Первый в мире тоталитаризм

Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.3

18+, мат и четвертование

Ч.1 Ч.2

Эпоха сражающихся царств

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Блядь, где наши-то?

475(по другой точке зрения, 403)-221 годы до н.э. в китайской истории называется Эпохой Сражающихся царств. Такое название она носит потому, что постоянно происходили сражения царств. Если серьезно, то в отличие от предшествующего периода это были не просто феодальные разборки, и даже не борьба за гегемонию (преобладание), а уже жестокая борьба за присоединение соседей.

В этот период происходят не только постоянные войны, как обычно его характеризуют, но и огромные сдвиги в технике, экономике, обществе.

Железо окончательно освоено китайцами, оно вызывает хозяйственный взрыв. И революцию в войне, кстати. Большие семьи(многопоколенные) распадаются, заменяемые малыми. Идет имущественное расслоение внутри общин. Происходит падение значения родовой знати, ее оттеснение средним классом.

В это время закладывается особенности государства и отношения китайцев к нему. Для Китая, как и многих стран Востока, государство не только защитник от врага внешнего и криминала внутреннего(и вымогатель налогов, само собой), но и важный, даже незаменимый, хозяйственный субъект. Возможно, в этом одна из причин отличия понимания и отношения к государству на Востоке и Западе.

В Европе государство  часто этакий остепенившийся рэкетир, который понял, что дань нужно выжимать упорядоченно и умеренно, так будет даже лучше, спокойнее.

В Китае же в описываемую эпоху государство стало очень важным участником хозяйственного развития. Глядя на современные густонаселенные территории Китая кажется, что их жителям просто повезло поселиться на этих ровных, благоустроенных просторах.

На самом деле, Китай создал труд. Бессчетные поколения вырубали леса, осушали болота, выравнивали почву. И здесь руководство государств было критически важно. Сельские общины не могут сами организовать и спроектировать строительство каналов и плотин, и прочих больших работ. Все это делали князья.

Конечно, они это делали не бескорыстно. Чем больше и богаче население, тем больше налогов и солдат. Постоянные войны ускоряли осознание этого.

Война вообще выявляет и наказывает мудаков со страшной скоростью. Ее не наебешь.

Сунь Цзы, как было сказано в прошлой части, все осмыслил и выдал четкие советы как воевать, чтобы побеждать. Он же заявлял, что военная сила непосредственно вырастает из силы государства. Но как ее поднять? Сун не говорил, он как умный специалист, понимал границы своей компетентности. Но были специалисты и в государственном управлении.

Легизм

Предположим, у нас есть князь Хуй Сунь(вполне реальные имя и фамилия, между прочим). Он захотел привести свое княжество к успеху, или, по крайней мере, не дать проглотить себя другим. К этому времени в Китае стало распространено мнение, что правителю не надо заниматься волюнтаризмом, а советоваться с мудрыми людьми. И люди мудрые есть, ну, по крайней мере, специалисты с двумя высшими, бегают между царствами и готовы наняться за недорого. Ладно. Зовет он к себе для начала конфуцианца.

И вот обращается князь к нему. Что делать, чтобы быть круче всех? А тот ему:

-Надо быть добродетельным, и люди к тебе потянутся.

-Это красиво, конечно, но сдается мне, что если я буду дохуя добродетельным, то ко мне враги потянутся, чтобы придушить.

-Надо, чтобы подданные относились к тебе как к отцу, а ты к ним как к детям.

-Отца я замочил, а сына в ссылку отправил. Как быть?

-Надо вернуться к старым добрым временам. Вот когда сидели на деревьях, и ели бананы, все было хорошо.

-Ты че, дурак? Сейчас бананов на всех не хватит. А чем от врагов отмахиваться, тоже бананами?

-Ну, вернись в правилах на тысячу лет назад, в царство Шан.

-Ну, и что делали цари Шан на войне с арбалетчиками?

-Их не было тогда. Но добродетель...

-Засунь в жопу свою добродетель и пиздуй отсюда!

Князь зовет даосиста.

-Че мне делать, чтобы страну укрепить, да врагов победить?

-Лучший путь - недеяние. Ничего не предпринимай, кривая дао куда-нибудь да вывезет.

-Ну еб твою мать, еще больший дурак. С философией у нас явно что-то не то. А ты вали отсюда, пока я не рассердился и занимайся даосизмом где-то еще.

Загрустит князь:

-Ну че, неужели нет нормальных пацанов, которые реально мыслят?

На счастье китайских князей были еще философы, которые относились к государственному управлению так же прагматично, как и Сунь-Цзы к войне.

Их звали легисты, что можно перевести как законники.

Если конфуцианцы, да и многие прочие, дрочили на древность, то легисты считали, что общество меняется, и в ответ на новые явления должны быть новые меры.

Чтобы это пояснить, легисты рассказывали такую байку. Однажды крестьянин в поле увидел, как бегущий заяц ебнулся башкой о дерево и помер. Зайцы, они такие. Крестьянин думает, ништяк, не только ценный мех, но и три, четыре кило диетического мяса. Еще охота. И крестьянин встал возле дерева, ждать, когда еще один заяц прибежит.

Легисты их этой притчи делали вывод, что только долбоебам свойственно думать, что если что-то хорошо сработало в прошлом, то оно будет срабатывать в будущем. Но что же надо делать?

В отличие от конфуцианцев, легисты считали, что человек от природы сволочь, и если его предоставить самому себе, то он такого наворотит, что заебешься разгребать. Однако хорошая новость - как примат, человек хорошо поддается дрессировке. Если его хуячить за плохие поступки и давать банан за хорошие, то можно построить общество, в котором можно сносно жить.

Делать это должно государство, поэтому, чем сильнее оно, тем лучше. Законы должны регулировать всю общественную жизнь, они должны быть жесткими и равными для всех. Последнее для того времени - революционный принцип, потому что подразумевалось равенство перед законом бедных и богатых, простолюдинов и знать.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Возвышение Цинь

К началу IV века до нашей эры из полторы сотни государств осталось порядка двенадцати. Наверное, односложные названия закончились.

Княжество Цинь располагалось на крайнем западе Китая и считалось полуварварским захолустьем. Оно действительно было отсталым и жители, постоянно херачась с варварами, как это бывает, стали смахивать на них. Его козырем оказалась слабость аристократии, а значит, ее было легче построить. А также это хороший пример так называемого преимущества отсталости, когда страна, не обремененная грузом предыдущих попыток, может заимствовать самое новое одним махом.

Грандиозные реформы здесь совершил легист по имени Шан Ян(390-338 г. до н.э).

В княжестве Вэй какое княжество! жил-поживал молодой человек по имени Гунсунь Ян из аристократического, но скатившегося рода. Он был секретарем у первого министра Гун Шу-цзо. Тот быстро разобрался, что парень-то умный. Как-то министр заболел, и навестить его пришел сам князь. Говорит, долгих тебе лет, конечно, но если завтра помрешь, как разруливать-то будем?

Гун Шу говорит:

-Поставь моего секретаря. Хоть он и сопляк, но, сука, умный.

-У тебя, видать, бред. Еще бы я не ставил пацана министром.

-Ну, тогда убей его, чтобы врагам не достался.

Князь решил, что министр ебанулся и забил на все это.

Спустя какое-то время (в 361 году днэ)Гунсунь Ян понял, что карьерные перспективы ему здесь не светят. А в царстве Цинь молодой амбициозный ван(царь, то есть) ребрендинг совершает, спецов набирает. Ну, Ян решил подать резюме. Долго ли, коротко, приезжает на собеседование. Так как Ян начал сильно издалека, поднял всю историю вопроса эффективного госменеджмента, то ван поначалу вообще уснул. Говорит потом чиновникам, это кого вы мне прислали, что за придурок? Но решил дать второй шанс. Ян его зацепил, и в итоге изложил свои идеи.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

1. Законы

2. Рис

3. ???

4. Мы захватываем Китай

Каковы были его идеи?

Все люди сволочи. Но это хорошо. Потому что, во-первых, казнить не жалко, а во-вторых, сволочи предсказуемы, а добродетельный человек непредсказуем в своем желании навалять всем добра.

Людей нужно принуждать к добру законами и наказаниями.

Нехуй дрочить на прошлое, правь как сейчас надо.

Важнее всего побеждать в войнах, а для этого нужна армия, а чтобы ее кормить, нужно зерно, поэтому:

Народ должен либо в поле пахать, либо в армии служить, остальное от лукавого.

Всякая хуета, типа религии, ритуалов и интеллигентщины хуета, потому что отвлекает народ от чего? Правильно, еботы на полях и службы в армии.

За успехи пиздить, за проебы награждать..

-Так, учитель, ты уверен? Может, наоборот?

-Может и наоборот. Ты не пизди, а пиши.

Человека нужно ценить по его делам, а не потому, насколько знатный дедушка трахнул его бабушку.

Донос не стукачество, а гражданский долг.

Круговая порука мажет как копоть заебись.

Ван дал карт-бланш, поставил Гунсунь Яна первым министром, и тот стал действовать.

Он ввел частную собственность на землю, поощрял заселение пустошей, принуждал делить большие семьи. Ян стимулировал переселение крестьян из других княжеств. Были введены единые меры веса и длины.

Территорию Цинь он поделил на районы, игнорирующие феодальные расклады. Население поделили на пятки и десятки, члены которых отвечали вместе за нарушения порядка. Ввел казнь за недонесение о преступлениях и награду за доносы. Запрещалось свободно передвигаться по стране, на это требовалось разрешение властей.

