Evarili

Evarili

Пикабушница
поставилa 7 плюсов и 1 минус
Награды:
5 лет на Пикабу
263 рейтинг 4 подписчика 3 подписки 32 поста 1 в горячем

Рассказы. "Зима Хосе."

Холодно. Снег обещают.

Я вспомнила  одну из историй про Хосе. Это было прошлой зимой....

Сегодня я так и не дождалась своего клиента. Не то, чтобы я очень расстроилась, но все же могу признаться, соскучилась по Хосе, и ждала с нетерпением эту встречу. Увы, вместо Хосе мне пришло его письмо на почту. С согласия автора публикую письмо для вас.


"Если бы вы только знали, Лидия Викторовна, как тяжело испанцу переносить русскую зиму! Делать нечего, приходится терпеть морозы, слякоть, снова морозы и снова слякоть. Занесенные снегом остановки и после промерзшие вагоны. Невозможно согреться: вокруг только холод и мороз, колючий ветер или грязная жижа из растаявшего снега.


Каждый вечер вспоминаю Испанию. Для меня закрыта туда дорога, в этом я полностью уверен. Остаются лишь воспоминания и сны, как я иду по дороге, подкидываю разноцветные шары и слушаю шум ветра!


Конечно, это не сны, а воспоминания о лете. Не хочется грузить вас своим зимним настроением, вот немного потеплеет, и обязательно приду к вам на прием. Настроение, как воздух – один выдыхает, в то время, как другой его вдыхает. Так можно отравиться или наоборот – вернуться к жизни. Не хочу возвращаться к жизни засчет вас, такие поступки не достойны мужчины, хотя бывает по-всякому. Мы все, и мужчины и женщины, привыкли искать помощь любыми путями и способами добиваться легкой и спокойной жизни. Когда люди приходят к психологу, то чаще всего они пытаются обобрать своих спасителей до нитки, до последней капли радости. Лишь единицы способны самостоятельно добывать себе энергию Ра-дости, используя рекомендации. Я хочу, чтобы вы отнесли меня именно к этой «солнечной» категории пациентов.


Я тут нашел свою летнюю фотографию. Высылаю вам, мой доктор. Не скучайте, не болейте.


И пусть русская зима не тяготит вас так, как меня, привыкшему к синему небу горячей Испании."

Рассказы. "Зима Хосе." Гипноз, Психологическая помощь

Автор: Шумина Лидия Викторовна

Источник: http://shumina.ru/article/144577/

Показать полностью 1

Рассказы «Хосе, начало эксперимента»

Незаметно и понемногу зима обступила Хосе. Как это не заметил? Или он пустил все на самотек, включая и природу? Хосе постоянно проводил опыты. Почти все, что он делал, проводилось ради очередного эксперимента. Пытаясь найти во всем смысл, расшифровать цепь событий и прогнозировать свое будущее, Хосе все реже и реже отпускал поводья времени.


С возрастом Хосе все меньше полагался на судьбу. Она представлялась ему несущейся рядом с обрывом повозкой, запряженной тройкой лошадей. Сбросить его в пропасть было для этого экипажа пара пустяков. Хосе вспоминал об этом и на оживленной трассе и находясь в метро у края платформы. Даже когда он смотрел из окна своего офиса вниз на холодный асфальт, то чувствовал, как слепая судьба улыбается своей обворожительной улыбкой, приговаривая: «Всего один шаг, Хосе, всего один только шаг…».


Хосе твердо решил провести очередной эксперимент. Он заключался в том, чтобы постоянно выслеживать самого себя, взвешивая результаты своих поступков, желаний и даже мыслей. Испанец решил жить без неопределенностей и постоянного месива из красок и неопределенных движений мыслей.


Мне хотелось описать его первые шаги в этом направлении. Еще раз напомню, что нисколько не эксплуатирую мои доверительные отношения с этим человеком, называющим себя Хосе. Он сам разрешил мне записывать и предавать огласке все его эксперименты.


Хосе, как это бывало с ним, ходил по моему кабинету и рассказывал, что ему открылся новый мир.


- Это невероятно! – восклицал он, - я только начал свой эксперимент по контролю. В этой части я решил бросить глупую привычку пить. Нет, даже не пить, а позволять себе, как это называется, «расслабиться». Эти 50-100 грамм, а то и меньше, не в этом дело! Я заметил интересную особенность! С тех пор как я перестал проявлять эту слабость, у меня появилось много дополнительного времени. Послушайте, уважаемый мой психолог! Ради чего это? Лишь только для того, чтобы почувствовать мимолетную эйфорию, вслед за которой, жизнь снова берет нас в клещи? Ради чего!


Хосе был вне себя. Вдохновение переполняло его, он продолжал:


- Посмотрите, что происходит: работа – усталость, алкоголь – отречение, самозабытье, бессмысленность и снова работа. Так каждый день! Я поймал себя на мысли, что среди недели жду выходных, в выходные жду отпуск, а в отпуск жду, когда доживу до пенсии! Это, согласитесь, просто смешно! Неужели я рожден, чтобы жить словно робот? Именно алкоголь отнимает у нас те крупицы осознанной жизни. Меня не устраивает такая жизнь, где нет энергетического запаса для осознания самого себя!


- Хосе, значит, вы стали осознавать себя?


- Если бы! Если бы мне втолковали это раньше! Поймите, уважаемый психолог, алкоголь занимал лучшие энергетические моменты моей жизни и только теперь во мне начало формироваться ранее отсутствующая часть сознания. Только сейчас, начав этот эксперимент, начал понимать, что только-только стал понимать. В моем сознании, если хотите, в моем мозге, начали образовываться соединения, которых не было ранее. Это долгий путь, он включает в себя и органическую часть, которая заключается в преобразовании всего мозгового вещества. Поймите, это не только что-то виртуальное, туманное, это материальное, растущее, преобразующее меня и мой мир! Отказ даже от малых доз туманящих разум веществ, преобразует нас.


- Есть первое достижение, - Хосе подошел ко мне и перешел на шёпот, - вы не поверите, но одним из последующих эффектов отказа от дурмана было новое восприятие мировосприятия. И это я могу описать в двух словах! Слушайте, это было для меня первым шагом на пути к освобождению.


Хосе замолчал. Я смотрела в его сияющие глаза и готовилась услышать что-то необычное. Забегу вперед и скажу, что так оно и оказалось. Для меня это было тоже необычным, в первую очередь потому, что эту идею я услышала от человека, пришедшему к этому, а не просто прочитавшего в научной статье, и теперь делившимся со мною. Я слушала первооткрывателя и от этого совершенно иначе воспринимала его слова…


- Дело вот в чем, уважаемый психолог. Я пришел к выводу, что не существует мира того и мира этого. Есть один единственный огромный мир, вмещающий в себя абсолютно все! Все потусторонние явления, нашу так называемую судьбу, не существует сна и бодрствования, существует одна всеобъемлющая реальность! Раньше под влиянием дурмана, мне казалось, что есть что-то еще, но теперь, два этих понятия у меня объединились в нечто одно целое и неделимое. Для моего философского мышления это огромнейший прорыв. Это словно шаг на пути к еще более цельному восприятию мира и себя.


Хосе улыбался. Я смотрела на этого счастливого человека, его энергия передавалась мне. Я чувствовала, как во мне поднимается, наверное, такая же огромная волна вдохновения и счастья. Отчасти это была гордость за себя, за все те мои усилия, что пришлось приложить для продвижения Хосе из жуткой депрессии, к сияющему восприятию мира, к открытиям новых просторов. Я чувствовала, как он дышит теперь совершенно иным воздухом, он стал совершенно другим – свободным, решительным и свободным от инерции мышления сотен, тысяч, а может, и миллионов людей!


- Я продолжу свой эксперимент, - сказал на прощание Хосе, - на этом пути избавления от стадного мышления, наверняка смогу сделать еще ни одно открытие!


Сегодня испанец был последним моим клиентом. За окном было темно и холодно. Я подошла к окну и посмотрела вниз. Там по снежной дороге упругой походкой шел счастливый человек родом из солнечной Испании.

Рассказы «Хосе, начало эксперимента» Осознанность, Самопознание, Длиннопост

Автор: Шумина Лидия Викторовна

Источник: http://shumina.ru/article/141063/

Показать полностью 1

Рассказы. «Соль».

Есть много соленого вредно, причем в любом возрасте. Так пишут во всех популярных медицинских изданиях. Вот и я в тот далекий день решила, что с этой вредной привычкой Арсения, надо что-то делать. Не то, чтобы это было для меня очень важным, нет. Если честно, мне захотелось провести эксперимент.


У меня было два варианта действий: или постепенно уменьшать количество, добавляемой в еду соли либо сразу сделать так, чтобы Арсений отказался от своей в буквальном смысле «привычки» есть все очень соленое или досаливать.


И тут опять меня начали мучить сомнения: имею ли я право так поступать со своим мужем? А с другой стороны, что здесь особенного?


Возможно, что я потом пожалею, но очень хотелось, чтобы муж стал идеальным. Забегая вперед, скажу, что многое мне удалось сделать в этом направлении. Эпизод с «солью» - еще один шаг на этом пути.


Некоторое время я искала случай для осуществления своего плана, но никак не могла дождаться. И вот, как-то зимой я осуществила свой план самым неожиданным способом.


Итак, вечер. Мы идем, держась за руки, по скользкой тропинке, и любуемся, как медленно падают снежинки в лучах фонарей. Вдруг Арсений поскользнулся, и чуть было не упал. Хорошо, что я вовремя поддержала супруга.


- Вот черт! – крикнул он.


- Это потому, что люди съели всю соль, и нечем стало посыпать дороги! Соль надо экономить, для того, чтобы не сломать ногу!


Говоря это, я преднамеренно несколько изменила тембр своего голоса, а затем, снова начала разговаривать на совершенно другую тему. Как будто ничего не произошло.


Арсений несколько раз пытался заговорить о произошедшем, но я каждый раз уводила его от обсуждения его неловкости. На следующее утро, он что-то хотел меня спросить, но так и не вспомнил о чем именно.


В результате, он так ничего и не вспомнил, хотя, это не главное. Важно то, что с тех пор, он почти совсем ничего не солит. Несмотря на простоту исполнения, перемены были настолько разительными, что я сама долго не могла поверить в это.


Через несколько дней я в серьез задумалась о том, чтобы изменить свою жизнь, приобрести новую специальность и совершенно легально помогать людям.


Возможно, что супруг делал все, чтобы подыграть мне. Хотя нет, у него не настолько сильно развиты артистические способности, дело наверняка в другом.

Рассказы. «Соль». Семья, Отношения, Психология, Длиннопост

Автор: Шумина Лидия Викторовна


Источник: http://shumina.ru/article/135581/

Показать полностью 1

Токсическое мышление.

Возможно, недалек тот день, когда этот термин внесут в профессиональные словари и справочники, потому что это явление все чаще и чаще встречается в нашей жизни.


Так что же этот такое «токсическое мышление»?


У каждого из нас есть знакомый или родственник, который с удовольствием занят поиском и распространением негативной информации. Еще примером «токсического мышления» является пересказ сплетен, а также готовность к неуспеху, игры в жертву. Да и сами мы нередко так увлечены «негативной умственной жвачкой», что не сразу понимаем, что заняты непродуктивным действом. Еще случается так, что человек увлекается обнаружением чужих недостатков и пороков, или занят проблемой несовершенства всего мира.


Такие дурные привычки отнимают много времени и ресурсов, они портят отношения с близкими. И самое главное, «токсическое мышления» - это одна из причин развития деменции. Мозг работает впустую, человек мыслит одними стереотипами. Продуктивность мозговой деятельности снижается.


Один из способов избавиться от «токсического мышления» - это вспомнить про трёх буддистских обезьянок: «не вижу плохое и злое », «не слышу плохое и злое», «о плохом и злом не говорю».


Продолжение следует…..


Автор: Шумина Лидия Викторовна

Источник: http://shumina.ru/article/133588/

Токсическое мышление. Когнитивные искажения, Психотерапия
Показать полностью 1

Предмет личной гордости...

Предмет личной гордости... История, Самопознание, Длиннопост

Было время, когда люди тщательно скрывали свои дворянские корни. Гордились рабоче-крестьянским происхождением, а те, кто уцелели из «бывших», в анкетах скромно указывали «служащий».



Те времена давно прошли, многие изучили свою родословную, и теперь предмет гордости совсем другой. Хотя бы малейший намек на принадлежность к дворянской крови - уже значительный повод, чтобы похвастаться.



Что же мы знаем о дворян, об их жизни, совпадают ли наши представления с реальностями того времени?


Мне помогли найти ответы на эти вопросы многие литературные источники.


Я хочу поделиться двумя из многих книг, которые я прочитала.


Выдержка из первой, "Как воспитывали руссокого дворянина", О. С. Муравьева.


...В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций был исключительно грязный общественный туалет. Но, разумеется, не это грязное дело привлекало общее внимание, а то, что на базу в составе одной из экспедиций должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать его светлость?!»


«Его светлость», приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл грязную уборную. Это был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи....



И описание из второй, «На заре жизни» Е.Н. Водовозова.


…"Господская" половина, называемая "панскими хоромами", отличалась в домах мелкопоместных дворян от людской только тем, что в ней не бегали ни куры, ни телята, ни песцы, но и здесь было много кошек и собак. Вместо лавок по стенам, ведер и лоханок в панских хоромах стояли диваны, столы, стулья, но мебель была допотопная, убогая, с оборванной обивкой, с изломанными спинками и ножками. Отсутствием чистоплотности и скученностью "господская" половина немногим разве уступала "людской". Как в домах более или. менее состоятельных помещиков всегда ютились родственники и приживалки, так и у мелкопоместных дворян: кроме членов собственной семьи, во многих из них можно было встретить незамужних племянниц, престарелую сестру хозяина или хозяйки или дядюшку - отставного корнета, промотавшего свое состояние. Таким образом, у этих бедных дворян, обыкновенно терпевших большую нужду, на их иждивении и в их тесных помещениях жили и другие дворяне, их родственники, но еще более их обездоленные, которым уже совсем негде было приклонить свою голову.


Как и все тогдашние помещики, мелкопоместные дворяне ничего не делали, не занимались никакою работою. Этому мешала барская спесь, которая была еще более характерною чертою их, как и более зажиточных дворян. Они стыдились выполнять даже самые легкие работы в своих комнатах. Книг в их домах, кроме сонника и иногда календаря, не существовало, чтением никто не занимался, и свое безделье они разнообразили сплетнями, игрою в "дурачки" и "мельники" и поедом ели друг друга. Хозяева попрекали своих сожителей за свою жалкую хлеб-соль, а те, в свою очередь, какими-то благодеяниями, оказанными им их отцами и дедами. Эти грубые, а часто и совершенно безграмотные люди постоянно повторяли фразы вроде следующих: "Я столбовой дворянин!", "Это не позволяет мне мое дворянское достоинство!" Однако это дворянское достоинство не мешало им браниться самым площадным образом….



На каких дворян хотят быть похожими люди? Стоит ли гордиться своим дворянским происхождением? Какие поступки соответствуют потомкам дворянского сословия?


