Уважаемые рестораторы, пожалуйста, платите сами своим официантам!
Абстрактно говоря, чаевые это вполне себе адекватное явление, которое преследует достойную и понятную цель — выразить свою благодарность и похвалу, когда работа была выполнена качественно или безупречно идеально. Хотя само название звучит немного провокационно по историческим причинам, я бы перефразировал в поощрение, тем более "монетками" как в былые времена тут и не пахнет, размах другой.
Лично мое мнение, что работа официантов не должна ни под каким предлогом подразумевать чаевых, только если человек сам прям очень хочет. И трудно эту профессию отнести в категорию обслуживающего персонала. Да, по факту это так, но по сути большинство официантов работают в очень хороших условиях и почти не чувствуют какого-то давления, со стороны заказчиков, то есть ручки свои они не марают и особой сложности или в специфики в профессии нет и не может быть, цель поистине проста и не замысловата — быть вежливым, "услышать" человека, менеджмент заказов. Не надо, пожалуйста, выставлять их какими-то прислугами и раздувать истории плохого или надменного отношения посетителей, это бывает всегда и везде.
Есть большое количество профессий, которые намного больше заслуживают внимания и рассмотрения в качестве поощрения чаевыми. Например, таксисты, которые имеют намного большее влияние на ваше дальнейшее существование и несут высокую ответственность за проделанную работу. Во время движения с плохим водителем просто десятки факторов, что может пойти не так. Курение, несоблюдение пдд, разговор по телефону, агрессивная езда, слишком медленная езда или даже авария, которая может стоит жизни. Или взять врачей, по мне это самые несчастливые и нервозные люди в России. Из-за высочайшей ответственности, низкой зарплаты и большого потока людей - большинство врачей быстро выгорают и безразличны к людям по-большому счету, для них это как конвейер из игрушек. Вот чтобы как-то помогать медицине, можно и нужно хвалить врачей даже по мелочам и показывать насколько вы сильно видите и понимаете их вклад и пользу. Или взять тех же учителей, их вообще никто и никогда никак не поощряет за проделанную работу (воспитание и образование ваших детей). Потому что их вклад трудно измерим. Например, того же врача, могут поощрить за успешное лечение, таксиста за комфортную поездку, а вклад учителя проявляется годами.
Собственно говоря, чем тяжелее груз ответственности на плечах человека и чем больше влияния на вас, тем больше этот человек заслуживает вашей похвалы и одобрения, например, в виде чаевых, если вы считаете, что базовая цена не соотносится с результатом работы или по другим причинам.
Какую конкретно ответственность несет официант во время своей работы, что может в корни пойти не так? Какова сложность работы официанта? Просто по мне слишком мало оценочных факторов, как-будто почти нечего оценивать. Человеческий фактор есть почти во всех профессиях, знание своей области и условно прейскурант тоже есть везде. Выглядеть прилично — то же самое. Это не попытка оскорбить или как-то задеть людей этой профессии. Просто факты, не более того. Мне смешно наблюдать разные обсуждения о неимоверной сложности этой профессии, как они мучаются бедненькие. А получают в среднем как в IT.
Поэтому уже бы пора выйти из средневековья и платить официантам нормальную ставку. Оценивать людей в лицо это низко и как раз делает из них обслуживающий персонал. По сути когда люди дают чаевые, они это и делают, дают оценку их работы здесь и сейчас, прямо в лицо. Из-за этого официанты могут быть слишком "сладкими" и работать на эти чаевые. Ресторан перекладывает ответственность на посетителя. Я пришел спокойно покушать и не хочу, чтобы меня "облизывали" или наблюдать скрытое недовольство недостаточностью чаевых в глазах официанта. Разбирайтесь с этим сами, есть миллиард способов оценки качества работы, просто платить максимальную ставку и вычитайте если есть претензии. Хватит устраивать цирк, когда вы также можете забирать себе чаевые у официантов, если они превышают лимиты. Мне некомфортно осознавать, что я ответственный за чей-то оклад. Особенно смешно, когда такие грязные практики применяют премиум рестораны.