larissalyk

На Пикабу
поставил 2 плюса и 0 минусов
78 рейтинг 2 подписчика 7 подписок 3 поста 0 в горячем

Дисграфия у школьника глазами мамы

Тексты, которые я резмещала на своей странице, от первого до последнего слова были написаны мною, на основе личного жизненного опыта.


После прочтения комментов к моему второму посту, у меня возникли вопросы к коммениаторам.


Если обвиняете меня в копипасте "тупых статеек из интернета", где доказательства плагиата?


Если считаете, что статьи про дислексию тупые, то ЗАЧЕМ вы их читаете?!


Вы серьезно думаете, что дислексия может возникнуть после прочтения тупого скучного текста?


За прошедшие 10 лет в Интернете накопилось довольно много моих текстов про дисграфию и дислексию у школьников.


Если будете делать анализ на плагиат, возможно появится ссылка на мой электронный дневник или статью в журнале.


Я всего сутки на Пикабу и честно говоря, я просто в шоке от хамства комментов.


С какой стати,  мой текст,  с довольно специфической тематикой, комментируют люди, которые не имеют ни малейшего понятия про:

1) явление  dyslexia;

2) проблемы, с которыми сталкиваются родители школьников-дислексиков?!


Зачем комментировать то, о чем Вы ничего не знаете?!

Просто, чтобы испортить настроение автору?


На всех интернет ресурсах, где я вела дневник или общалась на форумах,  от своих собеседников -  родителей детей-дислексиков, логопедов, учителей,  пытавшихся понять и разобраться с проблемой типичных ошибок у школьника, я всегда получала благодарности за полезные советы, идеи, подсказки.


Я так поняла, что пикабушникам  мои тексты категорически не нравятся и даже противны,


А тема дислексии /дисграфии у школьников их не интересует,  т.к.  у их детей "врожденная грамотность".


Хорошо, О.К. это был мой  последний пост на этом ресурсе.

Показать полностью

Дисграфия у школьника глазами мамы (фрагмент книги)

Эта история, полная загадок и неожиданных открытий, началась в сентябре 2009-го, когда мой младший сын (Киндер) — известный нелюбитель букв, книг, текстов, стал первоклассником.


Все свое сознательное детство сын старательно избегал встреч с «Букварем» и «Азбукой», поэтому читал хуже всех в классе: ужасно медленно и невнятно.


Во втором классе страницы его тетрадей запестрели гроздьями довольно странных ошибок

Странность этих ошибок заключалась в том, что их было слишком много, целая армия, и они были абсолютно неуязвимы для привычных, отработанных веками, методов исправления недостатков в учебе.

Даже для такого универсального средства борьбы с любыми ошибками, как «Побольше пишите, побольше читайте и все пройдет!».

Это была армия коварной Королевы Ошибок (Dyslexia): таинственные злые пришельцы из другой Реальности,


Я пыталась бороться с нашествием «злых пришельцев» в тетрадях сына, но у меня ничего не получилось.

В первую очередь из-за того, что сам Киндер упорно не хотел замечать разницу между буквами в словах и явные ошибки в своей писанине.

Он постоянно путал или забывал многие буквы алфавита, запомнить правописание слова из 4-5 букв для него было нереально сложно.


Создавалось впечатление, что избавиться от таинственных ошибок в тетрадях сына — это нечто совершенно невозможное. От них зловеще веяло мистикой.



«Страшный термин»

Как известно, ошибки — это неизбежное зло любого учебного процесса. С одной стороны, их появление очень огорчает, а с другой — позволяет совершенствовать свои знания.

Основными причинами ошибок в школьных тетрадях обычно считаются Лень, Невнимательность, Нежелание учиться, Незнание правил, иногда к ним присоединяется еще и Плохое зрение.


Причина, по которой мой младший сын пропускал и путал буквы в словах, не замечая ошибок, оказалась гораздо сложнее.


Термин «дисграфия» я услышала впервые 10 лет назад, когда пожаловалась логопеду на странные ошибки, которые буквально заполонили тетради моего сына- второклассника.


Услышав вердикт логопеда: «Это дисграфия! Она очень долго и очень трудно лечится!» — я похолодела от ужаса и ощутила, как земля уходит у меня из-под ног.

На тот момент я была опытной мамой двух школьников, но новость о том, что обычная проблема ученика, который «пасет задних» в обучении, имеет конкретный диагноз, меня шокировала, а страшноватый термин «дисграфия» напугал до слез.


У меня возникло ощущение, что я — на дне какой-то очень глубокой темной ямы, выбраться из которой невозможно.

При этом откуда-то сверху доносится насмешливый голосок: «Ха-ха-ха, это дисграфия! Она не лечится, можешь даже не пытаться!».


Мама двух очень разных школьников

Тогда, 10 лет назад, я была убеждена на все 100%, что обычный дошкольник не сможет запомнить новую для себя информацию только в том случае, если родители плохо и неинтересно о ней рассказали.

Меня искренне удивляли жалобы некоторых знакомых на то, что их ребенок, вопреки всем стараниям, не может запомнить буквы, слоги, домашний адрес.


Будучи мамой ленивого и невнимательного отличника, я ни на минуту не сомневалась, что если ребенку доходчиво объяснить особенности правописания конкретного слова, то подобную ошибку он больше не повторит.

Мой старший сын благодаря великолепной памяти мгновенно запоминал любые сложные слова, стихи, правила, был любимцем учителей.


Но, как известно, даже самые устойчивые истины и убеждения легко разрушаются жизненным опытом.

Оказалось, что некоторые дошкольники, а точнее дети с дислексией, действительно не могут запомнить информацию определенного вида, как бы интересно ее не преподавали.


Именно так случилось, когда первоклассником стал мой младший сын ― известный не любитель книг, букв и цифр.

Пытаясь научить Киндера читать и писать, я заметила, что все мои педагогические хитрости и убеждения терпят полное фиаско.


У меня буквально «ехала крыша» от количества странных ошибок, которые он умудрялся делать, списывая простенький текст из учебника.


Процесс чтения всегда вызывал у Киндера нескрываемое отвращение и быструю усталость.

Добровольно прикоснуться к «Азбуке» он мог только тогда, когда прятал ее в какой-то закоулок, чтобы сорвать наше занятие по подготовке к школе.


Кроме того, что сын очень плохо читал и писал, ему было совершенно безразлично ― правильно или неправильно написаны слова в его тетради.


Сначала я категорически не хотела верить, что у моего ребенка есть логопедический диагноз с таким жутким названием. Но после того, как Киндер списал простенький текст три раза подряд с почти одинаковыми ошибками, я поняла, что причина ошибок сына вовсе не Лень и Невнимательность.

Мне пришлось признать тот факт, что логопед не преувеличивал проблему и у моего сына действительно дисграфия.


Выискивая информацию в интернете, я узнала, что «букет проблем» с обучением, который имелся у моего сына на тот момент, называется dyslexia.


В интернете это таинственное явление иногда называют по старинке ― «словесной слепотой», но гораздо чаще для обозначения проблем школьников с устной и письменной речью используют современный термин dyslexia.


Злая Магия Ошибок

Когда ребенок делает по 2-3 ошибки даже в простейшем слове, проверка домашнего задания превращается для родителей в фильм ужасов с элементами мистики и злой магии.

Возникает стойкое ощущение, что ребенка кто-то заколдовал, именно поэтому она не замечает явных ошибок, не может запомнить правильное написание нескольких простых слов.


Я долгое время не могла понять, почему мой сын упорно не замечает и то и дело повторяет свои ошибки.

Мне казалось, что он уникально рассеянный и ленивый ученик.

Если бы в то время, когда сын учился в 1-2-м классе, в его

школе провели Чемпионат по Ошибкам, он бы точно стал его победителем.

Школьные тетради Киндера были «оккупированы» сотнями странных и непонятных ошибок, даже опытные репетиторы не могли справиться со злыми чарами Магии Ошибок.



Другая Реальность

Услышав о дисграфии от логопеда и попробовав докопаться до причин этих странных ошибок, я буквально «провалилась» в другую Реальность!


Эта Реальность называлась «Дисграфия + Дислексия у школьника», и в ней все происходило совсем по-другому!

Я была растеряна, озадачена и не понимала, как такое вообще может происходить?!


Как проверенные веками полезные рекомендации учителя, логопеда, преподавателя: «Побольше пишите, побольше читайте и все пройдет!» могут оказаться бесполезными, а иногда даже вредными?!


А размер букв в тексте и расстояние между ними оказываются более важными, чем сам текст. («Типографика для дислексиков»)


Оказалось, что ребенку с дислексией невероятно сложно читать, если:

-  текст похож на картину «Черный квадрат»;

- буквы и расстояние между ними слишком маленькие;

- нет разделения на абзацы;

- правый и левый край текста одинаково ровные.


