7

Продолжение поста «Не ходите, дети... Или рассуждения о месте гуманитариев»

Ответ @MAPBOJIO:

Писать, что Шекспир писал на современном английском, в самом деле, можно только от анонима.

Писать то, что пишете вы, можно только от дремучего невежества. Это, конечно, не входит в стандартную программу образованного человека, так что в истории языков можно и не разбираться. Но, не разбираясь, лезть в бутылку - не признак большого ума. Шекспир - это и есть современный английский, он же modern English, он же новоанглийский, он же present-day English.

Modern English, sometimes called New English (NE)[2] or present-day English (PDE) as opposed to Middle and Old English, is the form of the English language that has been spoken since the Great Vowel Shift in England, which began in the late 14th century and was completed by the 17th century.

Новоанглийский язык (англ. Modern English или New English) — форма английского языка, сформировавшаяся примерно к 1550 году. Некоторые лингвисты выделяют также ранненовоанглийский язык[англ.] (конец XV — середина XVII вв.)[1].

Значительную роль в формировании новоанглийского языка сыграли такие тексты начала XVII века, как Библия короля Якова — перевод Библии на английский язык, выполненный под патронажем короля Англии Якова I и выпущенный в 1611 году, и произведения У. Шекспира, которого многие лингвисты считают основоположником английского литературного языка. Шекспиру, в частности, приписывают происхождение множества идиоматических выражений, которые используются и в современном английском, а также неологизмов, которые прижились в языке. Например, слово swagger — «чванливая походка, развязность» впервые в истории английского языка встречается в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Ну, я не поленился, даже нашёл кусок разбора с "оригинального" Шекспира на "современный".

Вы просто плохо владеете английским. По вашему скрину есть только два слова, которые могут быть не вполне понятны современному англичанину/американцу, и значение обоих нетрудно угадать. Могли бы поискать что-нибудь поархаичнее, с исчезнувшими словами, необычной для XXI века орфографией, иным произношением (что видно по рифмам), спряжением во втором лице единственного числа...

Ваш фрагмент потребовал лишь пяти комментариев, да и те более или менее самоочевидные.

Вот, безо всякой адаптации тот же фрагмент - в издании для школьных драмкружков. Вообще-то это издание как раз избавлено от архаизмов, по оценкам авторов проекта (Shakespeare Out Loud) оттуда выкинуто 30% текста, но конкретно тот кусок, который вам показался сложным, оставлен как есть.

https://static1.squarespace.com/static/5104656de4b0f96ff4ff9...

Сравнивать его с "Друзьями" - это тоже показатель, конечно. Ещё бы с "Хаусом" сравнил. Там я со своим С1 без субтитров понимал бы хорошо, если четверть.

С одной стороны, C1 - это слабый уровень. Конечно, это лучше, чем у многих изучающих, но не сильно отличается от упомянутой исходным автором "пятерки в школе". Ближе к пятерке, чем к свободному владению.

С другой стороны, у вас и настоящего C1 нет. Там прямо в определении C1 в классификации CEFR:

I can understand television programmes and films without too much effort.

https://rm.coe.int/168045b15e

Раз вы не понимаете "Хауза", значит, ваш C1 дутый.

Не огорчайтесь. Мой C2 тоже был дутый. Даже потом, за почти два десятилетия жизни в англоязычной среде, я так и не научился понимать сериалы на слух. "Хауз" у меня, кстати, пошёл гораздо лучше, чем ваше "понимал хорошо, если четверть". Я не понимаю на слух короткие разговорные фразы, особенно плохо угадываемые из контекста, а длинные речи воспринимаю легко.

Показать полностью
9

Ответ на пост «Не ходите, дети... Или рассуждения о месте гуманитариев»

@MAPBOJIO

> если вы можете читать Шекспира в оригинале

В оригинале Шекспира и фиг какой англоговорящий сейчас прочтёт.

Видимо, имелось ввиду "на современном английском", всё же.

Ахинея. Я спокойно читаю Шекспира в оригинале. Часто приходится лезть в словарь, но в целом всё более или менее понятно. При этом я не понимаю сериал "Друзья".

Американские школьники часто проходят Шекспира без адаптации. С комментариями, конечно.

Видимо, имелось ввиду "на современном английском", всё же.

Шекспир и писал на современном английском. На среднеанглийском писал Чосер, вот его действительно без перевода обычный

Стоит также отметить, что само разделение на технарей и гуманитариев – разделение достаточно надуманное и очень советское, когда наука – это прогресс, космос, яблони на Марсе, а гуманитаристика – прикольное (не всегда) дополнение.

Это традиционное общеевропейское деление, принятое и в США. Как вы сами правильно заметили, науки делятся на sciences и arts (humanities).

И да, что касается языков, читайте классическую литературу на них. Это и с изучением языка поможет и ваш уровень знания покажет. Если у вас пятерка по английскому в школе – это ничего не значит, если вы можете читать Шекспира в оригинале – это уже очень хорошо.

Мой ответ @MAPBOJIO подходит и в ответ на ваши слова. Я читаю классическую литературу. Но с трудом заказываю еду в "Макдональдсе". Можно ли сказать, что у меня хороший уровень английского? Конечно нет.

Как говорит историк П.Ю. Уваров: «Доктор математики в 25 лет – не норма, но и не редкость, доктор истории в 30 – статистическая погрешность»

Если Уваров имеет в виду кандидата физико-математических наук в области математики (PhD в математике), то в 25 лет это скорее норма. Ну, в 26. И PhD в какой-нибудь истории или филологии, к.филол.н. - тоже, ну может в 28.

Если Уваров имеет в виду именно доктора наук, то в 25 лет это не просто не норма, а редкое исключение. Возможно, среди историков таких еще меньше, но и в математике, и в естественных науках, и в технических доктора до 30 встречаются редко, в 25 - почти никогда.

Вот археолог, он ученый или гуманитарий?

За редким исключением он учёный в области гуманитарных наук и никаким боком не представитель естественных наук. Вероятно, он плохо разбирается в любых естественных науках. Но пусть даже разбирается, например для лучшей работы археологом изучал геологию, химические и физические методы анализа, прикладную матстатистику и всякие прочие вещи. Тогда он по уровню естественнонаучных-технических-математических знаний сравним с образованным "технарём". Но он всё равно не является технарём-учёным. Технари-учёные естественные/математические науки не изучают, а двигают вперёд. Учёные-археологи, за единичными исключениями, двигают вперёд археологию, историю, а методы химии применяют, но не разрабатывают.

Показать полностью
14

Не ходите, дети... Или рассуждения о месте гуманитариев

Тут дети спросили о том, хорошо ли идти в гуманитаристику или лучше в технари. Я голову сломал думая над ответом. Реально не спал ночь, благо компа под рукой не было, он был на работе. И вот, что я имею сказать по этому поводу. Оговорюсь, просто и быстро сказать, для старших школьников.

Первое, до конца не ясно, кто такие гуманитарии и кто такие технари. Не очень понятно, как их определять. Можно по Платону: технарь есть обладатель некоего techne – более-менее алгоритмизированного умения. Но тогда учитель русского языка – технарь, равно как и сантехник. И там и там есть некий алгоритм действий. А гуманитарий – некий человек, конструирующий новые смыслы, трактующий старые и/или меняющий картину мира поколения. Тогда и Опенгеймер, и Маркс, и Карамзин – те еще гуманитарии. Все изменили картину мира нескольким поколениям.

Можно поступить более современно и сказать, что есть science, а есть humanities: есть про циферки, а есть про буковки. Но и тут не ясно до конца, кого куда определить. Вот археолог, он ученый или гуманитарий? А дизайнер? Он вообще попадает в эту схему или для него отдельная графа предусмотрена?

Стоит также отметить, что само разделение на технарей и гуманитариев – разделение достаточно надуманное и очень советское, когда наука – это прогресс, космос, яблони на Марсе, а гуманитаристика – прикольное (не всегда) дополнение. Пусть, конечно, будет, но это не самое важное.

Вышесказанным я хочу отметить крайнюю размытость самого обращенного ко мне вопрошания. Пока четко не выяснено, кто такой гуманитарий, не ясно, что по поводу этого персонажа можно сказать. Но раз спросили, то я попытаюсь ответить в меру своих скромных. Отмечу, что я понимаю гуманитария по европейской системе (не совсем по Платону): гуманитарий – это про буковки, смыслы и нарративы: журналистика, история, литература, социология, религия, философия, педагогика. Менеджерить что-то там в среднем звене за среднюю же зарплату – не совсем в эту сторону.

Теперь про то, кому и насколько это надо.

Первое. Начну с шутки, которую когда-то давно услышал: раньше гуманитарием называли того, кто знает пару классических языков, классическую же литературу и историю вкупе с античной (как минимум) философией, сейчас – того, кто не знает арифметики. Как ни прискорбно – факт. Сейчас гуманитарием называют всякого, кто не умеет работать руками и плохо знает физику с химией. То есть человека определяют не по его положительным качествам: знает то и это, а по его отрицательным: не знает этого и этого.

Так вот, если вы реально хотите творческих успехов на гуманитарном поприще, начинайте с изучения классики, она – база. На ней стоит все. Пока вы школьники и за вас платят родители, учите языки, читайте классическую литературу, изучайте историю. И да, что касается языков, читайте классическую литературу на них. Это и с изучением языка поможет и ваш уровень знания покажет. Если у вас пятерка по английскому в школе – это ничего не значит, если вы можете читать Шекспира в оригинале – это уже очень хорошо.

Второе, гуманитарий всегда мультиинструменталист, в определенном смысле. Историк, который вышел с факультета и не знает ничего дальше программы, никому не интересен и ничего, на самом деле, не может. А вот если добавить к этому делу языки, суровое погружение в тот или иной научный вопрос, умение преподать то, что он знает - то картина заиграет новыми красками.

Третье, настоящий гуманитарий очень долго зреет. Он состоит из кучи прочитанного, перечитанного, насмотренного, сказанного, написанного, услышанного и понятого. В этой сфере практически не бывает молодых да ранних. Как говорит историк П.Ю. Уваров: «Доктор математики в 25 лет – не норма, но и не редкость, доктор истории в 30 – статистическая погрешность». Так что если вы готовитесь в гуманитаристику, имейте в виду, что это все очень не быстро. И да, если вы не жесткий аскет, вам реально надо уметь что-то полезное делать, чтобы не помереть с голоду. Хорошие гонорары и большие зарплаты придут очень не сразу.

Четвертое, про другую пользу. Как уже было сказано выше, гуманитарий – это про смыслы и нарративы. Ради понимания и/или продвижения каких смыслов вы идете вот в это вот все? Какой толк вам и миру от той темы, которую вы собираетесь развивать? И не надо отмахиваться от этого вопроса. Если вы действительно хотите в гуманитаристику, вы должны иметь перед собой если не ответ, то хотя бы сам этот вопрос. Вот кому в мире станет лучше от нового хирурга – понятно. А от вас какая нива должна заколоситься?

К предыдущему пункту: очень желательно, чтобы у вас были принципы фальсифицируемости того, что вы делаете. Можно прям по Попперу. Способы проверить и измерить принесенное вами благо. По каким критериям измеряет развозчик хлеба свою социальную полезность – ясно. А вы? Это ни разу не праздный вопрос и не праздный пункт. В гуманитаристике очень легко заняться имитацией полезной деятельности и даже этого не заметить. За таковую имитацию, точнее, за людей, которые ей активно занимаются (особенно на деньги налогоплательщиков), нас и не любят. И это не повод обвинять мир в косности, но повод спросить себя, а не фигней ли я занят. Можно всю жизнь заниматься деконструкцией, «социально справедливыми науками» и прочим Делезом, но не создать ни килобайта нового знания и никак не обогатить этот мир.

Пятое и последнее. Ни одно поле не богато на шарлатанов и просто больных людей, как поле гуманитарное. Тут и свои чудаки есть (типа Дугина) и с других полей ветром заносит: математик Фоменко – ярчайший пример.

Вот, если коротко, то все. Надеюсь, что у меня получилось то, что я хотел: очень краткое описание тех подводных камней, которые ждут на пути гуманитаристики и проблематизация тех, кто хочет на этом поле играть. И да, оставить на подумать вопрос: а что такое гуманитаристика, с каким определением я согласен?

Статья из блога https://vk.com/igor.luzhetskiy

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества