8

Ответ на пост «Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм»

Люблю гулять по старому городу, глазам есть за что зацепиться. Каждое здание словно говорит тебе..."Не спеши, посмотри на меня, это же музыка, а не архитектура, слушай глазами".

Каждый дом словно друг поднимал мне настроение своей изящной архитектурой и жизнерадостным видом...Но кто-то решил что люди не заслуживают красивой застройки и снёс старые дома, построив на их месте бездушные бетонные коробки...один взгляд на которые вызывает чувство тревоги и желание спешить, не оглядываясь по сторонам.

Сейчас мы вместо архитектурных деталей старых зданий рассматриваем грязные пятна граффити и разные нехорошие надписи на новеньких гладких бетонных стенах...

Современная архитектура обесценивает человека как личность чтобы дешево его использовать - это и есть главный смысл её оптимизации.

Ответ на пост «Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм»

Лютое вранье, просто лютейшее.

1. Это не узоры, а символика. В ней очень просто показан смысл нашего существования тут. Так же показаны две мегакатастрофы с огромным количеством жертв. Сама символика одинаковая во всем мире, поскольку было единое учение везде, один смысл. И чтобы ее понимать, нужно знать ключ, тогда в буквальном смысле открывается вся история и понимание мироздания, как и замыслы архитекторов тех лет.

Лишь из-за разности менталитета, архитектура слегка различается, но всегда и везде имеет одну структуру. Везде.

2. Эти здания не строила наша цивилизация, а мы просто живем на руинах предыдущей ( всего их было 3, мы сейчас четвертая). Нет ни одной фотографии, ни одного документа, строительства монументальных и самых знаменитых зданий. Ни кто строил, ни кто поставлял материалы, ни кто производил, ни прочее. Ноль, просто ноль. Хотя от такого строительства должны были остаться просто эшелоны документации.

3. Сейчас не строят, т.к. это невероятно дорого и не имеет смысла, т.к. наша жизнь построена совершенно иначе. Здания предыдущих цивилизаций имели совершенно другой функционал и стили строительства. Для них, возвести условный Исаакиевский Собор не составляло труда. У нас лишь изредка повторяют некоторый декор, слабо или вообще не понимая его значения и замыслов предыдущих строителей.

4. Знаю, сейчас налетят официальщики и начнут свои песни о рептилоидах, это стандартная практика тех, кто не углублялся в вопросы символики и строительства. Это нормально.

Кстати, любопытный факт. В мире нет ни единой скульптуры или фотографии античного жителя в одежде. Или голый, или в накидке. А почему? Все просто, климат изменился лишь после уничтожения второй цивилизации.

На вопрос, зачем их уничтожали и кто? Их стерли из-за ошибок в управлении, т.к. изначально все люди прекрасно знали правила игры, правила мироздания, цели и задачи их присутствия на этой планете, что и изображено в символике, архитектуре, математике и во многих других вещах. От этого, они очень плохо развивались и было принято решение все стереть и пойти по другому пути, по тому, какому сейчас ведут человечество, где 99% людей не знает правил игры, что дает куда более качественное обучение. Поэтому, именно поэтому мы и наблюдаем те коробки, которые строят сейчас, т.к. они еще и экономически выгодны и имеют другой функционал.

Показать полностью
4009

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм

Вас ждут: промышленная революция, войны, новые технологии и много чего еще. Погнали!

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Промышленная революция.

Это, собственно, прям основополагающий фактор, у которого было множество последствий.

Одно из них — доступность роскоши. До 20 века производство высокодеталированных вещей требовало большого мастерства и времени. Поэтому детали были 100% признаком дорогой вещи.

Бедные люди старались украшать все подряд в том числе и для того, чтобы казаться богаче и респектабельней. Связка «больше деталей = круче вещь» веками (!) была незыблема.

Промышленная революция не просто изменила это, а перевернула на все 180. Заводским методом стали массово изготавливать высокодеталированные вещи. Они стали доступнее и все принялись массово и буйно их скупать.

И если раньше это было признаком богатства и высокого статуса, то в конце 19 века детальки и украшения стали больше прерогативой купечества, крестьянства и тд.

Аристократы почесали репу какое-то время, попробовали выпендриваться тем, что заводским методом почти не сделаешь (модерном), но промышленность и под это подстроилась довольно быстро.

Так что надо было изобретать новый язык богатства. И им стал модернизм. Конструктивизм, минимализм и прочие новые стили (первые такие дома строили вообще-то для богатых людей, если что).

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

«Стеклянный дом» архитектора Людвига Мис ван дер Роэ

Урбанизация

Промышленная революция также привела к стремительному переселению людей в города. Число жителей европейских столиц за полвека увеличилось в двое-трое!

Внезапно для себя большинство людей оказалось в новых и неестественных условиях: среди большого количества незнакомцев, в шуме, суете и толпе. Информационный поток усилился кратно. А возможность обрабатывать его не увеличилась. Потому как эволюция так быстро не работает.

В итоге переизбыток информации тоже повлиял (и влияет до сих пор!) на стремление к минимализму. Ведь декор, узоры и детали — это тоже информация. Хорошо наполнявшая новостную пустоту в прошлые века и многим мешающая сейчас, когда с информацией переизбыток.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Вера в прогресс

К началу 20 прогресс стал не просто научным словом, а тем, что очень сильно улучшает жизнь самых простых людей прямо у них на глазах. Верилось, что вот-вот наступит новый золотой век, что самое лучше оказывает-то впереди, а не позади, как думалось раньше.

Произошел глобальный переход от «лучшее было когда-то давно в прошлом» до «лучшее в будущем» (это был вообще невероятный мировоззренческий поворот). В России-СССР это было особенно ярко выражено, но переход случился во всех развитых странах.

Ну и соответственно изменился и взгляд на вещи. Все старое начало считаться отсталым и устаревшим (как бы красиво ни было). Крутыми и престижными стали вещи олицетворяющие прогресс. То есть новые, необычные и футуристичные.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Технический прогресс также привел к тому, что люди стали верить, что жизнь можно улучшить только чем-то технологичным, а не эстетичным.

По принципу «красиво и раньше было, и как мы жили? А вот сейчас технологичное появилось и вон оно как!». Стало казаться, что эстетика вообще что-то не важное, самое главное — функция! И только функция. Quadratisch, praktisch, gut. А не вот эти вот все завитки.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Машины

Нет, не только автомобили, а машины и механизмы целом как идея завладели умами людей. Человек — как механизм. Дом — машина для жилья и тд. Вообще все переосмысляли тогда через образы машин и механизмов.

Эстетика стали, острых краев, блестящего хрома и ровных (обязательно промышленно сделанных!) вещей захватила умы.

Вдумайтесь, веками люди пытались создавать максимально ровные идеальные вещи, чтоб не было видно, что они сделаны вручную. И тут, наконец, это удалось благодаря промышленности. Торжество прогресса!

Естественно как только это начало получаться, люди бросились добирать этой идеальности по полной: еще острее край, еще четче линия, еще прямее форма.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Новые материалы

Много чего, что для нас сейчас является нормой до середины-конца 19 века не было в истории людей.

Металл в строительстве (новое!) позволил построить небоскребы, большие пролеты, широкие окна и тд.).

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Изобретение железобетона дало рождение конструктивизму и ВСЕМУ современному строительству.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Появление пластика и других композитных материалов и клеев колоссально повлияло на дизайн предметов, а также на утеплители, кровельные и отделочные материалы.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Утеплители появились, а башенки из-за этого исчезли. Об этом есть у меня отдельная статья.

Сюда же — резины (гидроизоляция, асфальт и тд).

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Как только появлялись новые материалы, с ними тут же начинали экспериментировать и изучать на что они способны. Какие новые возможности они дают для человечества? Какие новые штуки позволяют делать?

И ух конечно всех это увлекло. Ведь появилось все это новое, считай, за полвека! Как от такого с ума не сойти?

Один из моих любимых примеров — это история про окна. Пресловутые дома-корабли с их длииииинными окнами и низкими потолками — это прямой результат появления железобетона.

До железобетона перекрыть проем можно было либо камнем, либо аркой, либо бревном. Всё, других вариантов не было.

А материалы эти имеют сильные ограничения по нагрузке и ширине. Так что если надо сделать помещение светлее, единственный вариант — увеличивать высоту окон и, соответственно, потолков. Отсюда все эти питерские 4-метровые потолки, к примеру.

Но когда появился железобетон, то все поменялось. Железобетонной балкой можно перекрыть очень широкий проем, не теряя в нагрузке. А значит сделать стену-окно. Или просто широкое окно. А значит окна можно увеличивать не вверх, а вширь, и не увеличивать потолки. Собственно, так и появились корабли.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Капитализм

Социальные изменения и, конечно же, промышленная революция, сильно поменяли рынки. Теперь чтобы заработать можно было делать не «качественно, дорого, уникально» и продавать аристократам, а «простенько, дешево, но очень массово» и продавать вчерашним беднякам. А нынче — среднему классу.

Стало возможным брать не качеством, а количеством. Чем быстрее производится вещь, чем ниже ее себестоимость, тем больше можно заработать. Ну и зачем тогда все эти излишества в виде украшений? Долой все! Уменьшаем все издержки. К тому же, в начале 20 века станками было возможно производить только простые по форме вещи.

Премиум сегмент конечно продолжал существовать и в нем все еще ценились богато украшенные вещи, но он уже не задавал моду.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Социальные и политические изменения

Равенство прав, снижение разрыва в доходах, исчезновение аристократии, упразднение монархий (!), — все это также повлияло на изменение понимания, что круто, а что не круто.

Люди, борющиеся за свои права и побеждающие в этом (!) всячески презирали аристократию и ставили себя в оппозицию к ней. Аристократичное тогда равнялось дорогому, витиеватому и богато украшенному. Значит все это — фу. Все это пережитки прошлого, символ угнетения народных масс. Все это не нужно народу!

А нужно народу то, что улучшит их жизнь в бытовом смысле и закроет базовые потребности. Будет простым, но надежным и работающим.

Лучше 10 простых домов для обычных людей, чем один аристократичный особняк, как говорится.

В СССР эти все было выражено на максималках, но и в других развитых странах мира тенденции были, в целом, те же.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Мировые войны

Первая Мировая война оказала огромное влияние на все. Слом идеологий, разрушений империй, перемена социального устройства.

И, конечно, бедность, потребность быстро-быстро восстанавливать города, экономику, производства.

Вообще обе мировые войны создали ситуацию, когда долгое время большинству развитых стран было попросту «не до жиру». Не до украшательств и изысков, надо как-то выживать и обеспечивать ту самую функциональность хотя бы.

Фокус был на этом и те, кто хотел что-то сверх того, очень сильно мозолили глаза. Какие роскошества, когда людям жить негде и есть нечего, совсем совести нет?

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Мировоззренческий перелом

Если раньше орнамент и декоративные элементы призваны были олицетворять природу как эталон красоты и вершину созданного Богом, то к 20 веку вершиной всего стал человек и то, что им производилось соответственно. Поэтому искусство и архитектура начали стремиться олицетворять человека и его творения.

Протестантизм

В нем есть такая идея, что надо работать хорошо, усиленно. Поэтому все, что так усиленно не работает — это плохое, а значит лишнее (вроде орнаментов). Так же протестантизм пропагандировал идею того, что скрывать и маскировать что-то — это уродливо и нечестно (материалы, структуру, функцию).

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Протестантские церкви очень минималистичны. Чистая функция

Желание архитекторов быть правдивым

Честность материала, честность в структуре, честность в том, что функция здания руководит его формами. В общем честно показывать все. Идея была в том, что стили могут меняться, но правду и честность нельзя заменить.

Черт знает откуда у них такое желание.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Честность материала, честность в структуре, честность в том, что функция здания руководит его формами. В общем честно показывать все. Идея была в том, что стили могут меняться, но правду и честность нельзя заменить.

Развитие медицины (ну это по части архитектуры)

В 20 веке стало ясно, что для здоровья людям нужен воздух и солнечный свет, а значит старая тесная загаженная застройка — зло и надо ее сносить. И вместо настроить новые светлые кварталы с домами на расстоянии друг от друга.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

План Вуазен. 1925 г. от Ле Корбюзье

Скорость (тоже архитектурное)

Из-за того, что увеличилась скорость передвижения и люди проносятся мимо зданий на машинах, поездах, самолетах, необходимость в мелких деталях отпала (их все-равно не зафиксировать взглядом на скорости). Изменился масштаб — стал больше, чем человек. Сама конструкция здания стала орнаментом.

Почему в XX веке в Европе перестали делать узорчатую красоту и ударились в минимализм Архитектура, Дизайн, История (наука), Минимализм, Старые здания, Старое, Мировоззрение, Мир, Процесс, Длиннопост

Всё!

Это все известные мне на данный момент причины (любовно собранные лет за 15). Возможно есть еще. Возможно что-то повлияло больше, что-то меньше. Но в любом случае явление это комплексное и сложное. Одной-двух причин просто не хватило бы, что бы так глобально переломить ход всей мировой истории дизайна и взаимодействия со средой.

Что почитать на тему:

  1. Brent C. Brolin "The Failure of Modern Architecture" (1976)

  2. Debra Schafter "The Order of Ornament, The Structure of Style" (2003)

  3. James Trilling "Ornament: a modern perspective" (2002)

  4. Michael E. Zimmerman "Globalization, multiculturim, and arhitectural ethics (2009)

Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!