ВЗАИМНЫЙ ОБМАН ДРУГ ДРУГА
Из отношения человека к человеку рождается новый вид удовольствия, так называемое добавочное удовольствие, связанное с опосредованным потреблением вещей.
Если рыночный субъект идет развлекаться, то он обязательно прихватит с собой друга или подругу в целях использования его как средство для признания своих потребностей. Обнаружение и утверждение силы своей потребности в другом субъекте создает то самое добавочное удовольствие. Следовательно, потребление, которые выступает как непосредственное отношение человека к благу оказывается мистифицированным отношением, формой товарного фетишизма, за которым скрывается общественное отношение человека к человеку, опосредованно через блага.
Взаимное склонение друг друга к потреблению, к товарной зависимости, порождает особую форму отношений между людьми, форму потребительских отношений, опустошающих их карман вплоть до разорения. Совместное потребление, как бы, уничтожает различие между индивидуальными личностями, в потреблении они уравниваются, отождествляются, сливаются в одно целое. Из факта добавочного наслаждения возникает социальное сплочение.
По отдельности, в бытовой, повседневной жизни, люди бегут по своим интересам, они разрозненны, оторванны друг от друга, изолированны. Они тратят свои деньги на себя, на личное потребление, на личные сбережения, тем самым, разрывая общественную связь. Идя же в индустрию развлечений, траты совместные, потребление общее, социальная связь восстанавливается в этом акте. Но в этом и несчастье современного индивида, что вся его связь с другими людьми поддерживается через общие развлечения, через парад масок, вне которых - он ничто.
Субъекты опустошаются за пределами индустрии развлечений, как личности они не представляют из себя ничего, вся их тенденция сводится к переворачиванию мира наизнанку благодаря деньгам, которым свойственно превращать одно свойство совершенно в противоположное. В таком случае, и отношение человека к человеку строиться не на основе глубинного, рефлексивного соучастия, а поверхностной склейки в товарно-денежных отношениях. И представления человека о себе искажается, он превращается в человека потребляющего, в рот без мозга, окунаясь в это болото все глубже, без возможности выбраться оттуда.