Кратчайшая история Древнего Китая. Ч.1
Все, что вы хотели знать о Китае, но боялись кунг-фу
18+, мат и наложницы
Решил я побороть свой европоцентризм, и сходить разок на Восток. Пост поверхностный, субьективный, но пытавшийся соместить ключевые явления и интересные эпизоды.
А что вы, собственно, знаете о Китае?
-Китай?
-Китай.
-Китай?
Да, Китай, рис, чай, все едят палочками, дохуя народа...и Син.. Мао..принцесса ебать ее в сраку Мулан .
Китай является одной из четырех древнейших цивилизаций. Еще три это шумеро-вавилонская, древнеегипетская и индская. Из них китайская самая молодая. Однако где ваши эти шумеры с египтянами? А Китай вот он. То-то же.
Есть стереотип, что китайцы были везде первыми. Бумага, порох, книгопечатание, презервативы, вот это вот все. Менее известные, но не менее важные - бюрократия, перепись населения, поземельный налог.
Однако именно древние китайцы заметно отставали от не только шумеров и египтян, но даже римлян и греков, а где-то и от голожопых европейцев. Прежде всего они поздно освоили бронзу(3,5 т. лет назад) и очень поздно железо(5-4 века до н.э.). Зато потом в средневековье стартанули. Потом опять отстали, но это другая история.
Китайский неолит, а под неолитом здесь понимается сельскохозяйственное общество до появления цивилизации, сложился к 5 тысячелетию до нашей эры. Происходит овладевание земледелием и скотоводством. Рис и шелководство были освоены уже тогда.
Неолит бесписьменен, так что персонажей там нет, и среднему человеку малоинтересен. Не буду вас мучить описаниями видов горшков и сортов проса. Лучше сразу перейдем к цивилизации.
Собственно, китайская историографическая традиция начинает историю страны с некой династии Ся, которая якобы существовала в конце 3 - начале 2 тысячелетия. Почему якобы, да потому, что большинство некитайских историков уверены - династия легендарная. Описывалась она китайскими хронистами спустя тысячу лет, и не бьется с археологией, а письменных источников о ней просто нет.
Следующая же цивилизация, Шан-Инь, молчит о Ся как рыба об лед, хотя оставила кучу надписей, скажем, о соседних народах.
Так что достоверность этой династии еще меньше, чем героев Троянской войны, описанных Гомером, он ведь жил всего-навсего через 400 лет после событий. (Сама-то война была, я в курсе).
Культура Шан-Инь(16-11 вв. до н.э.) уже достоверная цивилизация, которая овладела бронзой, письменностью и прочими признаками сложного общества.
В первую очередь о письменности. Есть всего три стула системы письма. Значок-слово(иероглифическая), значок-слог(слоговая) и значок-звук, или фонема (алфавит). Удивительно, но китайцы навсегда остановились на самой примитивной и неудобной системе письменности - иероглифической. Ну, они мудрые, им видней.
Из около 5000 иероглифов Шан связано с современными около 1500, то есть одной трети. На минуточку, свыше трех тысяч лет прошло.
Шанских письменных источников очень много, но они довольно специфичны. Это общество было одержимо гаданием. Впрочем, для древнего мира это обычная черта. Для того, чтобы узнать будущее, шанцы брали, скажем, лопаточные кости. Затем раскаленным металлическим прутиком они прижигали кость, она трескалась, и трещина показывала будущее. На кости писали краткое резюме гадания. Так как вопросы были разноплановыми, то сведения об обществе Шан сравнительно многообразны.
-Слушай, гадатель, а по трещине на стене тоже можешь? Что эта означает?
-Ремонт надо делать.
Основная масса этих источников появляется с 13-го века, поэтому что-то о шанском государстве и обществе можно говорить только с этого момента.
Во главе стоял правитель-ван, типично для Древнего Востока совмещающий функции первосвященника и, собственно, правителя. Он опирался на аристократию, которая имела много власти. Конкретно ван прямо контролировал небольшую территорию вокруг столицы, а дальше располагались владения знати, признававшей царя, но бывшей весьма самостоятельной. Ниже шли крестьяне.
Есть подозрения, что крестьяне в шанском Китае работали прямо на государство, или феодалов как, своего рода, наемные работники. По крайней мере, находят склады с тысячами каменных серпов, сложенных вместе.
Рабство имело незначительный характер. Зато сотни рабов-пленных приносили в жертву при похоронах знати или царя.
Политическое развитие Шан-Инь мы знаем, преимущественно по гораздо более поздним летописям, важнейшей из которых была работа Сыма Цяня.
Сыма_Цянь жил во 2-1 веках до н.э. Он был потомственным историком. Его отец, придворный историк императора У, завещал ему должность и обязательство закончить исследования. Сыма прилежно занимался своим делом, но ввязался в придворные интриги. Император приговорил его к казни, но дал возможность откупиться или подвергнуться кастрации. Денег у Сымы не было, ему нужно было закончить работу, поэтому он попрощался с яйками. Вот это преданность делу! Ну, или еще пожить хотел. Он создал первостепенный исторический сборник по древнему Китаю.
-Господин Сыма, не желаете ли девушку в опочивальню?
-Ах ты сука!
Здесь нужно дать одно пояснение. Традиционные исторические работы китайцев перемешаны с морализаторством и философией. Если царя свергают, значит он сам виноват, ничего не бывает просто так. Поэтому, когда описывают дуроломство правителя, это не факт.
Основатель династии Инь, Тан, был, конечно, уберчеловеком, положительным во всех отношениях. Он был одним из феодалов при последнем царе Ся. Был добродетельным до степени слипания жопы, и когда царь окончательно скурвился, сверг его и законопатил в ссылку.
Дальше в основном в Исторических записках следует унылый перечень кто за кем правил, оживляемый иногда охуитительными историями, как при дворе царя за ночь выросли два дерева, и как тот охуел(я бы тоже охуел). Явление никто не понял, но это было явно знамение! Также цари Шан пять раз переносили столицу. Петр I, сдохни от зависти!
На фоне скучно-добродетельных ванов отрицательные более интересны. Ближе к концу династии, по канону, цари стали портиться. Некий У-и был богохульником и религиозным троллем. На минуточку, ван это первосвященник, и главный за ритуалы.
Царь приказал сделать деревянную фигуру и назвать ее "духом Неба". Это ладно, но У-и стал играть с ней в азартные игры, заставляя приближенных играть за идола. Когда тот «проигрывал», царь кричал я твою мамку ебал поносил идола бранными словами. Еще он приказал подвесить мешки с кровью, назвал их Небом, и начал по ним стрелять. Кончилось все это для У-ди печально, разозленные небеса тоже стрельнули по нему молнией. У-ди ушел из жизни.
Но его переплюнул внук, Чжоу. Одаренный и умственно, и физически, царь был абсолютным похуистом, и использовал свои способности только для развеселой жизни.
Он ужасно любил бухать, женщин, и бухать с женщинами. У него была любимая наложница Да-цзи, та еще стерва, которая постоянно его подзуживала на новые подвиги.
Царь приказывал наполнять вином пруды и развешивать вокруг них мясо на манер леса. Заставлял мужиков и баб раздеваться и бегать по этому «лесу». Приказывал придворным креативщикам постоянно придумывать новые похабные песни и танцы. Пиры и развлечения Чжоу были очень дорогими, поэтому он задрал налоги.
Князья стали роптать, кое-кто поднял мятеж. Тогда царь начал казни. Он лично придумал жарить людей на решетке, одного князя убил и приказал завялить как воблу. Женился на дочери одного из князей, а когда увидел, что с ней как-то невесело, убил ее.
Когда его дядя стал гундеть что-то царю, мол, одумайся и веди себя прилично, тот ему сказал:
-Дядя, ты такой умный! Говорят, у мудрых людей семикамерное сердце. По-моему, с точки зрения биологии полная хуйня. Но есть только один способ проверить. Давай тебя откроем и посмотрим.
-Что значит, откроем, я тебе не ларец с благовониями!
-То и значит. Стража! – и открыл дядю.
Князя Запада, племен чжоу(да, как и царь) Си-бо(Вэнь), царь приказал бросить в тюрьму и собирался казнить, но тот откупился землями. Царь его отпустил.
«Си-бо вернулся к себе и стал скрыто совершенствовать свои добродетели и творить добро». Став праведником восьмидесятого уровня, князь сколотил вокруг себя недовольных, но поднять восстание не успел, помер. Зато его сын таки сподобился.
Его звали запоминающимся именем У. Мятежников было меньше войск царя, но они были мотивированы. А еще у них были колесницы. Чжоу бежал в столицу. Ее взяли штурмом и зажарили царя в собственном дворце.
У сверг царя Чжоу и основал новую династию – Чжоу. Вот такие парадоксы.
Западное Чжоу(1027-771)
Население Китая в это время этнически очень разнородно. Народ Чжоу для шанцев был чуждым. Но несмотря на то, что чжоусцев было меньше, они сумели удержать власть над Шан-Инь.
Одним из секретов династии Чжоу было изобретение оригинальной религиозно-политической идеи – Мандата Неба.
То, что у китайцев царь был Сыном Неба нет ничего удивительного. Каждый первый древневосточный деспот был либо сыном бога, либо просто богом. Но что делать, если божественный царь явно неадекватный, или вообще его свергли и убили?
Китайцы вышли из положения изящно. Идея была в чем? Небо выдает царям Мандат (разрешение, то бишь), на управление. Царские водительские права. А если царь нарушает общественные ПДД, жить становится плохо, то небесный гаишник лишает прав царя. Пожизненно. Потому что жизнь его длится после этого недолго.
Очень удобная идея, оказывала влияния на китайскую политику вплоть до двадцатого века.
Со стороны кажется, что национальное свойство китайцев - покорность власти. Склонность к порядку и дисцилине, пожалуй, да. Но ни в коем случае не покорность. Количество крестьянских восстаний и социальных движений в Китае всегда превышало уровень очень многих стран.
Китайское выражение "гоминь", которое обычно переводится на Западе как "революция", означает буквально "отобрание мандата".
Получив легитимность, династия Чжоу очень быстро освоилась и построила государство не только не хуже Шан-Инь, но даже лучше. По крайней мере, контроль над территорией у них был лучше. При Чжоу активно осваивалась страна, развивалась экономика, появились монеты.
Чтобы бесконечно не растягивать повествование, сразу перейдем к концу государства Западное Чжоу. Последние ваны были развращенными мудаками(никогда такого не было, и вот опять).
Последний царь Западного Чжоу настолько примечателен, что о нем поподробнее.
Ю (782-771) без памяти влюбился в наложницу, и делал все, чего она хочет. Он сделал ее старшей женой и ее сына наследницей. Баосы родилась «от пены дракона, оплодотворившей семилетнюю девочку» и отличалась злобным нравом. Ничего ее не радовало. Для развлечения она приказывала рвать огромные куски дорогого шелка. Ю постоянно думал, как порадовать любимку. Ему пришла в голову «гениальная» мысль, и он приказал зажечь сигнальные огни, предупреждавшие о нападении варваров. На тревогу явились вассалы.
Увидев их вытянутые лица, Баосы расхохоталась.
А потом пришли настоящие варвары. Ю зажег огни, но почему-то никто не пришел. Варвары убили царя и забрали наложницу. Чжоу просуществует после этого несколько столетий, но потеряет практически какое-либо значение.
В следующей серии: Эпоха Сражающихся царств, Конфуций, искусство войны и первый император Китая.
Читателям спасибо за поддержку!
Таинственный пикабушник, спасибо за донат!
Литература
Сыма Цянь. Исторические записки
Бауэр Сьюзен. История Древнего Мира
Бонгард-Левин Г.М(ред) История древнего Востока
Васильев Л.В. История Востока
Гране Марсель. Китайская цивилизация
Чубарьян А.О. Всемирная история. Т.1




Лига историков
19.4K постов55K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения