его надолго не принимали, потому что он всех заебывал его моральные стандарты были слишком высоки.

Конфуцианство часто считают религией, но это не так чуть менее чем полностью. Конфуций, не отрицая  сверхъестественного, в своей писанине забивал на него йух, объясняя это тем, что, мол, какие боги и духи, вам чего, заняться нечем? Наладьте жизнь здесь, реально мыслите.

Суть учения трудно изложить кратко, но я попробую.

Во всем стремись к умеренности и золотой середине. Выпив бутылку рисового вина, вторую не покупай, а купи чекушку. Два раза развелся? В третий раз не женись, не хватило, что ли? Поссав, стряхивай не более пары раз, а то сам знаешь.

Будь гуманен к людям. Арбалетом и добрым словом можно добиться больше, чем одним арбалетом.

Соблюдай ритуал. Мой руки перед едой, переходя улицу смотри по сторонам, здоровайся со всеми и будет тебе счастье. Если к тебе ломятся разбойники, а меча нет, предложи им тапочки, хуже не будет.

Думай наперед, прежде что-то делать. Зачем тебе позолоченная колесница, если будешь есть рис без подливки целый лунный год.

А еще слушайся папу с мамой, носи шапку начальства и президента царя. К детям и подчиненным тоже относись хорошо, не пизди их без причины. Если каждый будет знать свое место и не выебываться, то все будет хорошо.

Сунь Цзы (544—496 до н.э.)

Обстановка постоянных войн, естественно, способствовала развитию военного искусства. Весь период Восточного Чжоу пишутся военные трактаты, и самым известным автором стал Сунь Цзы. Он был наемным полководцем в царстве У.

Сыма Цянь рассказывает о нем такой любопытный эпизод. Как-то раз его начальник, князь Хэлюй попросил Суня рассказать ему как правильно воевать. Полководец подошел к вопросу серьезно и решил, что без наглядного материала будет не то. Поэтому он попросил князя позволения использовать его гарем (нет, не так).

Князь разрешил, и тогда Сунь поделил наложниц на два отряда, раздал им алебарды и приказал выстроиться. Затем он стал учить их воинским командам. Но девки вместо выполнения стали угорать. Тогда Сунь велел казнить двух наложниц для острастки. Князь попросил этого не делать, но полководец сказал, что на войне командир выше правителя. Наложниц казнили. Остальные почему-то посерьезнели и стали тренироваться. Но князь обиделся и перестал разговаривать с Сунем.

Однако когда потребовалось воевать, то князь спрятал обиду в карман и позволил полководцу действовать. Благодаря победам Сунь-цзы княжество У стало сильным.Через несколько лет князь призвал Суня и сказал ему что-нибудь вроде:

"Объясни мне все-таки, как воевать, а то ты старый уже, помрешь скоро, как мы тут будем? Только давай на этот раз без наглядности, в книжке распиши, я пойму".

И Сунь Цзы написал книжку, "Искусство войны". О чем она?

Самый известный афоризм оттуда, "Война это путь обмана". И дальше разъяснение. Главная задача полководца - обмануть ожидания противника. Будь не там, не тогда и не с такими силами, как он предполагает.

Война дело, сцука, дорогое, поэтому лишний раз не ввязывайся в войны, а если ввязался, то воюй быстро. Добивайся цели без войны.

Если уж война, то воюй как следует. Не забывай о разведке, снабжении, здоровье солдат. Будь быстр. Противник тебя ждет послезавтра и почесывает муди, а ты напади завтра утром, как снег среди ясного неба.

Последняя глава посвящена шпионом. Война - дело дорогое, содержать разведку гораздо дешевле, чем воевать. Дальше очень сжато дана суть шпионажа, актуальная и сегодня.

Лао цзы(х.з.-х.з.)

Легендарная личность, в отличие от Конфуция. Более поздние биографы рассказывают охуитительные подробности его жизни. Мать носила его 81 год, родила из бедра. Волосы от рождения у него были седыми, и от этого маманя охуела. А остальное было нормально, выходит, так.

В более подробном жизнеописании Лао всю жизнь проработал библиотекарем, и, читая книжки, настолько преисполнился в своем познании, что осознал гармонию космоса. (Кстати, сравнив Дао и телегу Идущего к реке, я увидел параллели, лол)

По легенде, Лао встретился с Конфуцием и сказал ему: «Сынок, не философствуй, не твое это».

В отличии от Лао цзы даосизм точно возник в древнем Китае, только, наверное, чуть позже. Чего там есть?

Есть, короче, такая штука – Дао. Хуй знает, что это, как выглядит и зачем нужна, но оочень важная. Не спрашивай. Есть еще Дэ, но хватит пока с тебя.

Мир это гармония и покой, а человек чего-то суетится, поэтому и несчастен.

Если есть выбор, не делай ничего, созерцай. Если выбора нет, действуй по обстоятельствам.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.2 Китай, История (наука), Древний мир, Философия, Мат, Длиннопост

А я тоже своего рода даосист!

Вся эта ваша культура, цивилизация и ритуалы хуйня, Конфуций мудак, надо слиться с природой.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.2 Китай, История (наука), Древний мир, Философия, Мат, Длиннопост

Нет, не так!

Будешь много пиздеть, тебя будут много пиздить. Помолчи, за умного сойдешь.

Если все будут лежать дома на диване и играть в колесницы, то и преступности не будет.

Меньше знаешь, крепче стул.

Если у тебя есть жена, циновка и рис, но нет колесницы, успокойся, и не наживай себе язву и геморрой лишней работой.

Один китайский поэт через тысячу лет ехидно заметил:

"Лао-цзы сказал, что кто говорит, тот не знает, а кто знает, тот не говорит. И сам написал целый талмуд".

А еще был даос Чжуан цзы. Однажды ему приснилось, что он бабочка. Когда он проснулся, то подумал: "А что, если я бабочка, которой снится, что она философ? И когда меня отпустит?"

...

Есть еще одна школа, но о ней в следующей серии, предполагаю, пока последней. И еще много о чем.

Таинственному пикабушнику спасибо за донат!

Показать полностью 4

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1

Все, что вы хотели знать о Китае, но боялись кунг-фу

18+, мат и наложницы

Решил я побороть свой европоцентризм, и сходить разок на Восток. Пост поверхностный, субьективный, но пытавшийся соместить ключевые явления и интересные эпизоды.

А что вы, собственно, знаете о Китае?

-Китай?

-Китай.

-Китай?

Да, Китай, рис, чай, все едят палочками, дохуя народа...и Син.. Мао..принцесса ебать ее в сраку Мулан .

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1 Древний Китай, Китай, История (наука), Древний мир, Мат, Длиннопост

Китай является одной из четырех древнейших цивилизаций. Еще три это шумеро-вавилонская, древнеегипетская и индская. Из них китайская самая молодая. Однако где ваши эти шумеры с египтянами? А Китай вот он. То-то же.

Есть стереотип, что китайцы были везде первыми. Бумага, порох, книгопечатание, презервативы, вот это вот все. Менее известные, но не менее важные - бюрократия, перепись населения, поземельный налог.

Однако именно древние китайцы заметно отставали от не только шумеров и египтян, но даже римлян и греков, а где-то и от голожопых европейцев. Прежде всего они поздно освоили бронзу(3,5 т. лет назад) и очень поздно железо(5-4 века до н.э.). Зато потом в средневековье стартанули. Потом опять отстали, но это другая история.

Китайский неолит, а под неолитом здесь понимается сельскохозяйственное общество до появления цивилизации, сложился к 5 тысячелетию до нашей эры.  Происходит овладевание земледелием и скотоводством. Рис и шелководство были освоены уже тогда.

Неолит бесписьменен, так что персонажей там нет, и среднему человеку малоинтересен. Не буду вас мучить описаниями видов горшков и сортов проса. Лучше сразу перейдем к цивилизации.

Собственно, китайская историографическая традиция начинает историю страны с некой династии Ся, которая якобы существовала в конце 3 - начале 2 тысячелетия. Почему якобы, да потому, что большинство некитайских историков уверены - династия легендарная. Описывалась она китайскими хронистами спустя тысячу лет, и не бьется с археологией, а письменных источников о ней просто нет.

Следующая же цивилизация, Шан-Инь,  молчит о Ся как рыба об лед, хотя оставила кучу надписей, скажем, о соседних народах.

Так что достоверность этой династии еще меньше, чем героев Троянской войны, описанных Гомером, он ведь жил всего-навсего через 400 лет после событий. (Сама-то война была, я в курсе).

Культура Шан-Инь(16-11 вв. до н.э.) уже достоверная цивилизация, которая овладела  бронзой, письменностью и прочими признаками сложного общества.

В первую очередь о письменности. Есть всего три стула системы письма. Значок-слово(иероглифическая), значок-слог(слоговая) и значок-звук, или фонема (алфавит). Удивительно, но китайцы навсегда остановились на самой примитивной и неудобной системе письменности - иероглифической. Ну, они мудрые, им видней.

Из около 5000 иероглифов Шан связано с современными около 1500, то есть одной трети. На минуточку, свыше трех тысяч лет прошло.

Шанских письменных источников очень много, но они довольно специфичны. Это общество было одержимо гаданием. Впрочем, для древнего мира это обычная черта. Для того, чтобы узнать будущее, шанцы брали, скажем, лопаточные кости. Затем раскаленным металлическим прутиком они прижигали кость, она трескалась, и трещина показывала будущее. На кости писали краткое резюме гадания. Так как вопросы были разноплановыми, то сведения об обществе Шан сравнительно многообразны.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1 Древний Китай, Китай, История (наука), Древний мир, Мат, Длиннопост

-Слушай, гадатель, а по трещине на стене тоже можешь? Что эта означает?

-Ремонт надо делать.

Основная масса этих источников появляется с 13-го века, поэтому что-то о шанском государстве и обществе можно говорить только с этого момента.

Во главе стоял правитель-ван, типично для Древнего Востока совмещающий функции первосвященника и, собственно, правителя. Он опирался на аристократию, которая имела много власти. Конкретно ван прямо контролировал небольшую территорию вокруг столицы, а дальше располагались владения знати, признававшей царя, но бывшей весьма самостоятельной. Ниже шли крестьяне.

Есть подозрения, что крестьяне в шанском Китае работали прямо на государство, или феодалов как, своего рода, наемные работники. По крайней мере, находят склады с тысячами каменных серпов, сложенных вместе.

Рабство имело незначительный характер. Зато сотни рабов-пленных приносили в жертву при похоронах знати или царя.

Политическое развитие Шан-Инь мы знаем, преимущественно по гораздо более поздним летописям, важнейшей из которых была работа Сыма Цяня.

Сыма_Цянь жил во 2-1 веках до н.э. Он был потомственным историком. Его отец, придворный историк императора У, завещал ему должность и обязательство закончить исследования. Сыма прилежно занимался своим делом, но ввязался в придворные интриги. Император приговорил его к казни, но дал возможность откупиться или подвергнуться кастрации. Денег у Сымы не было, ему нужно было закончить работу, поэтому он попрощался с яйками. Вот это преданность делу! Ну, или еще пожить хотел. Он создал первостепенный исторический сборник по древнему Китаю.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1 Древний Китай, Китай, История (наука), Древний мир, Мат, Длиннопост

-Господин Сыма, не желаете ли девушку в опочивальню?

-Ах ты сука!

Здесь нужно дать одно пояснение. Традиционные исторические работы китайцев перемешаны с морализаторством и философией. Если царя свергают, значит он сам виноват, ничего не бывает просто так. Поэтому, когда описывают дуроломство правителя, это не факт.

Основатель династии Инь, Тан, был, конечно, уберчеловеком, положительным во всех отношениях. Он был одним из феодалов при последнем царе Ся. Был добродетельным до степени слипания жопы,  и когда царь окончательно скурвился, сверг его и законопатил в ссылку.

Дальше в основном в Исторических записках следует унылый перечень кто за кем правил, оживляемый иногда охуитительными историями, как при дворе царя за ночь выросли два дерева, и как тот охуел(я бы тоже охуел). Явление никто не понял, но это было явно знамение! Также цари Шан пять раз переносили столицу. Петр I, сдохни от зависти!

На фоне скучно-добродетельных ванов отрицательные более интересны. Ближе к концу династии, по канону, цари стали портиться. Некий У-и был богохульником и религиозным троллем. На минуточку, ван это первосвященник, и главный за ритуалы.

Царь приказал сделать деревянную фигуру и назвать ее "духом Неба". Это ладно, но У-и стал играть с ней в азартные игры, заставляя приближенных играть за идола. Когда тот «проигрывал», царь кричал я твою мамку ебал поносил идола бранными словами. Еще он приказал подвесить мешки с кровью, назвал их Небом, и начал по ним стрелять. Кончилось все это для У-ди печально, разозленные небеса тоже стрельнули по нему молнией. У-ди ушел из жизни.

Но его переплюнул внук, Чжоу. Одаренный и умственно, и физически, царь был абсолютным похуистом, и использовал свои способности только для развеселой жизни.

Он ужасно любил бухать, женщин, и бухать с женщинами. У него была любимая наложница  Да-цзи, та еще стерва, которая постоянно его подзуживала на новые подвиги.

Царь приказывал наполнять вином пруды и развешивать вокруг них мясо на манер леса. Заставлял мужиков и баб раздеваться и бегать по этому «лесу». Приказывал придворным креативщикам постоянно придумывать новые похабные песни и танцы. Пиры и развлечения Чжоу были очень дорогими, поэтому он задрал налоги.