Автор Шумина Лидия Викторовна.


Источник: http://shumina.ru/article/135211/

Показать полностью

Иррациональные убеждения.

Избыточно-негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, как казалось бы, а в следствие их негативной интерпретации. Склонность негативно интерпретировать события люди приобретают в детстве или научаются этому в течение жизни. Такие иррациональные убеждения приводит к сильным отрицательным (избыточно-негативным) эмоциям, которые затрагивают глубинную структуру личности. Человек начинает испытывать гнев, чувство вины, повышается уровень тревоги, и как следствие, развиваются депрессии и неврозы.


Также иррациональные убеждения препятствуют решению задач и достижению цели. Возможно непродуктивное поведения (ограничительное поведение, снижение социальной активности, откладывание дел на потом, алкоголизм, злоупотребление лекарствами,. Ипохондрия и уход в болезнь.)


Важно определить какие убеждения (установки) являются рациональными, а какие иррациональными.


Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок Альберта Эллиса позволяет определить эти иррациональные убеждения.


В.тесте..50..вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы основные и соответствуют 4 группамиррациональных установок мышления, выделенным автором:


«катастрофизация»,


«долженствование в отношении себя»,


«долженствование в отношении других»,


«оценочная установка».


Инструкция.


Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению:


А – полностью согласен;

В — не уверен

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:


Вопросы теста:


Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.

Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: «Мне не следовало этого делать».

Люди, несомненно, должны жить по законам.

Не существует ничего такого, чего я «не выношу».

Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.

Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.

В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.

Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.

Существуют вещи, которые я не могу вынести.

Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.

Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.

Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.

Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.

Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.

Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих».

Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.

В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.

Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.

Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.

Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.

Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.

Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.

Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.

Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.

Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.

Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.

Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.

В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.

Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.

Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.

Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.

Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.

Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.

Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.

От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя.

Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.

Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.

Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.

Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.

Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям.

Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.

Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.

Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.

Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.

Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.

Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.

Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.

Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.

Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.

Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Ключ стресс теста Эллиса



Ключ к тесту А.Эллиса.


Проставляем за каждый ответ баллы


А - 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 3 балла

В - 2 балла

С - 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 1 балл


Обработка результатов методики Эллиса.


Далее, суммируем ответы по каждой шкале:

Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49



Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.


Шкала "катастрофизации" отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал "долженствования в отношении себя" и "долженствования в отношении других" указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

"Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22 Иррациональные установки отсутствуют.

Лидия Шумина

Показать полностью

Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии.

Альберт Эллис, американский клинический психолог, в середине 50-х гг., окончательно разочаровавшись в психоанализе, разработал рационально-эмоциональную поведенческую терапия (РЭПТ). Это психотерапевтическое направление имеет в своей основе теорию о том, что человек, испытывающий психологический дискомфорт, опирается в своих мыслях и действиях на иррациональные суждения. Устранение этих суждений является главным инструментом в психологическом вмешательстве.


А.Эллис выделяет три сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение, которые прочны и неразрывно связаны друг с другом. Изменение одной сразу же отражается на других.


Основная задача РЭПТ - это изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей. Эмоция в той или иной этой ситуации, зависит от того, как человек интерпретирует событие. Таким образом, не внешние события и люди вызывают у человека негативные чувства, а его мысли по поводу этих событий.


Для того чтобы достичь положительных, а точнее адекватных эмоций (т.к. в определенных ситуациях вполне нормально испытывать негативные эмоции) и, как следствие, рационального поведения, достаточно научиться управлять своими мыслями. Эмоции человека не подвластны прямому управлению с помощью силы воли, а с помощью воздействия на мысли эмоции можно контролировать.


Возникновение иррациональных установок, связано с прошлым человека: с воспитанием, с детским опытом; с тем периодом, когда у ребенка еще недостаточно опыта и возможностей для критического анализа событий.


А. Эллис выделил 4 группы таких установок:


1.Установки долженствования – это те установки, которые всегда должны и обязаны быть реализованы. Они могут быть обращены к себе, когда «я должен», причем независимо от обстоятельств, желания и возможностей; обращены к людям, когда «люди должны», независимо от того, что люди разные, они могут быть и хорошими и плохими; и к миру – «мир должен быть», когда люди признают только справедливость мира.


2.Установки катастрофикации – это склонность к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Такие установки проявляются в высказываниях типа, «это ужасно, это нельзя вынести», «если я не сдам экзамен, то я умру», « если мои планы сорвутся, это будет кошмарно»


3.Установки обязательной реализации своих потребностей, если эти потребности не реализовались, или реализовались не в той степени, как планировались, то человек начинает считать себя совершенно несчастным, обездоленным и никчемным. Наличие такого ряда установок приводит к превращению желаний в абсолютно обязательное требование, которые вызывают внутриличностные конфликты и негативные эмоции. Примером такого требования может быть женское убеждение, когда «я непременно должна любить, быть любимой, выйти замуж, родить детей, и любить свекровь, как вторую маму, иначе я неудачница, плохая жена, мать и никудышний человек».


4.Оценочные установки, когда личность по ее отдельным поступкам оценивается в целом, например, если «человек забывает вернуть долг, или отдает его с опозданием», его начинают считать плохим человеком, забывая, что в других ситуациях он отзывчив, добр, всегда придет на помощь, в компании с ним весело.


А. Эллис называет 12 основных убеждений, которые лежат в основе большинства эмоциональных нарушений.


Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.Есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказать.

Это катастрофа, когда идёт всё не так, как хотелось бы.

Все беды навязаны нам извне людьми и обстоятельствами.

Если что-то пугает или вызывает опасения – постоянно будь на чеку.

Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха).

То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, будет всегда влиять на неё.

На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.

Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.


Теория РЭПТ использует модель «АВС»:


А — активирующее событие.


В — убеждения, верования, иррациональные установки.


С — эмоциональные и поведенческие последствия.


Сформированные иррациональные установки функционируют как устойчивые автономные структуры. Задача РЭПТ в определении иррациональных убеждений и замене их рациональными убеждениями.


Иррациональные установки приводят людей к дезадаптивным стратегиям поведения, так, например, эмоциональная зависимость произрастает из убеждения (установки), что без любви и отношений жизнь несостоятельна, паническое расстройство связанно с тенденцией к катастрофикации. чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства.


Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:


Определение и осознание иррациональных установок.

Конфронтации с этими установками, их пересмотр.

Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.

Реконструкция иррациональных установок происходит на когнитивном уровне, на уровне воображения, и на уровне поведения – прямого действия.


РЭПТ успешно применяется при терапии различных расстройств: невротические, депрессивные и тревожные расстройства, расстройства личности.

Лидия Шумина

Показать полностью

Рассказы. "Болезненная теория Хосе"

Рассказы. "Болезненная теория Хосе" Саморазвитие, Самопознание, Длиннопост

Поэзия, зарубежная литература, иностранные языки. Молодой мужчина медленно брел мимо книжных стеллажей. Словно во сне он бросал рассеянные взгляды на разноцветные корешки книг и двигался дальше, пока не остановился, привлеченный окончательно и бесповоротно.


«Это именно то, что мне сейчас надо», – прошептал он.



***


После посещения психолога Хосе совершенно случайно зашел в книжный, и теперь стоял у раздела «Медицина». Сначала его привлекла психиатрия. Он долго листал толстый справочник, пытаясь среди черных заголовков профессионального справочника найти отклик на свое состояние.


«Черные заголовки», – подумал Хосе, – «Это неслучайно!»


Ему даже не приходило в голову, что и в других книгах точно такие черные заголовки. Даже в книжках с анекдотами, все те же черные буквы на сером фоне. Да что анекдоты, в кулинарных руководствах та же история!


Но почему-то именно в справочнике по психиатрии все буквы заглавий буквально зияли, как пропасти. Хосе приложил пальцы к надписи «Шизофрения» и почувствовал, как холодный ветерок затягивает его руку внутрь темноты.


«Ага!» – подумал Хосе, – «Оказывается, буквы лишь отверстия в неизвестные миры!» Хосе пролистал книгу, ощупывая каждое дуновение ветерка, и улыбнулся. Потом он подошел к разделу «терапия» и пролистал точно так несколько книг, затем принялся за другие разделы медицины.


Продавцы поглядывали на посетителя. Хосе почувствовал на себе неодобрительные взгляды и решил покинуть магазин. Он ничего не купил. Представьте себе разочарование служащих этого храма! Представляете? Вы ужаснетесь еще больше, прочтя эту историю до конца. По крайней мере, все наши просветленные умы и просто рядовые врачи будут наверняка сильно возмущаться. Хосе и в этот раз позволил мне выложить его мысли в этих строчках, чтобы оповестить широкие массы читателей о своем величайшем открытии.


Заметьте, дорогие мои читатели, насколько великодушен этот Хосе! Слушайте, что он мне рассказал на очередном сеансе:


–Я чувствовал, как с прочтением очередного заголовка, все глубже и глубже осознаю существование черного мира той или иной болезни. – Тут Хосе на минуту отвлекся и лукаво посмотрел мне в глаза, – а хотите я расскажу всю правду обо всех болезнях? Вы готовы услышать очередной бред сумасшедшего, уважаемый психолог?


Я кивнула головой, не желая сбивать настрой моего посетителя.


–Вот вы заранее сомневаетесь, – рассмеялся Хосе, – ну как в такой обстановке можно делиться с Вами величайшим открытием? Ладно, –продолжил испанец, – ничего, только знайте, расскажу только Вам. Если бы не Вы, то эта тайна умерла бы навечно в архивах моего тревожного мозга, – Хосе рассмеялся. – Итак, уважаемый психолог, - когда я проникал в каждый из этих заголовков, то попадал в их миры, миры соответствующих болезней. Таким образом, исследовав несколько направлений медицины, проникнув в миры совершенно разных заболеваний, как бы разных, – снова рассмеялся он, ожидая моего вопроса. – Вы понимаете к чему это я? – спросил Хосе. – А дело в том, что всякий раз, погружаясь в черные заголовки, я осознавал, что оказываюсь в одном и том же месте!


Тут Хосе встал со стула, и некоторое время ходил по кабинету, напряженный, полный энергии, словно тигр в клетке. Было видно, что он находится на пике своих переживаний. – Да! – воскликнул испанец, – Да! Да! Да! Нет никаких болезней, точнее есть, – дальше он продолжил шепотом, - Есть одна болезнь, только одна.


Хосе замолчал, его взгляд устремился внутрь.


– Как одна? – переспросила я, чувствуя, что теряю терпение и начинаю раздражаться от такого немыслимого бреда.


– Одна! – улыбнулся Хосе, – одна единственная, только одна одинёшенькая, огромная болезнь, всё! Больше никогда никакого разнообразия!


В этот момент я сама не выдержала и возмутилась, – Хосе, о чем вы говорите? Их сотни разных заболеваний. Вы сами читали, по крайней мере, оглавления медицинских книг, – но в этот момент я подумала, – а что, если Хосе прав и все миры оказались одинаковыми, то есть все было одним черным миром?


– Не берусь утверждать на все сто процентов, но скорее всего, – испанец замолчал, подбирая слова. – Нет, не могу точно охарактеризовать, могу сказать, что у этих миров одно лицо на всех. Она не хотела раскрывать свои секреты. Попробую объяснить, – Хосе отвел взгляд в сторону, – вы давно играли в прятки? Так вот, представьте, как сидите в засаде, а рядом с вами проходит водящий. Он вот-вот вас заметит. Именно так чувствовал себя этот универсальный представитель всех болезней.


Да, я не возглавляю подпольную группу английских ученых, но, тем не менее, сделал самое настоящее открытие. Вы представляете, какой из этого можно сделать вывод?


– Какой? – мне было интересно узнать, что еще выдумает Хосе.


–Разве вы не понимаете, – воскликнул испанец, – от всей этой разношерстной с первого взгляда компании заболеваний, существует одно единственное средство, очень простое.


– И что это за универсальное средство, Хосе? – чувствовала, как осень обостряет Личность испанца, а сегодня еще и полнолуние.


Некоторое время Хосе не отвечал, а потом сказал, – сегодня поздно развивать эту тему, время нашего сеанса заканчивается. Давайте в следующий раз, мне хочется еще провести испытание.

В тот день мне не удалось выведать окончание этого открытия. Предвидя ваши возмущения, решила подождать с публикацией, пока не услышу продолжение.


Итак, читайте вторую часть под названием «Универсальное лечение».


– Так вот, – торжественно начал Хосе, – как мы выяснили в прошлый раз, подавляющее число болезней имеют один тот же корень. Любую болезнь можно убрать, вырвав ее с корнем. Так и мы должны направить острие своего лечения на основу основ.


Хосе посмотрел на меня и спросил, – вот вы, что делаете, если перед вами закрытая дверь, а ключей нет.


– Стучу, – ответила я.


– Да, стучите! Стучите, и откроется вам! – Хосе улыбнулся. Так и мы будем стучать, а в нашем случае, не стучать. Так слишком громко и грубо отрывать болезнь от её занятия в теле. – Хосе загадочно посмотрел на меня.


Я не знала, что ему ответить.


– Не знаете, - самодовольно констатировал испанец. – Я так и знал. Стучать нельзя, это лишь разгневает болезнь. Надо поступить так, чтобы она прислушалась, заинтересовалась, бросила грызть органы. Никто просто так не сорвется с насиженного места. Тут надо увлечь, заинтриговать.


А для этого мы выбираем место на теле, такое, чтобы не на виду, и начинаем его почесывать. Для болезни это все равно, что услышать тайный скрип, непонятные звуки. Одного эпизода почесывания будет мало. В острой стадии, когда заболевание «не успело войти», отвлечь его легко, но если это хроническая стадия, то, как мне кажется, надо чесать и чесать. Помните, как говорят про кожные заболевания? Хорошо, что болезнь наверху! А в нашем случае, мы проводим обратную операцию. Прежде чем вам рассказывать, я проделал несколько опытов, и все они оказались успешными.


Допустим, болезнь вышла наружу: утихли симптомы, улучшились анализы, что дальше? А дальше, уважаемый мой психолог, наступает ваш звездный час. При обратном развитии болезни уходят в область психики. В сущности, она, такая как раньше, но лишь изменила свою дислокацию.


– А как насчет расчесов, Хосе?


– Расчесы надо прекратить усилием воли, как только пройдут симптомы прежнего заболевания, иначе, она разместиться на новом месте в виде нейродермита или экземы. Не надо падать духом, надо заботиться о психическом состоянии, чтобы окончательно развеять заболевание.


Хосе почесал плечо, – ой, еще осталось немного, – он улыбнулся. Это остатки моей терапии. Вокруг нас одни условности, стоит ли их укреплять, когда от этого никакого толку. Не лучше ли попробовать что-то новое, допустим мой метод? "Теория единой болезни" имеет право на существование.



PS: Кстати, вы давно были в книжном магазине? Это ни с чем несравнимая медитация: там сотни ассоциаций переплетаются между собой. Эти переплетения могут привести к невероятным выводам.

Автор: Шумина Лидия Викторовна

Источник: http://shumina.ru/article/137589/

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!