69

ЗВЕРЬ С ДВУМЯ СПИНАМИ

Раннее средневековье – самое неподходящий исторический период для проявления естественных человеческих радостей. Зверь с двумя спинами - образ лежащих друг на друге мужчины и женщины -  вызывал у фанатичных церковников неописуемую ярость.

"Я пришел сообщить вам, сударь, что ваша дочь в настоящую минуту складывает с мавром зверя с двумя спинами". У.Шекспир. Отелло.


Согласно Библии, главной виновницей грехопадения человека являлась женщина. Именно она, по наущению коварного змея, уговорила Адама вкусить запретный плод. Нарушение заповеди Господа закончилось изгнанием из рая и проклятьем всего рода человеческого. Женщина навек превратилась в символ греховного соблазна и искушения.

Густав Климт. Юдифь I. 1901


Еще в I в. н.э. древнеримский врач Клавдий Гален утверждал: «Оmne animal post coitum triste, praeter mulierem et gallum» («Каждое животное после коитуса грустит, кроме женщины и петуха»). Откуда он это взял, неизвестно. Неужели, проводил соответствующие эксперименты с женщинами? Или с петухами? Так или иначе, авторитетному эксперту не откажешь в наблюдательности.

В Древней Греции главной женской добродетелью считалось беспрекословное подчинение отцу и будущему мужу. «Благочестива, скромна, целомудренна. Пряла шерсть» - такие эпитафии часто встречаются на античных женских надгробиях. Даже культурные и образованные современники-мужчины разделяли теорию мизогинии (женоненавистничества). Наиболее известным литературным памятником мизогинии считаются 118 ямбов поэта Симонида (VII в. до н.э.), в которых он сравнивает женщин с различными животными и приписывает им всевозможные слабости и пороки.

По словам героя трагедии Еврипида «Ипполит»:

«Зачем, о Зевс, на горе смертным, женщинам

Ты дал место под солнцем? Если род людской

Взрастить хотел ты, разве без этого

Коварного сословия обойтись не мог?

Что жены – зло, тому примеров множество.

Отец, чтоб дочь родную поскорее сбыть

И бед не знать, дает за ней приданое

Супругу…»


Апостол Павел прямо указал женщине ее место: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (Первое послание к Тимофею, 2, 11-14). В Первом послании к коринфянам Павел, подобно Аристотелю, объявляет женское начало «изуродованным мужским». Крупнейший христианский теолог и писатель Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220) обрушился на женщин с яростными нападками. С его нелегкой руки обличение плотской любви и женщин превратилось в традицию.


В полной мере это относится к Августину Блаженному (354-430) – «первому современному человеку», как его иногда называют. Центральное место в его трудах занимает понятие первородного греха и его искупления, поиска путей преодоления греховности. Августин видел их в абсолютном воздержании, ограничении целей брака рождением детей, сознательном подавлении похоти и т.п.


Святой Антоний яростно доказывал, что женщина «глава преступления, рука дьявола. Когда ты видишь женщину, то знай, что перед тобой не человек, не дикий зверь, а дьявол самолично. Голос ее – шипенье змеи». «Женщина, - вторит святой Иероним, - путь нечестия, укушение скорпионово», она «виновница зла, причина падения, гнездилище греха, она соблазнила мужчину в раю, она соблазняет его на земле, она увлечет его в бездну ада». Средневековый демонолог Вильгельм Овернский утверждал, что черти всегда являются под видом женщин, между тем, как добрые ангелы принимают образ мужчин. По его мнению, женщина должна «покрываться краской стыда при одном только сознании, что она женщина». А на Маконском соборе в 585 г. со всей серьезностью обсуждался вопрос, является ли женщина человеком вообще. Впрочем, большинством в один голос церковники решили этот вопрос положительно.


Вплоть до XII в. подобные взгляды оставались главенствующими. Иустин-мученик искренне недоумевал, почему супруги позволяют себе плотские наслаждения. Григорий Нисский утверждал, что если бы Адам в раю не отступил от Бога, то брака никогда бы не было и размножение людей совершалось бы другим, более достойным способом. Блаженный Иероним Стридонский оправдывал брак «только потому, что от него рождаются девственники». «Цель святого, - писал он, - порубать лес брака топором девственности». Эти проповеди находили отклик в реальной жизни. Святая Мелания отказалась от близости с мужем; святые Авраам и Алексей покинули супружеское ложе в первую брачную ночь; святой Аммон отверг домогательства полюбившей его женщины. Согласно летописным свидетельствам, английский король Эдуард Исповедник (ок. 1003 - 1066) и король Астурии Альфонсо II (ок. 765 - 42) соблюдали целомудрие.

Жестокое подавление чувственности не прошло для общества бесследно. Назревало жестокое противоречие между репрессивной официальной моралью и естественными человеческими потребностями. Суды инквизиции и рыцарские турниры, изуверское сектантство и песни трубадуров, «Молот ведьм» и «Роман о розе» - все смешалось в раннем средневековье. Эпоха создала предпосылки утопиям Фомы Кампанеллы, созданию Мюнстерской коммуны с ее общностью жен. Поворотным моментом истории стал жизнеутверждающий и неутомимый в любви Ренессанс. Жизнь наполнилась новыми, яркими красками. Чудовище с двумя спинами одержало безоговорочную победу.

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников