TL;DR
Мошенник маскируется под сотрудника компании, использует хорошо проработанный список шагов для психологического давления и получения денег. Деньги не потерял, поняв, что это мошенник на самом последнем этапе.
Полная история
В предыдущие выходные жена озаботила необходимостью покупки планшета для тещи под звонки и чтение интернетов. Выбор пал на iPad 3, т.к. он полностью закрывает все потребности да еще и ребенок сможет мультики посмотреть и игры поиграть. Его неубиваемость (модели того поколения очень сложно уничтожить даже если задаться целью) плюс сладкие цены на вторичном рынке от 4 до 7к деревянных, почти не отягощающие плановый семейный бюджет, заставили пойти на известный сайт объявлений с четырьмя кружками на лого в поисках объявления.
При выборе я обычно пользуюсь одним и тем же алгоритмом составления ексель-таблички, который быстро позволяет найти желаемое с почти идеальным сочетанием цена-качество. Например, так выбирал последние 2 квартиры в аренду для своей семьи, найдя отличный вариант в каждом из случаев буквально за 2 дня. Но это достойно отдельного поста, если будет интерес. Речь не об этом.
В процессе подбора наткнулся на очень «вкусное» объявление на фоне других: iPad предпоследнего поколения, почти не б/у, с ценой -30-40% от нового. Хомяк сделал стойку и нашел миллион аргументов, почему нужно вложится и купить именно этот вариант, а не дешевый iPad 3. Все испортил сосед хомяка по мозгу - параноик - и начал задавать вопросы «а с фига ли такой праздник цены? И вообще аккаунт на сайте создан вчера». С ним легко удалось договорится посредством созвона с продавцом:
- От айклауда отвязан? Да
- Посмотреть перед покупкой можно? Да, любые проверки
- Безналом оплатить можно? Да
- Почему такой ценник? Нужны деньги срочно
- Куда подъехать? ТЦ такой-то, там встретимся
- Отложите, пожалуйста, я готов купить? Ок
Приехал в ТЦ.
И вот тут началась психологическая обработка, которую лично я осознал только на последнем этапе: помогло одно золотое правило, которое кажется очевидным, но часто забывается в погоне за чем-нибудь «ну уж очень выгодным».
Этапы-крючки завлечения
1 этап - имитация очереди:
- Подъехал, где встретимся? Подождите, пожалуйста, 15 минут, другой покупатель смотрит товар по моему другому объявлению.
(На сайте у него их было 5).
2 этап:
- Прошло 20 минут, сколько еще ждать? Спасибо, что перезвонили, что я для вас отложил?
- iPad предпоследнего поколения? Да, точно, поднимайтесь на 4 этаж, в МВидео и подойдите в отдел телевизоров.
На этом моменте у меня появились подозрения, что что-то не так.
3 этап - завлечение чеком и фейковым звонком:
- Подошел, почему МВидео, где Вы? Вы первый раз что-ли так покупаете?
- Да, а Вы о чем? Смотрите, я сотрудник МВидео, у нас есть товарные остатки, списанные с базы, их и продаю. Поэтому и планшет новый.
- Это как? Будет чек от МВидео, но вы мне на карту перечислите оплату как указано в объявлении.
Здесь возникли сомнения, что по сути участвую в мошенничестве. Но, блин, вкусно же? Решил, что максимум, что теряю, в случае чего это деньги, но все же наверно откажусь. И в этот момент меня перекинули на следующий крючок - слышу в трубку:
- Повисите секунду на телефоне … Здравствуйте, отдел выдачи товара, сотрудник ФИО, чем могу вам помочь? … Назовите номер заказа? … Да, готов, подъезжайте девушке и подходите на стойку выдачи товара. OneHappyMan, Вы на связи? Сейчас оформляю вам выдачу, подождите 5 минут перезвоню.
Я повелся.
4 этап - имитация выбора и гарантии:
Входящий звонок:
- Да? На складе есть золотой и серый, вам какой?
- Золотой? Ок, пришлите в смс ваши ФИО для оформления гарантийного талона
5 этап - завлечение фейковой смской:
Пришла смска: «Леночка, сними мне с базы Планшет Apple iPad (2018) 128Gb Wi-Fi, я по документам сам проведу».
И следом вторая: «Ой, это не вам. Отправил не туда»
6 этап - доведение клиента доказательной базой:
Честно, я был уже в полной уверенности, что сейчас получу новый девайс по вкусной цене.
Входящий звонок:
- Да? Перечисляйте деньги на номер карты и подходите на стойку выдачи, я буду с регистратором, поэтому просто молча забираете товар без комментариев.
- Оооок
В этот момент казалось бы все - сейчас деньги уйдут мошеннику. Но спасло золотое правило: деньги передаются/перечисляются только после осмотра товара собственноручно и лично.
- ЭЭ, я без проблем перечислю деньги, но давайте я сначала планшет посмотрю? Нет, так не пойдет, я буду с регистратором, поэтому перечисляйте деньги и подходите.
Все, стало понятно, что теща подарок сегодня не получит
- Вы хотя бы сейчас на стойку выдачи положите коробку - я посмотрю издалека и перечислю деньги или давайте к стойке подойду, проверю и без слов переведу вам деньги? Нет, так не пойдет, там банковские проверки, это будет подозрительно, я с регистратором.
- Какие банковские проверки - простой перевод же с карты на карту? У меня золотая карта райфайзена - там служба безопасности будет звонить и проверять…
- Ну хотя бы на стойку коробку положите - другие же лежат? Нет, так не пойдет…
- Почему? …
Финал:
Для проформы подошел к стойке выдачи и набрал еще раз на телефон: естественно ни у кого он не зазвонил…
Объявление и аккаунт на сайты уже были заблокированы, когда зашел в приложение, стоя на эскалаторе, чтобы подать жалобу. Оперативно работают!
Итого
Что можно извлечь из этой истории?
1. Проверяйте товар полностью и лично, не взирая на то, сколько времени у вас на это уйдет. Реальный продавец будет вас ждать.
2. Всегда относитесь с крайним подозрениям к продавцам с новыми аккаунтами
3. Всегда относитесь с крайним подозрением к предложениям передать товар не из рук в руки, а с какими-то «нюансами»
4. Если что-то подозрительно, предлагайте сделать банковский перевод по факту проверки и получения товара в руки (вам отдали, Вы перевели деньги).
Также, есть хороший индикатор, который много раз мне помогал по обе стороны объявления: передавать товар в банке рядом с банкоматом, снимая/зачисляя деньги сразу же. Двойной бонус:
- Камеры, сразу отсекающие мошенников
- Возможность проверить купюры банкоматом
Желаю всем удачных взаимовыгодных продаж и покупок без мошенничества!