Кара за преступления, даже незначительные, была многократно усилена. Чаще всего следовала смерть, а чтобы не скучно было, очень разнообразная, варка в котле или удушение собственными кишками. Каралось и неисполнение обязанностей перед государством. Количество законов о преступлениях постоянно расширялось. Со временем стали наказывать не только преступника, но и несколько поколений его родственников.

Вместо знатности он ввел систему рангов за личные заслуги. Человек теперь получал статус за то, что сделал сам. И наоборот, аристократы, которые не служили  государству, лишались звания. Особенно быстро можно было подняться в армии. Потребление, еда, одежда и прочее, должно было быть только в соответствии с рангом, и мелочно регламентировались, вплоть до толщины циновок.

Земледелие и военная служба были объявлены единственными достойными занятиями, а торговля, искусство и тому подобная философия если и не запрещались, то осуждались. У многих аристократов и купцов конфисковывались состояния, или они должны были покупать себе статус за огромные деньги.

Практически все население было принуждено, так или иначе, служить государству.

Ян придавал большое значение неотвратимости исполнения закона. Когда наследник престола нарушил предписание не носить красивую одежду в будни, министр решил его наказать, мотивируя это тем, что если верхи не будут исполнять закон, то и низы тоже. Царь запретил наказывать наследника, тогда это было не по понятиям. Тогда Ян решил так. Если малолетнего долбоеба нельзя наказывать, то будет отвечать тот, кто за ним не уследил. И воспитателю принца выжгли клеймо на лбу.

Довольно скоро реформы Яна начали приносить плоды. Обрабатываемые земли расширились, обеспеченность продуктами возросла. Амбициозные люди из низов могли быстро подняться наверх. Снабжение и кадровый состав армии стали гораздо лучше.

Как только Цинь достаточно укрепилась,  Ян начал войну со своей родиной Вэй. Он объяснил, что стратегические интересы княжеств несовместимы.

Ян считал войну архинеобходимым делом. Ее надо вести хотя бы для того, чтобы армия не застаивалась.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Наш человек!

Войском Вэй командовал  княжич Ан, с которым Ян были в молодости друзьями. Ян послал ему письмо, в котором написал, мол, дружище, мы ли с тобой не договоримся? Посидим, выпьем, побалакаем о делах наших скорбных. Княжич приехал на встречу, и Ян приказал его схватить. Войско Вэй было деморализовано и разгромлено, его правитель вынужден был сделать уступки территорий.

За заслуги министру дали во владение область Шан, собственно с этого момента он и стал называться Шан Ян.

Оказавшись на пике славы, Шан Ян при этом не знал покоя. Аристократия его ненавидела. Он никуда не выходил без большой вооруженной охраны. Все его положение держалось на хорошем отношении вана. Один конфуцианец, с которым Ян решил посоветоваться, предложил ему уйти на покой и зажить где-нибудь незаметно. Иначе, как он выразился «вашу смерть можно увидеть, если встать на цыпочки».

Через полгода умер ван. Наследник его ненавидел. Тем более, новому царю донесли, что Шан Ян, якобы, готовит мятеж. Царь отдал приказ об аресте Яна. Бывший министр попытался скрыться  у себя на родине, в Вэй. Но бывшие сограждане его не пустили. Внезапно. Он попытался, действительно, поднять мятеж, но безуспешно. Его арестовали и казнили, разорвав колесницами. Казнили и весь его род.

Первый в мире тоталитаризм История (наука), Китай, Древний мир, Мат, Длиннопост

Вот и делай добро людям!

Новый царь, Гуй Вэнь, расправившись с Шан Яном, не отменил его законов. Цинь стала быстро подниматься к вершине могущества, став в итоге центром объединения Китая. Но это уже другая история.

Каковы итоги? Одни китайские историки делали акцент на жестокостях и угнетении людей при Шан Яне, другие на его достижениях. Один из самых близких к этому периоду и подробных историков древности, Сыма Цянь, конфуцианец и аристократ, а значит противник легизма и Шан Яна, признает, что жизнь простых людей в это время стала более сытной и безопасной, а государство Цинь невероятно укрепилось.

Тоталитаризм в наши дни принято бездумно осуждать. Само собой, он лишает людей свободы и у него руки в крови. В конце концов, он аморален. Но если отстраниться от эмоций и абстрактных ценностей, то тоталитаризм всего лишь политический инструмент, который в определенных экстремальных условиях очень эффективно решает сверхзадачи общества. Возможно, что в такие периоды можно находить более гуманные и демократичные пути. Но это не так просто, как кажется.

Заключительная часть о древнем Китае будет через неделю. В ней будет рассказываться о первом императоре Китае, творце китайской стены и терракотовой армии.

Таинственный пикабушник, спасибо за донат!

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения