Орда,татары,грабежи,руины...1
Одним из самых трагических и зловещих событий в истории татарского народа,
повлекшим его длительный упадок и едва не приведшим к полному исчезновению с карты мира, является взятие столицы Казанского ханства русскими войсками под предводительством Ивана Грозного 2 (15) октября 1552 года.
В течение 41 дня 30 тысяч защитников Казани героически сдерживали натиск 150-тысячного русского войска, но так и не смогли отразить напор противника, значительно превосходящего их как численно, так и технически.
В ходе штурма города было уничтожено все его мужское население, за исключением последнего казанского хана Едигера, а оставшиеся в живых татарские женщины и дети были поголовно проданы в рабство. Реки крови текли по узким казанским улочкам, а горы трупов не давали возможности передвигаться по городу царю и его свите.
Вскоре после этого царское правительство совместно с православным духовенством начало осуществлять планомерное изгнание татар со своей земли, их насильственную христианизацию, а также тотальное уничтожение произведений и памятников культуры татарского народа.
Эти трагические страницы татарской истории веками старательно замалчивались либо искажались до неузнаваемости сначала монахами-летописцами, потом русскими имперскими историографами, затем многими советскими, а теперь уже и российскими историками.
Поколение за поколением впитывало чудовищную ложь о татарском народе, вся история которого сводилась к следующей примитивной формуле: Батыево нашествие – Татаро-монгольское иго – Куликовская битва – Стояние на реке Угра – Освобождение народов Поволжья от гнета Казанского ханства.
Сегодня правду о взятии Казани стало утаивать гораздо труднее – издание научных трудов таких известных историков, как М.Г. Худяков, С.Х. Алишев и многих других, проливающих свет на те трагические события, дает нам возможность узнать не одну лишь только точку зрения официальной имперской историографии, обосновывающей колониальные захваты Российской империи, лицемерно именуемые “добровольным вхождением народов Поволжья и Сибири в состав России”.
Вот уже на протяжении более чем 10 лет ежегодно в Казани 15 октября собираются многотысячные демонстрации. Этот день фактически является неофициально отмечаемым Днем памяти павших защитников Казани. Народ все равно собирается почтить в этот день память воинов, отстаивавших независимость татарского государства.
И каждый раз это вызывает плохо скрываемое раздражение Москвы, а также ярых ультранационалистов, видящих в этом дерзкий вызов великодержавному шовинизму, чьим духом до сих пор насквозь пропитаны высказывания отдельных известных политических деятелей вроде В.В. Жириновского, ратующих за губернизацию РФ.
Подобный подход неверен, поскольку татарский народ, точно так же, как и русский, украинский или любой другой народ, имеет право знать и помнить историю своих героических предков.
Если же мы будем замалчивать такую “неудобную” дату, как День взятия Казани русскими войсками в 1552 г., то мы проявим тем самым непростительное малодушие. Нам просто стыдно будет глядеть в глаза наших детей, которым в школах по всей России будут все также продолжать рассказывать о “злодеяниях и кознях” их далеких предков, вся вина которых состояла лишь в том, что их дома, земли и города приглянулись иноземным колонизаторам.
Конечно, Московское государство не было оригинальным в своей колониальной политике – ограбление стран и народов, их уничтожение и порабощение, а в последующем захват их земель и заселение жителями метрополии были самым обыкновенным делом в ту эпоху. Аналогичным образом поступали испанские, португальские, голландские и прочие европейские колонизаторы с народами Северной и Южной Америки, Африки и Азии...
Но европейские историки не пытались бесстыдно представить колониальные захваты европейских держав как великую освободительную борьбу.
Совсем другое дело у нас: здесь какой народ не возьми, – все, как один, добровольно захотели войти в состав чужого государства, пожертвовав своей независимостью, дабы получить взамен вдобавок к своим феодалам еще и царских воевод, а впоследствии генерал-губернаторов, а также православное духовенство, проводящее политику насильственной христианизации инородцев.
В этом случае огромное нравственное значение для нации будет иметь то, каким именно образом органы государственной власти Татарстана отметят это памятное событие.
Превращение Дня памяти в День примирения, как предлагалось некоторыми в последнее время, будет выглядеть весьма странно. Вряд ли день кровавой резни можно называть “примирением”. В этот день, фактически являющийся днем траура, по всей территории республики надо объявить минуту молчания, как это принято в день 9 мая, – в память о погибших воинах.
Во-вторых, все-таки установить памятник павшим защитникам Казани, причем на таком месте, которое будет не где-нибудь на отшибе, создав при этом такой памятник, который будет достойно олицетворять героическую борьбу татарского народа за свою независимость.
Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что отношение к этой памятной дате рядовых граждан, не являющихся этническими татарами и которым всю жизнь вдалбливали в голову миф про “иго злых татар”, вмиг изменится в лучшую сторону, если руководство Республики Татарстан начнет официально отмечать День Памяти, установит памятник павшим защитникам Казани и будет разъяснять истинный смысл тех трагических событий.
Пока мы “раскачиваемся”, чтобы совершить хотя бы минимально возможное для увековечения подвига наших предков, их память продолжают очернять в глазах наших детей, вынужденных изучать в школе и ВУЗах, расположенных вне пределов Татарстана, оболганную историю России, в которой уничтожение Казани, как правило, представлено как величайшее благо! Задумывались ли когда-нибудь в Министерстве образования РФ над тем, как калечат детскую и юношескую психику подобные исторические изыски?!
Неужели татарский народ настолько стыдится своего прошлого, что не может позволить себе провести соответствующим образом мероприятия, связанные с поминанием павших героев? Хочется думать, что нет.
В заключение хочу заметить, что федеральные власти прекрасно понимают, что год взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного является, если называть вещи своими именам, еще и датой утраты татарами своей государственности и независимости. Заострять внимание населения на этой дате не в интересах Кремля.
Орда, татары, грабежи, руины…
Словами этими пугают нас с пеленок.
Кем станет страхом вскормленный ребенок?
Скажите, братья, мне, Европы бедуины!
Скажите, почему не шлют проклятья тем,
кто покорял Сибирь, Кавказ, горячие пустыни,
кто убивал, захватывал, брал в плен,
кто покорял и покоряет ныне.
Кто учинял походы на Балканы,
топтал Европу, нес румынам горе,
стращал поляков: «Трепещите, паны!»,
кто корабли пашей топил на Черном море.
Все брать, громить во имя матушки России,
ее границ – ужель благое дело?
Ужель, коль ты скопил войска и силы,
дозволено соседей грабить смело?
Известно всем, нет памятника хану,
что в жаркой битве покорил Рязань,
зато поставлен всюду он Ивану,
что залил кровью гордую Казань.
Казань! О, город стойкости и славы,
стоявший величаво у реки,
сраженный и сметенный вражьей лавой,
но возрожденный бесам вопреки.
Кто породил тебя, лишь ведомо Творцу.
Кто первый проложил к тебе дорогу?
Посол, спешивший к ханскому дворцу?
Иль пилигрим без имени и роду?
Но ты стояла много-много лет
на перепутье двух земель великих.
Пережила ты все: и тьму, и яркий свет,
правителей и мудрых, и безликих.
Все приезжали с миром в чудный град,
но царь один не захотел тебе быть другом,
давно бросал он на тебя свой хищный взгляд.
Давно водил своим орлиным клювом.
То был Иван, по нареченью Грозный,
Всея Руси угрюмый властелин.
Его фигуры, мрачной, одиозной,
чурались равно бес и херувим.
Маньяк, садист, безудержный убийца,
он, опьяненный кровью подданных и жен,
решил невиданным разбоем насладиться,
и зазвучал по всей Москве походный звон.
И вот, созвав полки, людей отважных,
подняв однажды их в лихую рань,
собрав оружие, наемников продажных,
с войсками двинулся царь грозный на Казань.
Он знал: в бою татары рубятся геройски,
и на Руси о том известно было всем.
Василий вел в Казань стотысячное войско,
а возвращались жалких тысяч семь.
И потому он сразу не решился
брать город приступом – еще не грянул день.
Построил лагерь на Свияге, укрепился,
и год спустя, встал у казанских стен.
Нет, не сумел царь приступом взять город.
Не сдались жители в ответ на клич его.
И, взяв тогда Казань в осаду, ворог
стал ждать. Не оставалось больше ничего.
Я проклинаю вас, предатели народа,
за то, что умерла в цепях Свобода!
Я проклинаю вас, союзники царя,
за то, что не зажглась над городом заря!
Будь проклят тот, кто в час тяжелых испытаний,
сбежал, найдя приют среди врагов,
кто, струсив, бросил меч без колебаний
и протянул им руки для оков!
Будь проклят ты вовек, Мерза презренный,
за то, что вылил яд смертельный свой
в родник, хранимый втайне, вожделенный,
поивший всех защитников водой!
Будь проклят ты, наемник чужеземный,
за то, что псам царевым помогал,
за то, что к городу им лаз прорыл подземный
и бочки с порохом под стены закатал!
В народе каждом есть свои злодеи,
что, сидя в норах, затевают игры...
Не потому ль драконов не рождают змеи,
а мыши не плодят пантер и тигров.
Был мощным взрыв, и появилась брешь в стене,
и ворвались войска Ивана в город,
и завязался бой кровавый на земле,
где каждый дом татарину был дорог.
Аллах! Видал ли ты подобное сраженье,
вскипание крови, тел сожженных тленье,
когда и стар, и млад, не тщась и не робея,
с врагом сражался, жизни не жалея?
Когда носились в небе огненные хлопья,
когда мечи тупились и ломались копья,
когда джигит с разбитыми руками
хватал и раздирал врага зубами.
Но были полчища захватчиков несметны,
их пушки, ружья били зло и метко.
И вот великих почестей достоин,
упал с мечом в руке последний воин.
И опустилась над Казанью ночь…
Страшнее не было той дикой, черной ночи,
от ужасов там слепли даже очи,
а русы тешились, таща и мать, и дочь
на поруганье. Был указ им: не жалейте
татар, их крови досыта испейте.
И плакал муж, распятый на кресте,
при виде столь постыдного веселья.
Он плакал не от боли, от бессилья,
рожденного на гибельной черте.
А рядом брат его поверженный лежал,
отец семейства, гордый ополченец,
и грудь убитой матери сосал,
скользя в крови, израненный младенец.
По улицам текла ручьями кровь,
по ней мячами головы катились,
от крови будто камни накалились,
а сабли молнией сверкали вновь и вновь…
О палачи! Да где ж такое было?
чтоб после боя пленных убивали,
чтоб старцев и младенцев вырезали,
чтоб женщин на глазах мужей терзали,
чтоб мать-старуха от безумья выла…
Взята Казань. Разрушены мечети.
Всех непокорных – в каменные клети,
в костер – творенья черной татарвы…
Теперь пусть знают, кто – они, кто – мы!
Потом повсюду было представление,
воистину позорное крещение,
крещение, увы, не боевое,
крещение на сей раз водяное.
Татар погнали в ледяную воду,
читать их заставляли громко оду,
хваля царя Ивана, победителя,
хваля Христа, всеобщего спасителя.
Потом кресты татарам раздавали,
чужими именами нарекали,
а кто тому противиться пытался,
тот тут же головы своей лишался.
И будут еще долго-долго
плыть тихо вниз по матушке, по Волге,
меж берегов, сквозь серые туманы,
плотов, угрюмых, жутких, караваны.
На их столбах и реях деревянных
качаться будут трупы окаянных
татар, что не хотели покориться,
носить кресты и образам молиться.
Чтоб хан, увидев трупы, астраханский,
отрекся навсегда от власти ханской,
и чтобы стала павшая Казань
платить теперь иванам грозным дань.
Прошли века. Но слышу, кое-где твердят:
орда, татары, грабежи, руины…
Но ты прости меня, мой русский брат.
Страшна Герника мне, страшна судьба Катыни.
Но от Казани той кровь стынет и поныне!