Оказалось, что когда дислексик читает текст, то:

― некоторые буквы могут скрываться под

«шапкой-невидимкой»;

― буквы С и Ш кажутся очень похожими;

― фразы «Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое» и «найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения» воспринимаются как совершенно разные задачи, где нужно найти совершенно разные Объекты.


Запомнить названия месяцев, домашний телефон, таблицу умножения и много чего еще из школьной программы для ребенка-дислексика невероятно сложно, особенно если он учится в 1-2-м классе.


Dyslexia очень разнообразна: странные ошибки при чтении, списывании, диктантах, корявый почерк и плохая память — это все ее проделки.

Для меня стало открытием, что в проблемах «вечного двоечника» могут быть виноваты не только его Лень, Нежелание учиться, Невнимательность, но еще и диагноз dyslexia.


Ошибки взрослых

Если в двух словах описать содержание статьи в Википедии, то явление dyslexia — это типичные письменные и устные ошибки, которые человек не замечает и настойчиво копирует.

К сожалению, это далеко не все ошибки, на которых «держится» dyslexia.

На основе своего личного опыта и рассказов знакомых по Facebook мам, могу со всей ответственностью заявить, что явление dyslexia состоит не только из типичных ошибок детей-дислексиков, но и из типичных ошибок взрослых:

родителей учеников, отстающих в учебе;

учителей;

репетиторов;

логопедов;

дизайнеров учебных пособий для начальной школы.


Дело в том, что ученик-дислексик — это очень необычный двоечник, поскольку для него:

-стандартные методы преподавания и постановки звуков оказываются или бесполезными, или вредными;

-чтение обычного учебника сопровождается сильным дискомфортом, вызывает быструю усталость и появление ошибок.


Большую часть ошибок школьник с dyslexia делает именно тогда, когда:

-читает тексты с буквами, которые очень похожи между собой, или сливаются в сплошную черную линию;

-выполняет слишком сложные для дислексика задачи.


Для занятий с ребенком-дислексиком учебные пособия и упражнения следует подбирать очень внимательно, чтобы ученик смог прочитать тексты на их страницах, запомнить новую информацию, освоить необходимые навыки.


Ошибки: проблемы и подсказки

Толпы ошибок в тетрадях ребенка пугали меня и нагоняли мрачные мысли.

Но стоило мне заняться подсчетом и сортировкой ошибок по их особенностям, как все резко изменилось.

Досадные недостатки правописания превратились в полезные подсказки.

Количество ошибок и их разновидность подсказывали мне, что и как следует делать дальше.

Показать полностью

Дисграфия у школьника глазами мамы (фрагмент книги)

Мозг против дисграфии (сказка)

Трагическая безнадежность в голосе логопеда мгновенно нокаутировала мой Мозг.

На какое-то время он лишился способности мыслить логически и признал свое полное бессилие перед загадочным явлением с жутким названием «дисграфия».

Прошло довольно много времени, прежде чем Мозг осознал жестокую реальность: решением школьных проблем моего сына никто, кроме меня, заниматься не будет.

Поэтому Мозгу пришлось задуматься, напрячь все свои извилины, чтобы проанализировать незаметные для большинства родителей тонкости учебного процесса.

Мозг прекрасно помнил, что в безвыходной ситуации любая мелочь, даже крючок для вязания, может быть полезной. (как в детективе И.Хмелевской "Что сказал покойник").

Пытаясь обнаружить хоть какую-то логику в Типичных Ошибках Киндера, Мозг ежедневно сканировал страницы его школьных тетрадей.

Выявив причины большинства Типичных Ошибок Киндера, Мозг занялся поиском удобных и эффективных подручных средств.

Первым делом Мозг решил использовать для борьбы с ошибками то, что всегда было у меня под рукой и перед глазами: несколько цветных карандашей, цветной картон и старые учебные пособия.

Первый опыт использования цветных карандашей в упражнениях с Проблемными Буквами Киндера оказался довольно успешным.

Оказалось, что Королева Ошибок не такая уж и страшно-непобедимая!

Оказалось, что с ее солдатами -Типичными Ошибками, можно успешно бороться.

Главное, внимательно следить за Проблемными Буквами и их звуками!

Мозг был очень горд и доволен своей первой победой, хотя прекрасно понимал, что война с ошибками предстоит долгой, ведь ошибок в тетрадях Киндера ого-го сколько...


https://docs.google.com/document/d/16e7nX5oJ3vxILGzBKimJ4Rtr...
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!