zants

На Пикабу
8 рейтинг 4 подписчика 0 подписок 3 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Спорим с урбанистами: почему не нужно бороться с автомобилями фискальными методами

Где-то 20 дней назад у нас разгорелся спор с урбанистами, точнее, с их «мейнстримом» по поводу места и роли автомобиля в городе. После первой серии нас обвинили в том, что мы не ориентируемся на «мировой опыт» и передовую науку о городах.

Сориентировались. Если коротко, борьба с автомобилями через налоги, поборы и платные парковки не имеет никакого смысла. Вот к каким вывода мы пришли, изучив реальные данные по автомобилепользованию в России и Европе:


1. Москва уже является самым деавтомобилизированным мегаполисом Европы

2. Фискальные меры по борьбе с автомобилизацией в Европе не приносят большого эффекта.

4. В Москве меньше автомобилистов и меньше дорог, чем в любом другом городе Европы.

5. В Москве и других городах России катастрофически не хватает улиц (и не будет хватать).

4. Конкурентные меры по борьбе с автомобилизацией работают уже сейчас, фискальные — нет.

5. Борьба с автомобилями может убить ваш город. Показываем на примере Лондона.

6. Почему понятия «город — это рынок труда» и «город — это место для жизни» нераздельны.

7. Общественный транспорт МОЖЕТ вредить городу: 0 эффекта для экологии, убытки для города, концентрирование бедноты в гетто. Но это не делает его хуже.

8. Придут за всеми. Выгоднее дружить.

Расшифровку сценария в этот раз решили не делать — материал объемный, 30-40 экраов текста с графиками и таблицами читать никто не будет.


Следующая часть — о том, на чем должен базироваться урбанизм здорового человека, во что верить и чем заниматься.


Приятного просмотра!

Показать полностью
21

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин.

Простой и убойный механизм роста цен за слоем «сложных» формул.

На прошлой неделе в СМИ бодро отрапортовали о том, что в России образовался профицит производства бензина. Несмотря на это, автомобилисты на себе эту радость ощутить не смогли: цены в ряде регионов снизились на несколько копеек, а вице-премьер Козак и вовсе заявил, что «задача снижения цен недостижима в условиях рыночной экономики».


Действительно, вполне возможно, что это будет последнее снижение цен на многие годы вперед. С 1 января 2019 года в рамках так называемого «завершения налогового маневра» в России действует особый демпфирующий механизм, который сделает рост цен на топливо медленным и вечным. Во всяком случае, если его не починить.


Мы* в Аналитическом центре НТС разобрали механизм работы демпфера, заданный Налоговым кодексом, и обработали его на ретро-данных. Результат, мягко говоря, удивил.

Что за налоговый маневр? Иногда слышу эту фразу в СМИ, но ничего не понимаю

До 2014 года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) платили отраслевые налоги по следующей схеме:

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Пока ничего сложного

Этот механизм был простым и понятным. Не без недостатков (о них в другой раз), но все хотя бы знали, откуда что вообще берется.


Ближе к 2014 году власти задумались о том, что ВИНКи не очень шустро модернизируют свои НПЗ, и этот процесс необходимо стимулировать. Вдобавок, с нарастанием кое-каких событий у властей вырастало закономерное желание обеспечить (или хотя бы усилить) налоговую независимость бюджета от экспорта нефти, точнее — от возможных санкций. Поэтому в правительстве решили экспортную пошлину постепенно обнулить, акцизы — снизить, а НДПИ — повысить. В общем, перенести налоги с экспорта на скважину. Эта схема тоже не нравилась многим — но, опять же, была логичной.


С самого начала «завершения налогового маневра» (ЗНМ) в каждой новой редакции НК РФ планировалось снижение акцизов на топливо на последующий год, аналогичные положения содержались и в трехлетних федеральных бюджетах. И уже здесь что-то сломалось: с 2015 года акцизы только росли, в последний раз — 1 января 2019.


А дальше начался цирк, результатом которого стала пересадка рынка на такие костыли, как акциз на нефтяное сырье и демпфирующий коэффициент (уже сложнее, да?).


В рамках ЗНМ в чьи-то головы пришла «здравая» идея: а давайте компенсировать разницу между выгодой от экспорта нефтепродуктов и работой на внутреннем рынке за счет демпферов? Сгладим, так сказать, эффект внешнего рынка. А затем, в момент абсолютного просветления, кому-то, видимо, пришла максимально гениальная мысль: давайте сделаем так, чтобы этот самый демпфер убил резкий рост цен, зато сделал бы его вечным и медленным?


Мы понимаем, что авторы демпфирующего механизма пытались сделать хоть что-то полезное, исходя из весьма и весьма плохих рамок, которые установлены на самом верху. Акцизы понижать нельзя, розничные цены отпускать нельзя, пусть растут в формате «инфляция минус». Еще и в послании Федеральному собранию Президент отметил, как важно строить больше заправок и вообще развивать топливную инфраструктуру.


Напоминает шуточный рассказ «Совещание» Алексея Березина про семь строго перпендикулярных красных линии, две из которых зеленые, две красные, а остальные прозрачные. Конечно, демпфирующий механизм не идеален в первую очередь в силу условий задачи. Однако в итоге из всех возможных был выбран далеко не лучший, еще и сопряженный с серьезными рисками вариант.


Три щепотки экономического моделирования

(если будет сложно, мотайте сразу к гифкам)


Сейчас мы покажем весь механизм работы демпфера на примере самого популярного вида моторного топлива в стране — АИ-92.


Основным бенчмарком, который отвечал на вопрос «продавать на экспорт или в стране?», являлся нетбэк. Нетбэк, если упростить — это цена экспортной поставки, приведенная к российским реалиям.

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Методика расчета нетбэка от одного из агентств

Если нетбэк растет, то топливо выгоднее экспортировать. Когда увеличиваются поставки на внешние рынки, внутри страны предложение падает, а это уже подталкивает биржевые цены на нефтепродукты вверх. Если нетбэк снижается — то наоборот. Корреляция между нетбэком и биржевой ценой колеблется в районе 0,8. Именно это и позволяет рынку воспринимать нетбэк как весьма надежный бенчмарк.

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Кстати, чем выше акциз, тем выше нетбэк (посмотрите на формулу выше). В прошлом году нетбэк вырос сразу по двум причинам: а) рост цен на мировом рынке; б) повышение акцизов. Плюс, рост нетбэков совпал с высоким сезоном внутри России. А за ростом нетбэка выросла и биржевая цена. В общем, в правительстве задумались, как сделать так, чтобы и акциз не понижать, и резкого скачка избежать. Поэтому демпфирующие механизмы должны были касаться именно нэтбэка.


Теперь давайте посмотрим, как это должно работать сейчас. Налоговым кодексом вводятся понятия «средняя расчетная цена» (Цабвр) и «верхняя планка» (Цабвр + 10%).

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Как работает ценовой коридор, определяемый по новым правилам. Цены здесь и далее указаны на 1т топлива

Цабвр (расчетная средняя цена) — это условная расчетная цена за тонну бензина. Правительство установило ее так: берем пиковое значение из среднемесячных биржевых цен за 2018 год и индексируем на 5%. Не среднюю по году, а именно пиковую от средних значений. Т.е., рынок 2019 года будет зависеть от пика цен 2018 года. А потом каждый год уже это значение индексируется на 5%.


Верхний предел, устанавливается как +10% к расчетной, т.е. Цабвр. Таким образом, у нас как бы устанавливается ценовой коридор для формирования демпфирующих выплат.


Тремя ключевыми «столпами» механизма налоговых вычетов выступают


Акциз на нефтяное сырье (Анс)

Демпфирующий коэффициент (Кдемп)

Право правительства повышать пошлину на нефтепродукты до 90%.


Третье обстоятельство мы пока опустим. Пока лишь продемонстрируем взаимосвязь первых двух переменных на расчетном примере.


Анс — базовая величина налогового вычета. Ее смысл в том, чтобы компании не злоупотребляли экспортными поставками нефти, а отправляли её на переработку и дальнейшую реализацию. Он всегда положительный, но может быть и равен нулю, если компания не выполняет нормативов по производству и реализации топлива через биржу.


Формула расчета взята из п.8 ст. 193 НК РФ

Кдемп — субсидия нефтяникам, которая будет положительной, если нетбэк выше расчетной цены и отрицательной — если ниже. Это следует из формулы расчета демпфера. Однако компенсироваться будет не вся разница, а только часть по нормативам. В 2019 году норматив равен 60%.


Формула расчета взята из п. 27. ст. 200 НК РФ


Расчет значений демфпера, где Цабэксп и Цдтэксп - нетбэк по автомобильным бензинам и дизельному топливу соответственно.

Дальше следуют чисто бухгалтерские операции. Налоги, выплачиваемые ВИНК, действительно огромные, они точно не перекроют сумму вычетов, поэтому эти операции будут попросту отражены в бухгалтерском учете. Реальных трансфертов из бюджета не будет.


Таким образом, сначала акциз на нефтяное сырье начисляется в размере отправленной на переработку нефти, а уже потом из общей суммы налогов вычитается следующим образом: а) умножается на 2; б) вычитается с поправкой на Кдемп. Если Кдемп положительный, сумма вычета увеличивается, отрицательный — уменьшается.


Теперь построим модель. Примем в качестве условий следующее:


Ключевая задача фирм — получение максимальной прибыли. И как рациональный экономический агент, фирма будет делать все, для того чтобы этой цели достичь. Особенно, если фирма обладает рыночной властью.

Мы не рассматриваем возможность того, что кто-то поднимет трубку и кому-то позвонит, и его послушаются. Только голый рационализм.

При нетбэке внутри ценового коридора (предположим, он равен 60 000 ₽ на тонну АИ-92) Кдемп будет равен 5 760 ₽. Вычитаем из нетбэка, получаем 54 240 ₽. По идее, именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо, так?


Да ничего подобного. Потому что на самом деле вычет в 5 760 ₽ на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора.

Нетбэк в границах коридора: чем ближе к верхней границе, тем выше выручка.

Но может, ситуация изменится при нетбэке ниже ценового коридора? Да, изменится. Будет еще хуже.


Предположим, нетбэк равен 52 000 ₽. Тогда Кдемп будет равен -2400 ₽. И тут начинается магия рациональности: для снижения потерь от налогового вычета самой выгодной стратегией становится повышение цены за верхнюю планку, при которой демпфер обнуляется!

Нетбэк ниже границы: демпфер буквально «выталкивает» цены выше верхнего предела

Таким образом, рациональная стратегия любой фирмы — это всегда держаться коридора. А стимулов ронять цену попросту нет. И ценовой коридор для формирования цен выглядит крайне печально. Вот так:

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Выгодно только там, где зелененьким

Мы здесь не учли размер выплаты по дизельному топливу. Если, например, демпфер по автомобильному бензину отрицательный, а по дизелю положительный, в итоге у нас минус на плюс дает итоговое значение. При обнулении же возникает проблема: обнуляется и положительная часть демпфера. Но общую логику, думается, это не слишком нарушает. Если не обнуление, то в любом случае компенсация за счет внутреннего рынка.


Конечно, это все в модели. Мы с вами не знаем, как именно будет работать демпфер, потому как не знаем, какие еще вводные будут на рынке. Зато у нас с вами есть ретро-данные за прошлые периоды. Давайте теперь посмотрим: как бы выглядел рынок раньше, если бы демпфер уже работал? Желтым выделен ценовой коридор, фиолетовым — реальные цены на топливо.

Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин. Экономика, Цены, Бензин, Нефть, Видео, Гифка, Длиннопост

Посмотрите на цены прошлых периодов. А потом на верхнюю планку. Повторите опыт до наступления стадии просветления

Вместо выводов

1. Демпфер создает принципиально не те стимулы, которые бы пошли на благо рынку. Он рушит прежнюю картину, пытаясь вывести на рынок искусственный маркер.


Раньше мы говорили: на рынке работают два механизма цен. Розничные цены формируются по принципу «инфляция минус»: мол, делай что хочешь, но не обгоняй. Характерно, что это было просто телефонное право, не зафиксированное в нормативно-правовых актах.


Оптовые цены формируются почти по рыночным принципам, с тем лишь нюансом, что биржевых объемов на всех регулярно не хватает. А теперь и они будут формироваться с привязкой к границам ценового коридора. Заодно этот самый коридор год к году будет только повышаться — чтобы уж точно никаких вам колебаний вниз. Возможно, это противоречит реальному замыслу авторов идеи. Но все стимулы созданы именно для постепенного роста цен. Зачем? Гипотез много.


2. Противодействовать этим стимулам можно будет только благодаря заградительным экспортным пошлинам. В переводе с канцелярского на русский — телефонному праву, когда регуляторы будут звонить и требовать понизить цену под угрозой введения экстренных мер.


3. Демпфер неудобен для принятия решений. Нетбэк можно рассчитать в моменте, все данные для этого есть. Демпфер рассчитывается исходя из средних значений. Значит, возникает проблема временного лага. Представьте: вы весь месяц принимаете решения. А только в начале следующего месяца понимаете, какой будет демпфер. Это попросту нерабочий индикатор.


4. Механизм демпфера закрепляет рост цен на топливо и окончательно превращает регулирование отрасли в ручное. Роль биржи в формировании оптовых цен снижается до минимума. А платить за весь этот карнавал будем мы с вами, заправляя тачку или же покупая товары.


5. Судя по обработанным данным, слишком резкого и быстрого роста цен больше не будет. Он будет постоянным и медленным.


6. Возвращаясь к налоговому маневру: экспортная пошлина уже сейчас мала и не сказывается на нетбэке. Прирост к нетбэку в основном могут давать только ослабление рубля и прирост акциза. Таким образом, в сам механизм демпфера «вшиты» отсутствие перспектив в российской экономике и постоянный рост налоговой нагрузки.


7. Мы защищаем интересы независимых АЗС, и судя по всем данным, которые у нас есть, им демпфер не особо опасен. Свою маржу они скорее всего получат. Во многом именно для этого демпфер и был придуман. Совсем другое дело — водители, которые будут вынуждены с течением времени все больше и больше тратить на заправку.


Ключевых рисков, таким образом, можно выделить три:


Риск №1. Искусственный бенчмарк.


Риск №2. Оппортунистическое поведение.


Риск №3. Телефонное право и войны нефтяных компаний с регуляторами.


Скажем честно, сама по себе идея демпферов нам не симпатична. Что мы предлагаем? Наша повестка доступна вот в этом видео. Но, если считать, что демпферы — это принятое решение, а вопрос заключается только в их настройке, то мы хотели бы исходили из преодоления рисков и соответствующим образом настраивали бы демпферы.


Как можно преодолеть указанные риски?


Есть два ответа. Первый – консервативный, второй – альтернативный.


Консервативный ответ исходит из действующих параметров демпфера предполагает их донастройку по следующим принципам:


1. Расчёт демпфера каждый торговый день. Итоговый же вычет должен учитываться, как сумма ежедневных значений. Это позволит преодолеть риск №1.


2. Раздельный учет демпфера по автомобильному бензину и по дизельному топливу, обнуление Фаб и Фдт и возвращение нижнего порогового значения демпфера. Тогда появляются стимулы ронять цену до уровня нижних значений, чтобы обнулить вычет в случае отрицательного демпфера. Это так просто потому, что не будет обнулен положительный демпфер по другому продукту (например, по ДТ), но не будет и отрицательного вычета (например, по АИ-92).


3. Привести параметры расчетных цен в соответствии с текущими реалиями. В настоящий момент они завышены.


Пункты 2 и 3 помогают преодолеть риск №2.


Есть ещё проблема телефонного права. Как её преодолеть? Тут, к сожалению, у нас простого ответа нет. Нужно решать проблему с доминирующими игроками. И поправками тут не отделаешься.


Альтернативный ответ предполагает полное изменение формулы расчета демпфера. Но он решает проблему со всеми рисками разом.


Если в качестве базы для расчета демпфера взять netback, умноженный на 10%, и оптовый индекс СПбМСТБ и представить демпфер, как половину их разницы, решается и вопрос с работоспособностью бенчмарка (просто считать), и с оппортунистическим поведением (падает netback, падает цена, хочешь больше выплату – падай больше от базы расчета), и с автоматичностью (нет телефонного права).


Но все это в совокупности – костыли. Рынок должен быть рынком, а не монстром доктора Франкенштейна. Как некогда выразился профессор MIT Лорен Грэхем, отвечая на вопрос Германа Грефа о проблемах инновационного развития России: "Вы хотите молока без коровы".


И в нашем случае это верно, как никогда.


Ну и ключевое. Мы отправили в ФАС, Минэнерго, Минфин и Правительство России письма с запросом о комментарии. Ответы ведомств мы обязательно прочитаем и отрецензируем на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь, в общем.


А если вы настолько зануда, что доскроллили до этого места, вам полагается бонус в виде таблиц со всеми расчетами и формулами. Изучайте, играйтесь, задавайте вопросы, критикуйте.

Полезные ссылки:


Собственно таблицы.


Ст. 193 НК РФ (п.1, п.8)


Ст. 200 НК РФ (п. 27)


Статья по мотивам наших изысканий в Forbes.


Пресс-релиз НТС.


Нередакционный материал. Подготовлен и опубликован Аналитическим центром Независимого топливного союза — объединением независимых АЗС России.

Показать полностью 6 2
28

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле.

В соответствии с максимой Льва Толстого, все счастливые страны счастливы примерно одинаково, а у несчастья десятки сортов. В России цены на нефть благодаря кривому администрированию искусственно подстёгиваются, а в Венесуэле они остаются самыми низкими в мире. При этом в России пятый год подряд падают доходы населения, а в Венесуэле — полноценная гуманитарная катастрофа. Правда, в России о степени негативного воздействия рынка нефти и нефтепродуктов ещё можно спорить, а в Венесуэле именно они сыграли ключевую роль в катастрофе.

В нашем* шоу и в этом посте (для тех, кому лень смотреть 20 минут) мы попытаемся объяснить, как именно топливный и нефтяной рынки влияли на экономику Венесуэлы. Обширный список источников и полезных ссылок вы сможете увидеть в конце поста.

Краткий анамнез


Венесуэла обладает самыми огромными разведанными запасами нефти в мире, опережая Саудовскую Аравию, каждую из стран ОПЕК, Россию, США и все европейские страны.


С извлечением этой нефти есть определённые проблемы, которые мы упомянем ниже, однако работать в этой стране в разное время хотели большинство мировых нефтяных гигантов.

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

В Венесуэле гораздо более благоприятный климат, чем в России и странах Персидского залива (можете посмотреть вот эту интерактивную карту)


Береговая линия Венесуэлы — более 2800 км вдоль Атлантического океана, открывающего доступ к портам восточного побережья обеих Америк, Африки и Евросоюза. А ещё берег Венесуэлы, кстати, безумно красивый.


Качество почв в этой стране ничуть не уступает соседней Бразилии, она никогда не была под эмбарго, как Куба, туристический потенциал страны — просто гигантский. Казалось бы, идеальные вводные экономические условия. Но вместо этого в Венесуэле просто ужасная экономическая ситуация, ужасная даже на фоне самых бедных стран Латинской Америки.

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Отдельно поражает голод. «Диетой Мадуро» называют массовое похудание жителей страны из-за отсутствия базовых продуктов. В среднем житель страны похудел примерно на 11,5 кг. Самого Мадуро слава о его «диете» ничуть не смущает, скорее, веселит.

Мадуро шутит про диету имени себя: «Зато вам теперь не нужна виагра!»

До самого последнего времени санкции в отношении Венесуэлы были гораздо мягче, чем санкции против Ирана и России, а до 2014 года о них и речи толком не было. Еще в 2007 году Венесуэла могла себе позволить спокойно выгнать из страны американский ExxonMobil и тут же купить американскую нефтеперерабатывающую компанию Citgo (49,9% компании в залоге у «Роснефти»). И всё это сходило режиму Чавеса с рук.


Что же изменилось, кроме падения цен на нефть?

История нефтяной зависимости


Всё дело в том, что Венесуэла — это первая в мире петрократия, первый нефтяной джанки, ультразависимый от нефти ещё со времён молодости наших прабабушек.


Нефть в Венесуэле нашли в 1914 году, а разрабатывать месторождения всерьёз начали в 1920-х гг. Это было время возможностей для всей Латинской Америки. Так, ВВП Аргентины был сравним с ВВП Швейцарии, сохранявшей нейтралитет в Первой мировой. Остальная Европа с трудом восстанавливалась, Штаты тоже отходили от участия во всемирной заварухе. При этом во всём мире набирал силу будущий локомотив мировой промышленности — автомобильная отрасль.


И Венесуэла быстро «подсела» на нефтяную иглу. Арабские страны, например, «подсели» только в 1970-х, когда цены подскочили из-за первого нефтяного эмбарго. Венесуэла сделала нефть главным экспортным продуктом всего за 15 лет. Да что там — почти единственным.

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Этой нефтяной наркомании не помешала ни Великая депрессия в Европе и США, ни сокращение спроса на топливо, ни падение выпуска и продаж автомобилей и военной техники, вообще ничего! Ничего не поменялось даже во времена Второй мировой. Реальные перемены начались только ближе к 1970-м.


Задолго до ОАЭ Венесуэла начала экспериментировать с субсидированием национальной экономики за счёт нефтяных денег. Причем сочеталось это всё с протекционизмом, то есть — недопуском конкурентов. В начале 1960-х молодая венесуэльская промышленность делала первые успехи за рубежом. Ближе к середине 70-х она уже перестала утруждать себя такими излишествами как конкурентоспособность, производительность труда, нужность продукции.


Всё дело в том, что в стране увлеклись идеями левого аргентинского экономиста Рауля Пребиша — это то самое «импортозамещение».

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Пребиш — один из идеологов идеи импортозамещения и автор концепции «периферийного капитализма». Реализация его идей сделала бедными миллионы латиноамериканцев. Обладал наградами нескольких государств, постом в ООН, умер в Чили, где его идеи не прижились

Импортозамещение по Пребишу, если упростить, сводилось к крайне примитивной идее: злые капиталисты с Севера разоряют нашу промышленность, поставляя дешёвые товары, которые мы покупаем на доходы от ресурсов. Нужно на доходы от ресурсов строить заводы и фабрики (или раздавать деньги тем, кто уже что-то производит). Ещё можно запрещать злым капиталистам с Севера ввозить сюда свои поганые дешёвые товары.


Идеи Пребиша и его единомышленников (см. Мюрдаль) в разных странах Латинской Америки получили разное развитие, но итог оказывался примерно тем же: сотни и тысячи никому не нужных, бессмысленных и неконкурентоспособных производств, представлявших собой скорее экзотический способ раздачи ренты, чем что-то ещё. Самая идея о создании национальных конкурентов более успешным корпорациям других стран заслуживает уважения. Но в реальности производства, выращенные на нефтяных и других ресурсных доходах, оказались крайне неконкурентоспособными, а их продукция была мало кому нужна за пределами государств-производителей (да и внутри, если честно, мало кому была нужна). И Венесуэла не стала исключением.


После того, как в 1973 году цены на нефть резко выросли, выросли и доходы бюджета. Для всех социалистических петрогосударств этот факт оказался роковым. Так, СССР окончательно отказался от любых экспериментов с существующей моделью социалистический экономики. Знаменитые «косыгинские реформы» не получили никакого развития, как и идея «советского интернета», который должен был служить модернизации управления плановой экономики. В Венесуэле получили широчайшее распространение уже существовавшие порочные практики: уже упомянутое импортозамещение, практика раздувания госсектора для раздачи ренты, увеличение зарплат в госсекторе. И кто в таких условиях будет развивать конкурентоспособный бизнес? Как результат, нефтяное изобилие придушило прирост сельского хозяйства примерно вдвое от ожидаемого уровня, ситуация в промышленности была примерно похожей. Более того, в стране не хватало квалифицированных специалистов, поэтому профессиональную, творческую, финансовую и техническую элиту страны Венесуэла импортировала сотнями тысяч. Это сыграло со страной злейшую шутку.


Но несмотря на всё это, венесуэльцы не бедствовали. В этот период страна считалась самым богатым государством Латинской Америки, а левые экономисты приводили её как пример динамично развивающегося государства. Всё, что было нужно простому венесуэльцу, можно было купить за нефтедоллары. А если у человека нефтедолларов не было, их надо было раздать в обмен на политическую лояльность.


Вся эта политика ближе к началу XXI века выродилась в так называемый «чавизм», он же «боливарианский социализм XXI века».

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

На словах сторонников харизматичного президента страны, чавизм представлял собой увеличение доступа бедных к социальным благам (в первую очередь это образование и медицина), и восстановление исторической справедливости. На деле чавизм, если в двух словах — это когда вы раздаёте нефтяные деньги не элите, а бедным и необеспеченным людям, но строго в рамках электоральных циклов. Потому что нефтяных денег всё равно на всех не хватит, а элиту тоже надо кормить. Чтобы раздавать блага вне электоральных циклов, вы просто будете ущемлять и обирать бизнес.


Итак, параллельно раздаче халявных нефтяных денег, в экономическом плане чавизм представлял следующие меры:


Экспроприация активов. Сначала — той самой импортированной элиты (которая начала бежать из страны), потом — нефтяных мейджоров (об этом ниже), потом — крупного бизнеса, потом — всё более и более мелкого.

Режим «справедливых цен» (precio justo). Эта идея получила распространение во многих испаноговорящих странах (включая Испанию), но «достигла совершенства» именно в Венесуэле. Если коротко, это просто цены, установленные правительством на основании желания левой пятки правительства, часто — банально заниженные. Отличие от советского Госплана в том, что в СССР государство и производило, и продавало, и устанавливало цены. В Венесуэле правительство лишь назначало цены, а предприниматели были вынуждены приспосабливаться.

Как результат, чавизм, во-первых, демотивировал предпринимателей производить эти самые базовые товары, а во-вторых, породил огромный черный рынок. Товары по precio justo массово скупали коррумпированные чиновники, экспортировавишие их контрабандой в соседние страны, преимущественно в Колумбию.


Таким образом, чавизм формировал клиентеллу — то есть целый класс людей, которые могли получить хоть какие-то деньги и преференции только и исключительно за лояльность Чавесу (впоследствии — Мадуро). Сразу после выборов фонтан, разумеется, становился чахлым. Несмотря на это, Уго Чавес переизбирался трижды, и все три раза фокус ему удавался. То, что сиюминутные интересы били по экономике, волновало его не слишком сильно.

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Обвал цен в 2014 году, уже после смерти Чавеса, Венесуэла встретила с ежегодной инфляцией в 50% в год. А заодно с миллионной армией ртов, ожидавших очередной платы за лояльность от правительства. Попытки продолжать политику Чавеса и вылились в невероятную гиперинфляцию сначала на пару десятков процентов в год, потом на пару тысяч, потом — на миллион с копейками.


Лучше всего безумие, которое творил чавизм с экономикой, видно как раз на нашем профильном примере — на экономике АЗС.


Как дешёвый бензин завел Венесуэлу в бездну


Прямо сейчас одним из самых дешёвых товаров в Венесуэле остается топливо. Официально оно стоит дешевле цента. Это историческая ситуация.

Моторное топливо в Венесуэле стоило дёшево даже во время топливных кризисов, а цена на него назначалась правительством. Поэтому до Чавеса продавать топливо по такой цене было, мягко говоря, малоинтересно, поскольку нерентабельно, и о большой доступности топлива говорить особенно не приходилось. Со временем ситуация выправилась, но этому предшествовало очень много проблем.


Любые попытки либерализовать цены на топливо проваливались из-за народного недовольства, но проблема с доступностью бензина никак не хотела решаться. Так, в 1989 году президент страны Карлос Андрес Перес увеличил цену на бензин почти вдвое — и получил массовые беспорядки, в ходе которых было убито и арестовано больше 300 человек.


При Уго Чавесе бензин и дизельное топливо, разумеется, тоже стали частью precio justo. Проблема с доступностью бензина до поры до времени была решена. Правительство покрывало расходы на субсидирование товаров первой необходимости, к которым относилось и моторное топливо, за счёт вырученных нефтедолларов.


Подобный подход в долгосрочной перспективе порождал одновременно несколько проблем:


- Венесуэльцы привыкли к сверхнизким ценам на бензин, не заботясь об объёмах его потребления. Венесуэльцы обожали многоцилиндровые американские автомобили 50х-70-х, потребляющих 20-25 литров на 100 км. И даже мизерных средних доходов хватало, чтобы регулярно заправлять полный бак.


- Такая привычка породила отношение к энергоресурсам как к чему-то бесплатному, не имеющему ценности. Потому продаётся преимущественно бензин низкого экологического класса, а из выхлопных труб автомобилей валят плотные клубы чёрного дыма.


- Соответственно, количество автомобилей росло, а вот инфраструктура догоняла этот рост медленно и лениво, во многом за счет строительство инфраструктуры силами государственной PDVSA.


В эпоху Мадуро, которому совсем не повезло с мировыми ценами на сырьё, топливный рынок стал ещё большим воплощением абсурда. Обычные автомобилисты редко в состоянии починить свою ретромашину или купить новую, но при этом топливо по-прежнему продаётся по precio justo. При этом теперь очереди на заправках стоят не только потому, что людям надо заправиться


- Чиновники покупают бензин оптом по precio justo и гонят его всё в ту же Колумбию, потому что им нужна валюта.


- Простые венесуэльцы-«челноки» покупают топливо в Венесуэле, чтобы продать его за границей, чаще всего — в той же Колумбии, с которой у Венесуэлы наиболее развитое автомобильное сообщение. Потому что им нужна валюта. И им хочется есть.


- В челночном бизнесе участвуют, само собой, и администраторы заправок, ко  торые не хотят кормить остальных и сами экспортируют топливо в Колумбию. Потому что им нужна валюта. И им тоже очень хочется есть.


- Ну и в довершение цирка в самой Венесуэле, конечно же, тоже сложился чёрный рынок топлива, на котором бензин стоит сильно дороже цента. И его всё равно покупают, чтобы потом экспортировать. Потому что… ну вы поняли.


При этом в самой богатой нефтью стране сырьё почти некому добывать. Объемы добычи стремительно падают.


Национализация и развал


В разные годы в Венесуэле работали разные нефтяные компании, в том числе, разумеется, и крупные мейджоры: Shell, Conoco Philips, ExxonMobil, BP, Statoil, Total и некоторые другие, включая нашу Роснефть. В 70-х на фоне первого в истории резкого роста цен на нефть по миру прокатилась целая волна национализаций нефтяных компаний. Венесуэла подхватила тренд, создав на базе местных нефтяных активов компанию Petróleos de Venezuela (PDVSA). История этой компании больше всего похожа на сказку Пушкина о рыбаке и рыбке.


И если в тридцатых правительство предпочитало ничего не делать и только считать доходы от роялти, то в 50-м оно требовало уже половину доходов. В начале семидесятых правительство требовало уже 55% доходов. После создания PDVSA и до наступления чавизма ситуация в целом оставалось стабильной, но аппетиты потихоньку росли.


Президент Чавес полагал, что PDVSA была слишком независимой. В 2002 году он разогнал её менеджмент и буквально подмял под себя. В 2007 году он решил буквально отнять активы у работающих в стране мейджоров.


Statoil, Chevron, BP и Total поддались и «согласились» отдать контрольные пакеты своих активов и стали миноритарными партнерами. ExxonMobil и Conoco Philips не согласились и были выкинуты из страны. Но, как мы уже рассказывали в начале, это не помешало Венесуэле купить в Штатах Citgo.


В самой PDVSA тоже не всё было гладко. В 2002 году правительство Чавеса уволило 17 тысяч забастовщиков, протестовавших против смены менеджмента и условий труда. И назначило туда своих сторонников, разумеется, неквалифицированных. А потом им так понравилось раздувать штат, что они повторяли этот фокус раз за разом. Раньше раздували штат чиновников, теперь — работников нефтяной компании.


Таким образом, с получения доходов в виде роялти государство дошло до почти полной национализации сектора, а когда и этого показалось мало — до банального воровства оборотных средств внутри нефтяных компаний. Так что «нефтяная наркомания» — это не вполне метафора.


Менеджмент нефтяной компании воровал миллиардами долларов. Хотел — выводил валюту на чёрный рынок со счетов компании. Хотел — продавал нефть и топливо в обход кассы. Хотел — отмывал деньги через закупки. А заодно обслуживал внешнеполитические интересы Венесуэлы, что не особо вяжется с эффективным управлением.


Роснефть, например, недополучала от Венесуэлы нефть, на поставки которой, кстати, выделила кредит. Долг венесуэльской госкомпании перед нефтесервисными партнерами превысил двадцать пять миллиардов долларов ещё два года назад, а сейчас перевалил уже за тридцать. Работники PDVSA — далеко не элита страны, они буквально голодают, и уже два года назад были вынуждены подрабатывать после работы нелегальными торговцами, контрабандистами и ещё чёрт-те кем. И это лучший работодатель страны после армии и правительства.


Ситуация усугубилась ещё и тем, что большую часть добытой нефти Венесуэла буквально не может добыть. Дело в том, что венесуэльская нефть — очень тяжёлая и сернистая, её дорого добывать. Для экспорта её нужно смешивать с более легкими сортами. Собственная промышленность в какой-то момент была уничтожена, и нефть пришлось закупать… в США. Часть вышек оказалась буквально заброшена. А на всех остальных царит хаос, бардак и падение добычи. Например, самая главная нефтяная вышка страны El Furrial добывала в 1998 году около 450 тысяч баррелей в день. К 2009 году добыча рухнула вдвое. Еще два года назад вышка почти не работала, а после шести вечера персонал сбегал с рабочих мест, опасаясь вооружённых нападений мафии.


Как результат, за последние 19 лет лет среднедневная добыча рухнула с 3,2 миллиона баррелей в день почти до 1 миллиона.

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Чему нас всё это учит?


Боливарианский «социализм XXI века» был бы невозможен без высоких цен на нефть. Упала цена — и он потерпел настоящую катастрофу. Кто бы что ни говорил, но кризис, гиперинфляция и развал нефтегазовой отрасли Венесуэлы во многом стали следствием внутренних, а не внешних причин. И всё начинается с топливного рынка


Субсидирование цен обесценивает топливо как таковое. Люди привыкают к тому, что бензин ничего не стоит.


Для субсидирования нужны деньги, но где их взять, если вы продаёте свою нефть с дисконтом к WTI, а другие отрасли попросту уничтожены?


На рыночные реформы никто не хочет идти, потому что это больно, а сохранение низких цен — священная корова режима. То, что именно низкие цены фиксируют околонищее состояние людей, никого не волнует.


При любом исходе такая политика заканчивается крайне скверно: товары не достать, население стремительно нищает, инфляция раскручивается, клиентелла тает, люди голодают. И все мнимые заслуги чавизма в виде массовой медицины и всеобщего образования превращаются в пыль. Ну, или достаются соседям в виде образованных и дешёвых специалистов.


Короче, вот простой рецепт, как стать банкротом, если у вас куча нефти:

Венесуэла: самый богатый нефтью банкрот. Как воздействие нефтяного рынка сыграло ключевую роль в кризисе в Венесуэле. Венесуэла, Венесуэльский кризис, Цены, Длиннопост, Нефть, Аналитика, Экономика, Социализм, Николас Мадуро, Видео

Зацикленность элит на получении денег от ресурсов здесь и сейчас при полном наплевательстве на будущее привела к тому, что однажды это будущее взяло и наступило. В этом будущем Венесуэла оказалась суперзависима. Обязательства оказались несопоставимы с доходами от экспорта нефти и коррупционными интересами менеджеров компании и высшего класса чиновников. Как результат — деградация нефтедобычи и распад национальной экономики.


Если вы дочитали досюда — вы герой. Вот вам ещё почитать всякого на русском и английском:

Венесуэла: нефть плюс социализм


Самый рискованный из всех рынков на земле: что случилось с Венсуэлой. Лекция Константина Стырина.


Republic: Что происходит со страной на последней стадии нефтяной зависимости


Страна победившего Глазьева


Why Venezuela Has Two Presidents, One Thorny Standoff: QuickTake


Cocaine, Payola: How Maduro Keeps Top Military Brass in Line


The Venezuelan Economy in the Chávez Year


How Low Can Venezuelan Oil Production Go?


Статистика по Венесуэле от Международного энергетического агентства


Мониторинг климата

*Мы — Независимый топливный союз, объединение независимых АЗС страны. В рамка нашего Аналитического центра мы изучаем не только отечественный топливный рынок, но и зарубежные (особенно рынки петрогосударств) и их влияние на экономику с целью выявления лучших и худших практик регулирования. В рамках нашего YouTube-шоу мы решили запустить проект «Как у них?» с целью поделиться своими изысканиями с более широкой аудиторией, чем участники рынка. После первого успешного выпуска про ОАЭ мы подумали, что было бы интересно дать нашим сценариям формат статей и публиковать их на других площадках.

Показать полностью 8 1
Отличная работа, все прочитано!