Князья стали роптать, кое-кто поднял мятеж. Тогда царь начал казни. Он лично придумал жарить людей на решетке, одного князя убил и приказал завялить как воблу. Женился на дочери одного из князей, а когда увидел, что с ней как-то невесело, убил ее.

Когда его дядя стал гундеть что-то царю, мол, одумайся и веди себя прилично, тот ему сказал:

-Дядя, ты такой умный! Говорят, у мудрых людей семикамерное сердце. По-моему, с точки зрения биологии полная хуйня. Но есть только один способ проверить. Давай тебя откроем и посмотрим.

-Что значит, откроем, я тебе не ларец с благовониями!

-То и значит. Стража! – и открыл дядю.

Князя Запада, племен чжоу(да, как и царь) Си-бо(Вэнь), царь приказал бросить в тюрьму и собирался казнить, но тот откупился землями. Царь его отпустил.

«Си-бо вернулся к себе и стал скрыто совершенствовать свои добродетели и творить добро». Став праведником восьмидесятого уровня, князь сколотил вокруг себя недовольных, но поднять восстание не успел, помер. Зато его сын таки сподобился.

Его звали запоминающимся именем У. Мятежников было меньше войск царя, но они были мотивированы. А еще у них были колесницы. Чжоу бежал в столицу. Ее взяли штурмом и зажарили царя в собственном дворце.

У сверг царя Чжоу и основал новую династию – Чжоу. Вот такие парадоксы.

Западное Чжоу(1027-771)

Население Китая в это время этнически очень разнородно. Народ Чжоу для шанцев был чуждым. Но несмотря на то, что чжоусцев было меньше, они сумели удержать власть над Шан-Инь.

Одним из секретов династии Чжоу было изобретение оригинальной религиозно-политической идеи – Мандата Неба.

То, что у китайцев царь был Сыном Неба нет ничего удивительного. Каждый первый древневосточный деспот был либо сыном бога, либо просто богом. Но что делать, если божественный царь явно неадекватный, или вообще его свергли и убили?

Китайцы вышли из положения изящно. Идея была в чем? Небо выдает царям Мандат (разрешение, то бишь), на управление. Царские водительские права. А если царь нарушает общественные ПДД, жить становится плохо, то небесный гаишник лишает прав царя. Пожизненно. Потому что жизнь его длится после этого недолго.

Очень удобная идея, оказывала влияния на китайскую политику вплоть до двадцатого века.

Со стороны кажется, что национальное свойство китайцев - покорность власти. Склонность к порядку и дисцилине, пожалуй, да. Но ни в коем случае не покорность. Количество крестьянских восстаний и социальных движений в Китае всегда превышало уровень очень многих стран.

Китайское выражение "гоминь", которое обычно переводится на Западе как "революция", означает буквально "отобрание мандата".

Получив легитимность, династия Чжоу очень быстро освоилась и построила государство не только не хуже Шан-Инь, но даже лучше. По крайней мере, контроль над территорией у них был лучше. При Чжоу активно осваивалась страна, развивалась экономика, появились монеты.

Чтобы бесконечно не растягивать повествование, сразу перейдем к концу государства Западное Чжоу. Последние ваны были развращенными мудаками(никогда такого не было, и вот опять).

Последний царь Западного Чжоу настолько примечателен, что о нем поподробнее.

Ю (782-771) без памяти влюбился в наложницу, и делал все, чего она хочет. Он сделал ее старшей женой и ее сына наследницей. Баосы родилась «от пены дракона, оплодотворившей семилетнюю девочку» и отличалась злобным нравом. Ничего ее не радовало. Для развлечения она приказывала рвать огромные куски дорогого шелка. Ю постоянно думал, как порадовать любимку. Ему пришла в голову «гениальная» мысль, и он приказал зажечь сигнальные огни, предупреждавшие о нападении варваров. На тревогу явились вассалы.

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1 Древний Китай, Китай, История (наука), Древний мир, Мат, Длиннопост

Увидев их вытянутые лица, Баосы расхохоталась.

А потом пришли настоящие варвары. Ю зажег огни, но почему-то никто не пришел. Варвары убили царя и забрали наложницу. Чжоу просуществует после этого несколько столетий, но потеряет практически какое-либо значение.

В следующей серии: Эпоха Сражающихся царств, Конфуций, искусство войны и первый император Китая.

Читателям спасибо за поддержку!

Таинственный пикабушник, спасибо за донат!

Литература

Сыма Цянь. Исторические записки

Бауэр Сьюзен. История Древнего Мира

Бонгард-Левин Г.М(ред) История древнего Востока

Васильев Л.В. История Востока

Гране Марсель. Китайская цивилизация

Чубарьян А.О. Всемирная история. Т.1

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!