Расскажи про свой город: Сургут1
Привет! Захотелось рассказать о моём родном городе Сургуте с позиции местного жителя. Покажу, что у нас есть интересного и как мы живём. Рассказ наверняка будет сумбурный.
Улица Университетская - нынешнее "ядро центра города" с новостройками. Вечером здесь весьма красиво гуляется
Сургут, известный сегодня как центр нефтедобычи и энергетики, имеет весьма богатую историю.
В 1594 году царь Фёдор Иоаннович послал казаков с указом создать город. Казаки дошли до места, где сейчас стоит Сургут, огляделись, увидели болота, комаров размером с воробья, подошли к Оби и подумали, что это лучшее место для города. Являясь одним из первых русских поселений Сибири, Сургут стал важным транспортным узлом для этих мест, ну а из промыслов основой была рыболовля и добыча пушнины. Так будет продолжаться ещё три века.
Активное развитие города стартовало во второй половине XX века в связи с открытием, собственно, в этих краях огромных месторождений нефти. Как эту нефть открывали - история тоже занятная (об этом, наверное, напишу в другой раз), не без внезапных сюжетных поворотов и героизма. Многие улицы и объекты в городе носят имена личностей, принимавших активное участие в разведке и добыче нефти: например, аэропорт носит имя Ф. Салманова, есть улица Мелик-Карамова, Губкина, Пархомовича и т.д.
Поскольку город строился быстрыми темпами, кажется он компактным. С высоты выглядит так:
На этой компактной территории сегодня проживает порядка 438 тысяч человек, а власти города планируют к 2030 сделать его полумиллионником - самым северным из таких городов мира. Жители Сургута переглядываются и ругаются про себя, а жители ближайших посёлков (Белый Яр, Барсово, Солнечный) гадают: присоединят ли их к территории города или нет.
Здесь стоит отметить, что Сургут является одним из самых автомобилизированных городов страны. Когда-то читал, что он занял второе место в таком списке после Владивостока. Это значит, что в среднем на семью приходится более одного автомобиля, вот так вот! Пробки, возникающие здесь по вечерам, символизируют.
Возникают они из-за того, что город вырос ВНЕЗАПНО, и транспортная система оказалась к бурному росту не готова. Ну и светофоров у нас много, даже на объездной (sic!). Ещё один лулз, обеспечивающий пробки: на данный момент въезд в город со стороны ближайших посёлков ровно один. Это иногда приводит к масштабным коллапсам, например, в случае ДТП.
При этом Сургут является важным транспортным узлом: из Тюмени в Нижневартовск или Новый Уренгой можно проехать только через него. До 2025 года маршрут проходил непосредственно через город, с открытием же второго моста через Обь ситуация чуть изменилась.
Кстати, о мостах. Родившемуся в 2001 году тяжело поверить, что когда-то сургутяне имели связь с Большой Землей™ лишь через паром, а ведь так оно и было! А разгадка одна: Югорский Мост имени В. Солохина, привычный местным жителям, был открыт для движения только в 2000. Это один из первых вантовых мостов в Азиатской России, один из самых длинных вантовых мостов мира (с одним пилоном). Да и красивый он очень!
Официально город поделён на пять районов - Северный, Северо-восточный, Северный промышленный, Центральный, Восточный. Районы так названы на всех картах, но названиями этими никто не пользуется. Обычно люди пользуются названиями старых улиц/микрорайонов. Арбалит, Нефтяников, 25 мкрн и всё в таком роде.
Условия развития города оставили на нём отпечаток: Сургут чуть более чем полностью состоит из панелек и новостроев. Архитектурный облик города эклектичен: здесь и современная архитектура со стеклянными зданиями в духе хай-тек, и кирпичные многоэтажки, и огроменные муравейники с 500 подъездами по 5000 квартир в каждом и вечно забитыми парковками. И новомодные жилые комплексы тоже есть. И даже Биг-Бен, построенный для школы иностранных языков.




Типичная сургутская архитектура
Совсем немного здесь частного сектора, но какие-то из частных домов остались даже в центре, рядом с Сургутским государственным университетом. Сейчас идут дискуссии об их судьбе - планируется выпилить их и поставить здесь еще несколько высоких новостроек. Какие будут пробки в районе СурГУ, представить сложно.
А поскольку город возникал быстро, застраиваясь сначала двухэтажными деревяшками (их посносили, но экземпляров полно в ближайших посёлках), а потом панельками, то и старых зданий здесь почти нет. Если в центре Тюмени, Омска, Томска можно увидеть как "сталинки", так и здания более старых периодов, то в Сургуте с этим тяжело. Но что-то да сохранилось. Например, Дом купца Клепикова, построенный в 19 веке.
Дом неоднократно перестраивался, а его помещения использовались для различных целей. Например, с 1923 по 1958 годы здесь размещалась Сургутская средняя школа №1. Сейчас это здание принадлежит Сургутскому краеведческому музею, а сам дом включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Неподалёку расположен исторический комплекс Старый Сургут, воссоздающий облик древнего Сургута. Центр открыт для посетителей в 1999 году. Идея создания — сберечь для потомков облик старинного сибирского города и показать его развитие до наступления эпохи нефтяной промышленности.
Всё это дело находится в непосредственном центре Сургута, поэтому на фоне воссозданных деревянных зданий то и дело будут мелькать новострои нулевых. И всё же Старый Сургут - одно из немногих мест, напоминающих, что этот промышленный город является ровесником Тобольска.
А вот - дом-музей Фармана Салманова, первооткрывателя югорской нефти. Открытие комплекса состоялось в сентябре 2007 года в рамках празднования 50-летия высадки первого десанта геологоразведчиков на сургутскую землю. В доме Салманова воссоздана мемориальная экспозиция с обстановкой, в которой проживал геолог со своей семьёй.
В непосредственной близости от дома Ф.Салманова сохранилась первая сургутская глубокая скважина Р-1, эта территория включена в экскурсионный музейный маршрут.
Не все символы города дожили до наших дней. Так, некоторые жители сильно удивлялись решению властей города в 2016 посносить розовые заборчики, стоявшие вдоль дорог с 2001 года. Поначалу, заборы просто перекрашивали в зеленый цвет, из-за его практичности , однако вскоре их и вовсе стали сносить. Сейчас на их месте ничего нет, но в будущем, наверное, вырастут деревья.
Ещё одна характерная для Сургута черта - торговые центры. Тысячи их! Настоящий бум строительства ТЦ начался в нулевых-десятых годах. Конкуренция была столь высокой, что ламповый кинотеатр Аврора, любимый у сургутян, просто взял и прекратил существование.
В 2012 году в Сургуте открылись два огромных торговых центра - Сургут Сити Молл и Аура. Большие фудкорты, кинотеатры, гипермаркеты и всё в таком роде - на протяжении нескольких лет за шоппингом по выходным сюда приезжали жители со всех уголков Югры. До сих пор парковки у этих торговых центров забиты с утра по субботам и воскресеньям, что неудивительно. Я в эти торговые центры ездить особо не люблю, хотя будучи подростком частенько катался со своего посёлка в "Ауру", чтобы снять какой-нибудь видеоблог про фастфуд...
Так же есть много других небольших ТЦ - Союз (ощущение, что 90% трафика у него создаёт МакАвто) и стоящая напротив него Вершина. Здание последней, так-то, очень красивое!
Как подобает региону с наличием многомесячной зимы, в Сургуте есть и свой горнолыжный комплекс "Каменный Мыс". Горнолыжный сезон на комплексе длится с ноября по апрель. Особняком так же стоит Ледовый дворец спорта, в котором периодически проходят крупные мероприятия (включая не только спортивные состязания, но и концерты - хотя хорошие концерты в Сургуте это дело весьма редкое). Летом же в городе оживают крупные парки - огромный парк "За Саймой" в центре города, например, или Кедровый Лог с тысячами белок, охотящимися за орешками местных жителей. Но в целом жители частенько отмечают, что заняться в городе особо нечем.
Теперь, когда я показал всякие здания, пора поговорить и про сам Сургут.
Это город, в который многие приезжают заработать (или рождаются здесь и переезжают в условную Тюмень), каков процент постоянного населения (не мигрантов/вахтовиков) здесь - даже представить тяжело. Крупный промышленный центр с крупнейшей в России ТЭЦ (ГРЭС-1 и ГРЭС-2), огромным промышленным потенциалом, репутацией нефтяного города, но без ответа на вопрос: "стоит ли тут строить своё будущее?". И без ответа на вопрос "А что будет, если Сургутнефтегаз перенесёт свою штаб-квартиру в СПб?"
Миф про колотун-мороз в Сургуте не является мифом, хотя благодаря очень сухому климату морозы здесь переносятся не так тяжело. Узнал я об этом, увидев комментарии петербуржцев под картинкой с градусником, показывающим -40 в одну из сургутских зим. Благодаря этому же сухому климату кажется, что кислорода в городе не хватает. В климате так же примечателен прикол этих мест, обеспечивающий людям проблемы с зубами годам к тридцати.
Город стоит на болотах, отчего летом здесь огромное количество комаров и мошек. Не всё лето - бывает неделя, когда на улицу выходить из-за облака мошек над головой неприятно, а затем неделя, когда их почти нет. В этом году я даже полюбил стрекоз, заклятых друзей этого гнуса!
Весна - период таяния снегов, отчего прогулка по Сургуту может напомнить о Венеции. Каждый апрель-май в тг-сообществах то и дело виднеются жалобы на морской путь до школы или университета. Ну и стоит отметить ветра, особенно звереющие в районе 100500-этажек. А если твой многоэтажный дом стоит на пустыре, то при определенных условиях ветром тебя может и снести...
Сейчас сложно назвать Сургут городом, в который стоит ехать за большими деньгами. Многие заняты в сфере нефтедобычи, а Сургутнефтегаз по-прежнему является главным работодателем в городе, но нефтяников в городе давно не большинство. Развиваются другие сферы, с безработицей проблем нет, но миф о богатом нефтянике из Сургута, приехавшем в Москву тратить заработанные на "кусту" миллионы, остаётся мифом.
Как человек, родившийся здесь, я Сургут люблю и ценю. Кто-то хочет отсюда переехать (и часто молодёжь переезжает) в Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, у меня таких мыслей пока не возникло. Другое дело, что переезжать в сам Сургут из других регионов особенного смысла сейчас нет.
Есть у нас вузы (Сургутский государственный университет и Сургутский государственный педагогический университет, студентам последнего особый привет!), есть у нас годная медицина (Югра в плане медицины вообще превосходит многие регионы), был у нас хороший общественный транспорт (вроде его восстанавливают после неудачной реформы). Зимы есть и лето есть (и самокатчики пару месяцев в году). Магазины и спорт, рестораны и бары - всё это здесь не в такой концентрации, как в СПб, но этого тоже достаточно.
Для города такого масштаба Сургут обладает реально хорошей, годной инфраструктурой.
По сути, Сургут - это современный, динамично развивающийся город. Местами кажется, что он не совсем готов вместить в себя столько жителей, но в будущем ситуация должна поменяться (поменяется же?). Город, особенно расцветающий своей холодной зимой. Хотя, как читали местные рэперы Hipma, "Тут белый цвет один и в природе других нет, так устроена палитра, когда минус 31" - оттого на зданиях то и дело появляются муралы или разноцветная раскраска. Ну а как на этих северах иначе?:)
Казалось бы, город как город, но родной, оттого и полюбился. Надеюсь, было интересно или познавательно. Ну и с удовольствием почитаю про ваши города :)
А последним фактом (UPD) я, пожалуй, добавлю закат. У нас тут и белые ночи летом, и закаты потрясные, таки да! Спасибо одному из комментаторов, что напомнил!






















Ага. И возле ауры микрорайон полностью таджиками и узбеками заполнен. Был в вашем городе в сентябре. Столько замоташек ни где не видел. Проходил мимо школы, русский раз два и обчелся.
Хорошо написал, видно что с любовью к своей маленькой Родине. Я был там однажды. Понравилось.
Сургут 200 лет назад
Из письма декабриста В.К.Тизенгаузена брату, из сургутской ссылки:
"Ты, дражайший Богдан, будешь иметь в отношении ко мне ещё самое слабое понятие о ужасном моём заточении если судить будешь об оном только по тому, что зима здесь царствует с жесточайшими морозами и глубочайшими снегами, большую часть года что никакой хлеб здесь не засевается и произростать не может, что жители питаются только одною рыбою, что песчаный бугур на котором выстроен Сургут (состоящий за исключением шести или семи домов, из одних почти только перегнивших деревянных лачуг, угрожающих обитающим оныя всяческих разрушением) окружён водою с трёх сторон, а с четвёртой болотом, что ни одной дороги ни в которую сторону здесь не существует и что кроме нескольких юрт остяков на расстоянии почти трёхсот вёрст от Сургута вниз по Оби до с.Самарова нет ни одной порядочной российской деревни, как равно и вверх по сей реке до самого почти Нарыма".
Эдуард Суровый - Так появился Сургут. https://yandex.ru/video/preview/6633364491278316772