Ворота Балавата: врата в историю Ассирии
Где-то там, на пыльных равнинах Месопотамии, под землей, пропитанной кровью жителей множества империй, тысячелетиями покоились Балаватские ворота. Эти массивные деревянные створки, украшенные бронзовыми полосами, когда-то открывали путь к грандиозному храмовому комплексу. Но они были не просто дверьми — это врата в историю, рассказывающей о могуществе Ассирийской империи.
В XIX веке, когда вся Европа сходила с ума по экзотическим восточным культурам, британский археолог Ормуз Рассам решил испытать свою удачу в Месопотамии, в деревне Балават (современный Ирак). В 1878 году он находит фрагменты ворот, охранявших храм бога Ашшура — верховного бога ассирийцев. Для справки, это был ассирийский эквивалент Юпитера, Баала и Мардука. Но не думайте, что это просто кусок древних ворот. Найденные бронзовые полосы были неким манифестом ассирийской мощи: сцены войны, ритуалов и власти. Настоящая реклама самой первой империи в мире.
Сегодня Балаватские ворота — это уже не целые створки, а только фрагменты, аккуратно выставленные в Британском музее. Но каждый из этих бронзовых барельефов рассказывает свою историю: победы в битвах, пышные торжества, священные жертвоприношения. Когда-то эти ворота украшали храм в честь Ашшура, верховного бога ассирийцев, в городе с интригующим названием Имгур-Энлиль. Этот город находился всего в 25 километрах от Ниневии, столицы Ассирии. По меркам того времени Имгур-Энлиль был довольно крупным городом, с населением около 10–15 тысяч человек. И дело было не только в его размере. Расположенный на пересечении важных торговых путей, он играл ключевую роль как форпост и религиозный центр.
Балаватские ворота были возведены в период правления Ашшурнасирпала II (883–859 годы до н. э.). Этот царь прославился не только своими военными победами, но и умением создавать поистине величественные сооружения. Этот человек перенёс столицу Ассирийской империи в Кальху (современный Нимруд) и создал там роскошный дворец, который явно был рассчитан на то, чтобы вызвать зависть у соседей.
Фрагмент рельефной сцены на бронзовой пластине, изображающей Салманасара III на колеснице и ассирийских лучников.
В 852 году до н. э. царь Шалманасар III, его преемник, совершил важное открытие. Он обнаружил исток реки Тигр в таинственном Тигрийском туннеле — пещере, расположенной в Турции. В те времена реки считались воплощением богов, так что это было не просто географическое открытие, а практически божественное откровение. А что было изображено на барельефах? Царь, увековеченный в идеализированном виде, с ореолом величия.
Фрагмент рельефной сцены на бронзовой пластине, изображающей ассирийскую армию, нападающую на город.
Эти ворота были не просто дверью в храм, они являлись настоящим «рекламным щитом» Ассирийской империи. Это был пропагандистский инструмент, созданный, чтобы впечатлить союзников и напугать врагов. Бронзовые рельефы, украшавшие ворота, играли роль эпической летописи, где каждый кадр демонстрировал величие царя: победы на поле боя, триумфальные шествия, благословения богов.
Для исследователей эти изображения — настоящая находка. Они раскрывают тонкости ассирийской военной машины: от организации армии до тактики боя. Но на этом их значение не заканчивается. Рельефы также проливают свет на духовную жизнь Ассирии: сцены ритуалов, поклонения и жертвоприношений показывают, как религия переплеталась с политикой и войной. Эти ворота — не просто артефакт, это дверь в сознание одной из самых могущественных империй древности.
Лига историков
17.5K постов53.5K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения