Серия «Удивительные археологические находки»

86

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Полноразмерная копия в Британском музее

Где-то там, на пыльных равнинах Месопотамии, под землей, пропитанной кровью жителей множества империй, тысячелетиями покоились Балаватские ворота. Эти массивные деревянные створки, украшенные бронзовыми полосами, когда-то открывали путь к грандиозному храмовому комплексу. Но они были не просто дверьми — это врата в историю, рассказывающей о могуществе Ассирийской империи.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

В XIX веке, когда вся Европа сходила с ума по экзотическим восточным культурам, британский археолог Ормуз Рассам решил испытать свою удачу в Месопотамии, в деревне Балават (современный Ирак). В 1878 году он находит фрагменты ворот, охранявших храм бога Ашшура — верховного бога ассирийцев. Для справки, это был ассирийский эквивалент Юпитера, Баала и Мардука. Но не думайте, что это просто кусок древних ворот. Найденные бронзовые полосы были неким манифестом ассирийской мощи: сцены войны, ритуалов и власти. Настоящая реклама самой первой империи в мире.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Ормуз Рассам — ассириолог и путешественник из Османского Ирака, работавший на британскую корону.

Сегодня Балаватские ворота — это уже не целые створки, а только фрагменты, аккуратно выставленные в Британском музее. Но каждый из этих бронзовых барельефов рассказывает свою историю: победы в битвах, пышные торжества, священные жертвоприношения. Когда-то эти ворота украшали храм в честь Ашшура, верховного бога ассирийцев, в городе с интригующим названием Имгур-Энлиль. Этот город находился всего в 25 километрах от Ниневии, столицы Ассирии. По меркам того времени Имгур-Энлиль был довольно крупным городом, с населением около 10–15 тысяч человек. И дело было не только в его размере. Расположенный на пересечении важных торговых путей, он играл ключевую роль как форпост и религиозный центр.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Карта с основными городами Ассирии

Балаватские ворота были возведены в период правления Ашшурнасирпала II (883–859 годы до н. э.). Этот царь прославился не только своими военными победами, но и умением создавать поистине величественные сооружения. Этот человек перенёс столицу Ассирийской империи в Кальху (современный Нимруд) и создал там роскошный дворец, который явно был рассчитан на то, чтобы вызвать зависть у соседей.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Фрагмент рельефной сцены на бронзовой пластине, изображающей Салманасара III на колеснице и ассирийских лучников.

В 852 году до н. э. царь Шалманасар III, его преемник, совершил важное открытие. Он обнаружил исток реки Тигр в таинственном Тигрийском туннеле — пещере, расположенной в Турции. В те времена реки считались воплощением богов, так что это было не просто географическое открытие, а практически божественное откровение. А что было изображено на барельефах? Царь, увековеченный в идеализированном виде, с ореолом величия.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Фрагмент рельефной сцены на бронзовой пластине, изображающей ассирийскую армию, нападающую на город.

Ворота Балавата: врата в историю Ассирии Археология, Древние артефакты, Ассирия, Ассирийцы, Царь, Бронза, Научпоп, Античность, Месопотамия, Ирак, История (наука), Длиннопост

Фрагмент рельефной сцены на бронзовой пластине, изображающей вооруженных людей, несущих добычу.

Эти ворота были не просто дверью в храм, они являлись настоящим «рекламным щитом» Ассирийской империи. Это был пропагандистский инструмент, созданный, чтобы впечатлить союзников и напугать врагов. Бронзовые рельефы, украшавшие ворота, играли роль эпической летописи, где каждый кадр демонстрировал величие царя: победы на поле боя, триумфальные шествия, благословения богов.

Для исследователей эти изображения — настоящая находка. Они раскрывают тонкости ассирийской военной машины: от организации армии до тактики боя. Но на этом их значение не заканчивается. Рельефы также проливают свет на духовную жизнь Ассирии: сцены ритуалов, поклонения и жертвоприношений показывают, как религия переплеталась с политикой и войной. Эти ворота — не просто артефакт, это дверь в сознание одной из самых могущественных империй древности.

Показать полностью 7
46

Пещеры, магия и галлюцинации — что скрывали пряди волос из пещеры Эс-Каррикс?

Шаманы-наркоманы, или о том, как люди нашли связь с богами в пещере Эс-Каррикс.

Пещеры, магия и галлюцинации — что скрывали пряди волос из пещеры Эс-Каррикс? Научпоп, Мифология, История (наука), Древние артефакты, Цивилизация, Бронзовый век, Менорка, Наука, Исследования, Бог, Духи, Археология, Ученые, Мифы, Длиннопост

Та самая пещера Эс-Каррикс, выглядит грандиозно.

Недавно журнал Scientific Reports порадовал археологов и любителей исторических сенсаций: оказывается, наши предки в бронзовом веке не просто гоняли косуль и возводили мегалитические строения, но и умели весело проводить время. Учёные обнаружили пряди волос возрастом около 3000 лет — но это не просто волосы, а первое прямое доказательство употребления наркотиков в Европе тех времён.

В древних волосах учёные нашли нечто интригующее — психоактивные алкалоиды. Те самые вещества, которые могут заставить человека видеть мир немного иначе (или в особых случаях - совсем иначе). Например, найденный в волосах атропин и скополамин способны запустить в мозгу "режим галлюцинаций" и даже привести к состоянию транса. Разумеется, в определённых дозах это могло быть даже лекарством, но если вы переусердствуете, то рискуете столкнуться с неприятностями. Археологи считают, что такие вещества древние люди могли использовать в ритуальных церемониях, возможно, чтобы добавить немного магии в их жизнь. Ни один хороший ритуал не может обойтись без парочки мистических видений.

Эти пряди нашли в пещере Эс-Каррикс на острове Менорка — настоящем средиземноморском сокровище. Ещё 3600 лет назад сюда начали заселяться древние люди, и, кажется, это место быстро стало центром духовной жизни. Особый интерес вызывают красные пряди волос, найденные в пещере. Почему красные? Возможно, потому что этот цвет символизировал кровь или жизненную силу — а может, это был своеобразный "косметический ритуал" тех времён. Кто знает, вдруг красный цвет был модным трендом бронзового века? В любом случае, пещера явно использовалась не просто как жильё, а как место для особых церемоний.

Пещеры, магия и галлюцинации — что скрывали пряди волос из пещеры Эс-Каррикс? Научпоп, Мифология, История (наука), Древние артефакты, Цивилизация, Бронзовый век, Менорка, Наука, Исследования, Бог, Духи, Археология, Ученые, Мифы, Длиннопост

Остров Менорка на карте

Эс-Каррикс, скромная пещера на Менорке, открылась спелеологам в 1995 году и с тех пор подарила учёным множество вопросов и загадок. В ней обнаружили останки 210 человек и запечатанные декоративные сосуды, хранившие пряди волос, окрашенные в красный цвет. Но дело не только в волосах — пещера, по мнению археологов, была не просто местом для захоронений, а своего рода «вратами» в подземный мир, куда, как считали древние, уходили души мёртвых. Эта гипотеза отлично вписывается в представления древних людей, которые пещеры часто ассоциировали с царством духов.

Представьте: вы стоите в тёмной пещере, произносите слово, а оно возвращается к вам эхом, словно голос самого духа. Учёные считают, что уникальная акустика пещер усиливает звуки, создавая резонанс — настоящий звуковой портал в иные измерения. Эти магические вибрации, судя по всему, вводили участников ритуалов в транс, помогая им ощутить себя ближе к потусторонним силам. Учитывая такую атмосферу, можно сказать, что древние знали толк в организации «трансцендентных вечеринок».

Пещеры, магия и галлюцинации — что скрывали пряди волос из пещеры Эс-Каррикс? Научпоп, Мифология, История (наука), Древние артефакты, Цивилизация, Бронзовый век, Менорка, Наука, Исследования, Бог, Духи, Археология, Ученые, Мифы, Длиннопост

Пряди волос, найденные в пещере.

Чтобы раскрыть тайны, скрытые в древних прядях волос, учёные обратились к своим самым передовым приборам, названия которых звучат словно магические заклинания: масс-спектрометрии и жидкостной хроматографии. В них обнаружили атропин и скополамин — такие штуки, которые могли отправить мозг в путешествие по другим мирам, превратив реальность в галлюцинацию. Можно сказать, что эти вещества заменяли людям бронзового века телевизор. А ещё нашли эфедрин — он сильно заряжает человека энергией. Поэтому нам не стоит удивляться двум вещам. Во-первых, что для древних людей такие растения были равны магии. Во-вторых, что жители Менорки построили такие уникальные сооружения, на которые по определению нужно было потратить много сил.

Пещеры, магия и галлюцинации — что скрывали пряди волос из пещеры Эс-Каррикс? Научпоп, Мифология, История (наука), Древние артефакты, Цивилизация, Бронзовый век, Менорка, Наука, Исследования, Бог, Духи, Археология, Ученые, Мифы, Длиннопост

Таулы на острове Менорка.

Об этих камнях, их истории и значение можно прочитать в моей предыдущей статье

Учёные уверены: источником этих чудо-веществ были растения, которые древние люди активно употребляли. Например, мандрагора — настоящая звезда фольклора, известная как магическое растение, способное, судя по легендам, даже кричать. Или мухомор — "гриб-шаман" народов Сибири, который помогал настроиться на волну вселенной. А ещё в этом списке белена и даже сосна. Учёные на основании всех данных сделали вывод, что эти вещества они употребляли в течение года.

Почему древние люди употребляли эти странные вещества? Исследователи уверены: шаманы играли в этом важнейшую роль моста между миром людей и царством духов. Чтобы обеспечить такую связь, они явно нуждались в чем-то помощнее травяного чая — и психоактивные растения отлично подходили для этих целей. Галлюцинации и изменённое состояние сознания могут стать эффективным инструментом для поиска ответов на извечные вопросы, которые волнуют человечество.

Интересно, что сосуды, где хранились волосы, украшены концентрическими кругами. Древние художники явно знали, как сделать интригующую упаковку для своих «запасов магии». Учёные предполагают, что эти круги могли символизировать «внутреннее видение», открывающееся после употребления определённых растений. Такой орнамент часто встречался в бронзовом веке и, возможно, олицетворял циклы жизни, смерти и те самые «межпространственные путешествия души».

До сих пор археологи лишь догадывались о том, как древние люди использовали психоактивные вещества. Обычно их присутствие угадывали по косвенным уликам — остаткам на глиняных горшках или странным рисункам. Но тут на сцену выходят волосы из Эс-Каррикса, которые впервые дали прямое доказательство: наши предки не только знали о растениях с «магическими» свойствами, но и активно ими пользовались. Волосы, пропитанные историей и алкалоидами, наконец-то приоткрыли завесу правды.

Показать полностью 4
78

Цивилизация талайотов и острова мегалитов

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Таула на острове Менорка.

Менорка — это жемчужина Средиземного моря, один из испанских Балеарских островов. Вы, возможно, слышали о нём как о месте с прекрасными пляжами, но он хранит и множество археологических тайн.

Название Менорки происходит от латинского Balearis Minor, что в переводе — «Маленький Балеарский остров». Его так назвали, потому что он действительно меньше своего ближайшего соседа — Мальорки. По сути, Менорка — это небольшой, но скалистый остров, ширина которого всего 50 километров. Площадь Менорки — 694 квадратных километра, что вдвое меньше Нью-Йорка. А если сравнивать с Москвой, то туда можно вместить целых четыре таких острова. Но главное, что делает Менорку по-настоящему интересной, — это более 1500 археологических памятников, включая каменные мегалиты, разбросанные по всему острову.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Остров Менорка

Эти мегалиты называются таулами — в переводе с каталонского это слово означает «стол». Некоторые таулы достигают пяти метров в высоту и выглядят как вертикальная колонна с массивным камнем, лежащим на ней горизонтально. Часто вокруг таулов строили U-образные стены. Эти сооружения очень напоминают Стоунхендж в Англии и древний храм Гёбекли-Тепе в Турции.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Ученые точно знают, что таулы построили представители талайотской культуры, жившие здесь в эпоху бронзы. Правда, датировать эту культуру можно только приблизительно: конец второго тысячелетия — начало первого тысячелетия до нашей эры. Некоторые историки считают, что первыми мореплавателями, прибывшими на Менорку, были выходцы из восточного Средиземноморья, например, минойцы.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Талайоты на Мальорке

Возможно, на местных жителей повлияли традиции минойцев, особенно их перевёрнутые оштукатуренные колонны, которые использовали в Кноссе, и на Менорке решили повторить этот приём. Однако есть и другие исследователи, которые считают, что на острове изначально жило местное население, и уже потом оно смешалось с пришельцами из восточного Средиземноморья. Но до сих пор неизвестно, было ли это мирное слияние культур или же насильственное вторжение.

Талайотов считают воинственным народом, ведь они строили оборонительные башни и укреплённые городки с мощными каменными стенами. Многие учёные связывают талайотов с нурагами Сардинии и пытаются подтвердить теорию о том, что талайоты могли происходить именно оттуда.

Определение:

Культура нурагов - это древняя цивилизация, которая существовала на острове Сардиния в бронзовом веке примерно с 18 века до нашей эры до 8 века до нашей эры. Она известна своими уникальными каменными башнями, называемыми нурагами, которые использовались для разных целей: как храмы, жилища, места встреч вождей или военные укрепления. Вокруг этих башен располагались небольшие деревни. Культура нурагов оставила после себя множество загадок, включая происхождение и этническую принадлежность её создателей, а также назначение многих сооружений.

Таулы часто находили прямо на землях крестьян, иногда на полях или даже встроенными в каменные стены, которые отделяли участки. Большие размеры таулов, их массовость и отсутствие ритуальных предметов рядом с ними говорят о том, что большинство таких построек имели чисто хозяйственное назначение.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Реконструкция быта культуры талайотов

Кстати, похожие постройки встречаются и на других островах западного и центрального Средиземноморья — на Мальте, Сицилии, Корсике и Лампедузе. Даже сегодня крестьяне в этом регионе продолжают строить похожие сооружения. Они служат для хранения семян, инвентаря и становятся отличным укрытием от палящего солнца в разгар рабочего дня.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Современный талайот на Мальте

Самым большим поселением талайотов был город Оспиталет-Вель на острове Мальорка. Этот город был заселён ещё до появления талайотов, о чём свидетельствуют руины мегалитической камерной гробницы, относящейся к более раннему периоду.Однако последние раскопки говорят о том, что талайоты были построены гораздо позже минойского периода и сардинских нурагов.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Обработанная стена в Оспиталет-Вель

Сегодня учёные придерживаются теории, что переход от ранней культуры, предшествовавшей талайотам, к талайотской цивилизации был плавным и занял немало времени. Закат талайотской культуры связывают с пунической колонизацией западного Средиземноморья.

Торговая сеть Карфагена, центр которой был на Эбусе (нынешней Ибице), распространилась и на Балеарские острова. Острова Майорка и Менорка оказались втянуты в конфликты между Римом и Карфагеном. Так начался постталайотский период, который сегодня известен как Балеарская культура.

В начале V века до нашей эры в постталайотский период многие поселения были оставлены их жителями — скорее всего, из-за насильственных действий. Об этом свидетельствуют обнаруженные следы пожаров. Некоторые деревни были покинуты навсегда, но часть из них вновь заселились спустя несколько десятилетий. Таулы больше не строили, их лишь иногда ремонтировали или перестраивали.

Цивилизация талайотов и острова мегалитов История (наука), Археология, Научпоп, Карфаген, Античность, Бронзовый век, Майорка, Остров, Мегалиты, Минойская культура, Длиннопост

Один из таулов

Экономический кризис того времени связан с тем, что основным источником пищи оставалось только скотоводство. Наступает эпоха упадка. Вхождение талайотов в сферу влияния Карфагена не прошло бесследно. Наверняка многие слышали о знаменитых балеарских пращниках. Так вот, местные жители часто служили наёмниками в карфагенской армии, и из письменных источников известно, что они возвращались домой с женщинами и вином. Вино, которое было важной частью этрусской, карфагенской и греческой культур, повышало социальный статус и давало возможность устраивать пиры. Браки с карфагенянами способствовали проникновению пунической культуры на Балеарские острова. В это время появились бронзовые статуэтки обнажённых воинов, которые очень похожи на произведения нурагической культуры Сардинии и этрусков.

Так, история Менорки и её загадочных таулов — это не просто древняя архитектура. Это история культурного обмена, войн и взаимодействия народов, которые боролись за выживание и влияние на этом острове.

Показать полностью 8
49

Кричащая мумия из Древнего Египта

Кричащая мумия из Древнего Египта Научпоп, Археология, История (наука), Мифология, Древний Египет, Мумия, Фараон, Погребение, Длиннопост

В далёком 1935 году археологи обнаружили нечто необычное в Дейр-эль-Бахри, что находится недалеко от Луксора в Египте. Это место славится своими величественными храмами и гробницами. Однако в этот раз внимание исследователей привлекла мумия женщины, рот которой был открыт в предсмертном крике. Её пугающее выражение лица заставило археологов дать ей прозвище «Кричащая женщина». Мумия была обнаружена при раскопках гробницы Сененмута — известного египетского архитектора и высокопоставленного чиновника. По некоторым данным, он был тайным любовником Хатшепсут.

Хатшепсут — фараон XVIII династии Древнего Египта, правившая в период Нового царства.

Кричащая мумия из Древнего Египта Научпоп, Археология, История (наука), Мифология, Древний Египет, Мумия, Фараон, Погребение, Длиннопост

Место, где была обнаружена мумия.

Недавнее исследование подтвердило то, что её мышцы застыли в таком состоянии из-за редкого явления — трупного окоченения. В этом состоянии тело остаётся в той позе, в которой наступила смерть. Современные технологии, вроде виртуальной аутопсии, помогли учёным воссоздать картину её последних минут и понять, что эта женщина пережила перед смертью.

Открытие рта происходит когда мышцы, отвечающие за его движение, расслабляются во время сна или после смерти. Поэтому бальзамировщики часто оборачивали нижнюю челюсть вокруг черепа. Однако в случае с этой мумией открытый рот был результатом мучительной смерти. В ходе исследования было предположено, что кричащее выражение лица мумии может быть объяснено трупным спазмом. Вероятно, женщина умерла, крича от невыносимой боли. Трупный спазм — это состояние, при котором мышцы человека сокращаются в последние мгновения жизни. Это происходит, когда человек умирает в результате нападения, самоубийства или утопления.

Кричащая мумия из Древнего Египта Научпоп, Археология, История (наука), Мифология, Древний Египет, Мумия, Фараон, Погребение, Длиннопост

Изображения, полученные при компьютерной томографии в двухмерном и трёхмерном форматах, позволили узнать больше о росте, возрасте и состоянии здоровья женщины. Они показали, что её рост составлял примерно полтора метра. На момент смерти ей было около 48 лет. Кости на позвоночнике мумии показывают, что у неё был легкий артрит. У женщины отсутствовали несколько зубов, которые она потеряла непосредственно перед смертью. На это указывают незажившие зубные впадины.

Процесс мумификации в Древнем Египте был не просто набором технических операций, а настоящим искусством, переплетённым с религиозными ритуалами. Египтяне верили в загробную жизнь, и чтобы душа могла вечно существовать, тело должно было быть идеально сохранено. Обычно этот процесс включал удаление внутренних органов, высушивание тела и обёртывание его в многочисленные слои льняных бинтов.

Дейр-эль-Бахри, где была найдена «Кричащая женщина», — это место, наполненное историей и величием. Здесь находятся знаменитые храмы, включая храм Хатшепсут, одного из наиболее значительных правителей Древнего Египта. Одна из самых известных находок в Дейр-эль-Бахри — это «Клад Фиванских гробниц», включающий в себя мумии и находки, связанные с царской семьёй и знатью 21-й династии.

Показать полностью 2
39

Как майя играли в мяч

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

Площадка майя для игры в мяч в Копане, Гондурас.

1. Археологические свидетельства

В мексиканском городе Кампече археологи обнаружили загадочное подземное сооружение с расписными стенами, которое находилось под площадкой для игры в мяч, используемой майя. Также они нашли подношения на вершине пирамиды, что стало ещё одним интересным открытием.

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост
Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

Археологи наткнулась на части более раннего здания с расписными стенами во время раскопок площадки для игры в мяч. Эта находка имеет большое значение, поскольку площадки для игры в мяч были обнаружены только в крупных городах майя, которые являлись центрами региональной политической организации. Сооружение, вероятно, относится к раннеклассическому периоду (200–600 гг. н. э.) и покрыто слоем расписной штукатурки, как сообщает Мексиканский национальный институт антропологии и истории.

Археологи использовали лидар для исследования низменности мексиканском штате Кампече. Лидар — это лазерный локатор, который составляет точную карту рельефа местности. В результате были обнаружены несколько древних поселений майя с остатками жилых зданий и пирамид-храмов.

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

Черно-белая лидарная визуализация подземных сооружений. То, что в красном квадрате - место для игры в мяч.

Также археологи обнаружили ещё одну площадку, на которой находились пирамида высотой 16 метров и прямоугольный резервуар для воды. На вершине пирамиды были найдены ритуальные подношения: керамические сосуды, нога броненосца и кремневый нож (или наконечник копья). Эти подношения датируются постклассическим периодом (1250-1524 гг. н.э.), когда в центральных низменностях майя царил политический хаос. В этот период низменности майя столкнулись с серьёзным сокращением численности населения, вызванным такими факторами, как перенаселение, истощение почвы, изменение климата и разрушительные войны.

Несмотря на кризис, в этом районе продолжали жить небольшие группы людей. Они оставляли подношения на вершине пирамиды, показывая, что даже после заката цивилизации майя люди продолжали блюсти заветы предков и делали подношения богам.

В 2023 году с помощью лидара был найден затерянный город, содержащий несколько больших пирамид классического периода майя (около 200-900 гг. н.э.).

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

Археологи назвали этот город Окомтун, что на языке майя означает "каменная колонна". Окомтун занимает около 50 гектаров и служил важным региональным центром во времена расцвета цивилизации майя, между 250 и 1000 годами нашей эры. Этот город включал в себя несколько больших пирамид, множество колонн, три площади, площадку для игры в мяч и комплекс зданий, расположенных почти концентрическими кругами.

2. Как играли в мяч древние майя?

Диего Дуран (1537-1588) был монахом доминиканцем, который известен авторством книги по истории и культуре ацтеков "Истории Индии Новой Испании". Также он написал "Книгу богов и обрядов" и "Древний календарь". Диего Дуран описывал игру майя как соревнование, где команды пытались поддерживать мяч в движении, отбивая его своим телом, но не руками или ногами. В некоторых регионах игроки использовали деревянные лопатки. Эти игры собирали большое количество зрителей, а участники делали на них крупные ставки, порой рискуя своей одеждой и имуществом.

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

На этом известняковом рельефе, который датируется 700–800 годами нашей эры, изображены двое мужчин майя в изысканных костюмах. Они играют в ритуальную игру с мячом.

Игра была важна и популярна в доколумбовой Америке. В неё играли на территории от юго-запада Северной Америки до северных территорий Южной Америки. Поля для игры были в форме буквы «I», с наклонными террасами по бокам. Эти террасы помогали удерживать мяч в игре, не давая ему скатываться вниз. Размеры полей варьировались, но обычно они были около 20 метров в длину. Это гораздо меньше, чем современные футбольные поля.

Каков же смысл этой игры? Она служила различным целям: от развития молодёжного спорта и проведения публичных соревнований до использования в ритуалах и реконструкциях космических конфликтов. Иногда мячу удавалось попасть в кольцо, что считалось особенным достижением и признавало игрока победителем, но это было не главной целью игры.

Как майя играли в мяч Мифология, Древние артефакты, Археология, История (наука), Научпоп, Майя, Длиннопост

Сцены игры в мяч

Когда испанцы прибыли в Мезоамерику, они были настолько впечатлены этой игрой, что отправили команду местных игроков в Испанию, чтобы Карл V мог посмотреть на неё. Но когда испанцы начали завоевание, они запретили эту игру из-за того, что она была связана с человеческими жертвоприношениями и религиозными обрядами.

Порой во время игры действительно казнили пленников, однако это не было обязательным элементом игры. Скорее исключение из правил. В известном эпосе «Пополь Вух» рассказывается о том, как божества подземного мира обманом побеждают людей в игре в мяч, а затем обезглавливают их. Однако современные исследования показывают, что эти истории, скорее всего, являются мифом, а не реальностью.

Источники:

https://www.livescience.com/65611-how-to-play-maya-ballgame.html

https://www.livescience.com/60557-photos-maya-ballplayers-tipan.html

https://www.academia.edu/15777799/The_Classic_Maya_Ballgame_and_its_Architectural_Setting

https://www.livescience.com/archaeology/mysterious-maya-underground-structure-unearthed-in-mexico

Показать полностью 6
40
Лига историков
Серия Удивительные археологические находки

Череп Манот 1. Прямой предок населения Европы и Леванта

Череп Манот 1. Прямой предок населения Европы и Леванта Археология, История (наука), Древние артефакты, Научпоп, Длиннопост

Этот череп служит доказательством того, что Левант 55 тысяч лет назад населяли не только неандертальцы.

Манот — это карстовая пещера на севере Израиля, которая располагается очень близко к ливанской границе. Пещера была заселена еще 100 000 лет назад, а около 30 000 лет назад крыша пещеры обрушилась, таким образом запечатав археологические слои вплоть до 2010 года. Тогда израильские археологи и начали раскопки.

Череп Манот 1. Прямой предок населения Европы и Леванта Археология, История (наука), Древние артефакты, Научпоп, Длиннопост

Пешера Манот во время раскопок 2011 года.

Были найдены такие каменные орудия, как:

- Остроконечник леваллуа. (Археологическая каменная индустрия, получившая распространение у неандертальцев среднего палеолита.)

- Резцы (кремневые орудия, которые применялись для резания, скобления и обработки костей и рогов).

- Инструменты ориньякской археологической культуры (верхний палеолит, была распространена около 30 000 лет назад).

Животные:

- Благородный олень

- Лань

- Газель

- Медведь

- Гиена

Самой удивительной находкой являлась верхняя часть черепной коробки человека, который был очень похож на современного. Впоследствии благодаря компьютерно-томографическим исследованиям черепной коробки были выявлены различия и сходства между найденным образцом и современным человеком.

Анализ формы очень ясно показывает, что Манот был современным человеком. Интересно, что наиболее похожие черепа в нашей выборке принадлежат, с одной стороны, недавним африканцам, а с другой - тем современным людям, которые жили в Европе 20-30 000 лет назад.

Герхард Вебер, антрополог Венского университета.

Таким образом, человек из пещеры Манот 1 старше как минимум на 10 000 лет любого найденного современного человека в Европе. Эта находка позволила подтвердить гипотезу о том, что Левант являлся перевалочным пунктом на пути миграции человека из Африки в Европу и Азию. До того момента считалось, что homo sapiens и неандерталец начали скрещиваться только в Европе (у современного человека в геноме около 1–4 % генов неандертальцев). Однако вполне вероятно, что скрещивание произошло еще раньше на территории Леванта.

Показать полностью 2
316
Лига историков
Серия Удивительные археологические находки

Богохульное граффити

Или граффити Алексамена.

Богохульное граффити Археология, История (наука), Древние артефакты, Мифология, Рим, Длиннопост

Оно было обнаружено в ходе раскопок в 1857 году на Палатинском холме в здании, которое учёные назвали Педагогиумом. Римский император Калигула приобрел дом для императорского дворца, а после его смерти оно использовалось как школа для императорских пажей. Здание сохранилось благодаря тому, что оно было поглощено последующими постройками, таким образом превратившись для них в фундамент.

Богохульное граффити Археология, История (наука), Древние артефакты, Мифология, Рим, Длиннопост

Слева педагогиум собственной персоной.

На граффити изображена человеческая фигура, распятая на кресте с головой осла. В то время было принято считать, что евреи и ранние христиане практиковали онологию — поклонение ослу. Вероятно, это обвинение против евреев возникло в Египте, где ослы в какие-то моменты ассоциировались с богом Сетом, убийцей Осириса. Подтверждением этому могут служить труды Апиона, который жил как раз в египетской Александрии. Тертуллиан (ок. 160 — ок. 240 гг. нашей эры) пишет, что некий еврей носил по Карфагену карикатуру на христианина с ослиными ушами и копытами, с надписью «Бог христиан, зачатый от осла». Вероятно, распятая фигура — это Иисус Христос.

Богохульное граффити Археология, История (наука), Древние артефакты, Мифология, Рим, Длиннопост

Рядом с распятым стоит молодой человек, поднимающий правую руку в жесте. Вероятно, жест означал поклонение распятому. Под крестом располагается надпись, сделанная на ломаном греческом языке: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον», что переводится как «Алексамен поклоняется богу». Наиболее вероятным временем появления граффити является III век нашей эры.

Это граффити считается карикатурой на христианина во время богослужения. Вероятно, оно высмеивало христианина по имени Алексамен, который, судя по имени, был греком или имел греческие корни. Вполне возможно, что он был одним из императорских пажей.

Показать полностью 3
80

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 1.

Ритон — это сосуд для питья с расширенным воронкообразным горлом, оформленный в виде головы животного (собаки, барана, козла, лошади, лани) или человека, обращённой вниз. Как по мне, ритоны — это эстетическое чудо древности, чье присутствие вызывает восхищение своей изысканной красотой и искусным мастерством.

Чаще всего ритон использовался в обрядах жертвоприношения или ритуале либации и, конечно же, кичились таким ярким и броским предметом за пиршественным или обеденным столом. Рог для питья был распространен по всей Евразии, и, по всей видимости, именно от такого рога и произошёл ритон. Стандартная коническая форма появляется в бронзовом веке в Эгейском регионе и быстро распространяется по территории от Балкан вплоть до Персии. Изготавливались из золота, бронзы, серебра, кости, рога или глины.

Термин:
Либация – это возлияние, часть религиозного культа, является бескровным жертвоприношением. Вместо крови жертвуются вино, масло, мёд, вода, зерно и другие продукты.

Сам термин «ритон» возникает в Древней Греции и, вероятно, происходит от греческого слова rhein («течь») или от индоевропейского слова *sreu (поток). Многие ритоны имели широкое горло сверху и отверстие в узком конусе снизу, через которое вытекала жидкость. Их использовали, чтобы зачерпнуть вино или воду из источника, а затем поднимали ритон, открывали отверстие пальцем и позволяли жидкости стекать в рот или на землю для жертвоприношения, так же, как сегодня пьют вино из бурдюка.

Ну и теперь красивая подборка ритонов.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 2.

Прекрасный золотой ритон из персидского города Экбатаны — жемчужины Ахменидского царства Дария I. Чаша украшена горизонтальными рифлеными линиями на корпусе, а вокруг верхнего края можно увидеть узоры из цветов лотоса, типичные для искусства Персеполиса в эпоху Ахеменидов. Высота ритона — 23 сантиметра, длина составляет 21 сантиметр, а весит изделие 1875 грамм.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 3. Ритон с протомой льва, Иран, Парфянский период, I век до н.э. — I век н.э., серебро и позолота

Термин:

Протома — это скульптурное изображение головы, шеи и часто части передней части тела животного или человека, используемое в архитектуре и декоративных искусствах.

Фото 4. Ритон с протомой оленя. Изготовлен на территории Парфянского царства в I веке до нашей эры. Материалы: позолоченное серебро, гранаты и стекло.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 5. Ритон с головой оленя датируется 400 годом до нашей эры и был похищен в Миласе, Турция.

Фото 6. Этот ритон с головой лошади был создан в V веке до нашей эры из серебра. Его обнаружили в крепости Эребуни в Ереване, когда Армения находилась под персидским контролем.

Фото 7. Древнегреческий ритон в форме головы собаки, приписываемый живописцу Бригосу, 500-470 гг. до н.э. Музей Жерома Каркопино, Корсика.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 8. Серебряный ритон времен Ахеменидов из крепости Эребуни.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 9. Греческий ритон из золота и бронзы с головой Диониса, датируемый IV веком до нашей эры.

Фото 10.

Считается, что ритон был изготовлен около 500 года до нашей эры. Его высота составляет примерно 17 см, и он полностью состоит из золота. Различные части артефакта соединены с помощью пайки настолько мастерски, что видимых швов практически не остается. Ритон в форме львиной головы был найден в 1954 году на юго-западе Персии.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 11. Греческий ритон для фракийского рынка, IV век до нашей эры.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 12.

Глиняный ритон в форме грозди винограда с боковым трубчатым носиком. Был раскопан в 1931 году в Алишар-Хююк, Турция, вместе с еще одним ритоном. Этот ритон выполнен вручную, в отличие от других литых сосудов, найденных в этом месте. Датируется средним бронзовым веком (1750–1650 гг. до н. э.). Размеры: высота 21,6 см, ширина 10,8 см.

Ритоны. Подборка гламурных кубков для напитков Опрос, Археология, Мифология, Древние артефакты, Научпоп, История (наука), Античность, Чаша, Алкоголь, Персия, Ахемениды, Парфия, Длиннопост

Фото 13. Керамический ритон с головой осла. С росписью, где изображены танцующие или резвящиеся сатиры.

Делитесь в комментариях фотографиями ритонов, которые вы когда-либо видели и они на вас произвели впечатление.

Давайте выберем самый элегантный, эстетичный и может быть необычный ритон.
Всего голосов:

Хочу поблагодарить за донаты дорогих товарищей:
@PChaser
@RamzesXXXL

Показать полностью 19 1
Отличная работа, все прочитано!