Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества?

Выдающиеся советские актеры играли в детских мультиках

Живую игру артистов сперва снимали на кинопленку, а потом мультипликаторы кадр за кадром переносили ее на бумагу

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

Все дело - в эклере



Для российских мультипликаторов слово «эклер» означает не только пирожное. Так назывался метод, популярный в 1950-х годах, когда роли мультяшных героев первоначально играли артисты. А потом художники переносили их образы на бумагу.



Так родились мультики-шедевры: «Снежная королева», «Золотая антилопа», «Цветик-семицветик», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Сказка о рыбаке и рыбке»... Снимались в этих и многих других фильмах выдающиеся советские актеры: Мария Бабанова, Михаил Астангов, Рубен Симонов, Алексей Грибов, Борис Чирков…



- «Эклер» - это профессиональный сленг. Правильное название такой техники - ротоскопирование. Живую игру актеров сперва снимали на кинопленку, а потом мультипликаторы кадр за кадром переносили ее на бумагу, - рассказывает «КП» историк анимации Сергей Капков. - Вот почему в старых советских мультфильмах все движения героев реалистичны, как будто на экране не рисованные картинки, а живые люди. Даже тени передвигаются натурально. Аниматоры должны были правдоподобно передать мимику и пластику человека.

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

- Откуда появилось такое вкусное название «эклер»?



-Как мне рассказывали сами мультипликаторы, в то время в коридоре «Союзмультфильма» стоял старый токарный станок. На нем была металлическая бирка фирмы Eclair. Вроде бы этот станок перекочевал с завода, который был во дворе киностудии. Изобретательные художники нашли ему применение. С одной стороны длинной станины закрепляли проектор, а с другой вешали экран, на него прикрепляли лист, и художники переносил на бумагу ключевые моменты снятого материала. По названию марки станка и возник термин «эклер». И пирожное тут ни при чем.



У мультяшек голова больше



- Съемки проходили так же, как в большом кино?



- Не совсем. Артисты разыгрывали сцены. Но разговаривали они не с партнерами, а с пустым местом. Потом эти же актеры своих героев озвучивали. Если вы присмотритесь, то обязательно заметите портретное сходство между героем мультика и актером.



Но есть и разница. Например, художники меняют пропорции тела героев, увеличивают им голову, заостряют черты - вгоняют рисунок в образ, чтобы он выглядел ярче и гротескнее. Если просто перенести киноизображение человека на бумагу, у него будет очень маленькая голова, на которой не видны черты лица. Поэтому у мультяшных героев головы непропорционально большие.



Животных не сыграешь



- Актеров одевали примерно так, как в фильме, - продолжает Капков. - Это облегчало работу аниматоров. Исполнителей подбирали не только по голосу, важно было и внешнее сходство. Например, долго искали актера на роль Раджи в «Золотой антилопе». А потом случайно увидели вахтанговца Рубена Симонова. Надели на него тюрбан, халат... И вот он - вылитый Раджа!



- В мультфильмах про животных тоже использовали «эклер»?



- Нет, только там, где были люди. Животных нельзя заставить играть, как актеров. Да и ни к чему: у нас были замечательные мультипликаторы, которые умели передавать пластику зверей.



Несмотря на это, многие животные очень похожи на актеров, которые их озвучивали. Но, скорее всего, это случайность. Например, на «роль» Вини-Пуха пробовались многие артисты, но голос Евгения Леонова больше всего устроил режиссера Федора Хитрука, после того как звукорежиссер случайно ускорил его запись на пленке.



КСТАТИ



Сделано по старинке



Очень удачно о технологии ротоскопа вспомнил российский аниматор Александр Петров, когда делал свой мультфильм «Старик и море», за который получил премию «Оскар». Роль старика исполнял его тесть. Он был заядлым рыболовом, умел правильно закинуть снасти, вытащить рыбу, натурально греб на лодке...



А КАК У НИХ?



Белоснежка недотянула до гномов



Первым полнометражным анимационным фильмом, созданным с помощью ротоскопа, была «Белоснежка и семь гномов» 1937 года студии Диснея. Моделью для Белоснежки стала 14-летняя Мардж Чемпион, выбранная из двухсот претенденток. Она была дочерью известного американского хореографа Эрнеста Белчера, работавшего с Чарли Чаплином.

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

- Чтобы размер головы соответствовал, мне надевали футбольный шлем, в котором была проколота пара дырок, - вспоминала позже Мардж. - Он был покрашен в черный цвет, имитировал волосы Белоснежки. К полудню я совсем измучилась с этим шлемом - он довольно сильно тормозил мои движения. В конце концов с меня сняли шлем и просто повязали ленточку вокруг волос.



За работу натурщицей Мардж платили 10 долларов в день. Роль Принца исполнил танцор Льюис Хайтауэр. Его выбрали за красивые мускулистые ноги. Злую Ведьму - Пол Годкин, тоже танцовщик. Он обладал не только выдающимися ногами, но и носом, за что и был выбран на эту роль.



В итоге критики обрушились на главную героиню мультфильма, назвали Белоснежку безликой, неинтересной. А вот гномов, которых художники придумали из головы, объявилии главной удачей фильма.

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Возвращение блудного попугая»



Кеша - Геннадий Хазанов

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Следствие ведут Колобки»



Шеф - Леонид Броневой

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Малыш и Карлсон»



Фрекен Бок - Фаина Раневская

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Винни-Пух»



Винни-Пух - Евгений Леонов

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Цветик-семицветик»



Женя - Наташа Защипина

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Снежная Королева»



Королева - Мария Бабанова

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Снежная Королева»



Герда - Янина Жеймо

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Приключения поросенка Фунтика»



Госпожа Беладонна - Ольга Аросева

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Чертенок № 13»



Учитель - Владимир Басов

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Бабушка удава»



Бабушка - Борис Владимиров (Авдотья Никитична)

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«Алиса в Стране чудес»



Чеширский кот - Александр Ширвиндт

Вы знаете, как делали раньше вот такие мультфильмы реального качества? Советские мультфильмы, Создание, Актеры и актрисы, Шедевр, Видео, Длиннопост

«38 попугаев»



Слоненок - Михаил Козаков