92

Трах-тибидох советского кинематографа

115 лет назад родился режиссер Геннадий Казанский, подаривший нам "Старика Хоттабыча" и "Человека-амфибию". Вспоминаем великие фильмы советского режиссера.

Родился Геннадий Казанский в Воронеже, детство прошло в Казани, но вся творческая судьба будущего режиссера была связана с Ленинградом. Уже в выпускных классах юноша твёрдо решил связать жизнь с кинематографом – видом искусства, который в то время только зарождался.

В 1930 году он заканчивает кинематографическое отделение Ленинградских Высших курсов искусствоведения, после чего начинает работу ассистентом режиссера, постепенно двигаясь вверх по карьерной лестнице мира кино.

Великую Отечественную войну режиссер провёл в эвакуации в Алма-Ате, работая на Центральной объединённой киностудии вместе с сотрудниками «Ленфильма» и «Мосфильма». В 1944 году он возвращается в освобожденный Ленинград и продолжает работу на любимой киностудии, которой он отдал почти всю жизнь.

Ниже – самые культовые фильмы Геннадия Казанского:

Тайга Золотая (1937)

Дебютный художественный фильм молодого режиссера, снятый в соавторстве с опытным Максимом Руфом. Комедия о золотоискателе Саше Мраморове, мечтавшем найти в Сибири богатый прииск, стала первым шагом Казанского в большое кино и позволила ему заявить о себе как о перспективном и талантливом мастере.

Старик Хоттабыч (1956)

Детский фильм-сказка по произведению Лазаря Лагина о приключениях пионера Вольки Костылькова и древнего волшебного джинна завоевал множество призов на международных фестивалях и стал настоящим прорывом в плане спецэффектов. Сцена с полётом на ковре-самолете, снятая с помощью инновационных для того времени приёмов, надолго осталась в памяти поколений советских зрителей.

Не имей 100 рублей (1959)

Изначально эту добрую музыкальную комедию о поиске сокровищ должен был снимать Эльдар Рязанов, но тот отказался, чем навлек на себя гнев высокого руководства. «Заменять» пришлось Казанскому – несмотря на непростые обстоятельства создания, фильм получился лёгким и жизнеутверждающим.

Человек-амфибия (1961)

Научно-фантастический фильм по роману Александра Беляева, снятый совместно с Владимиром Чеботаревым, стал одной из самых кассовых картин в истории советского кинематографа. За год проката его посмотрели более 65 миллионов зрителей: для советского кино это был беспрецедентный успех.

Снежная Королева (1966)

Киносказка на основе пьесы Евгения Шварца по мотивам произведений Андерсена покорила своей непередаваемой атмосферой как взрослых, так и детей. Вслед за Сказочником волшебные слова «Снип-снап-снуре-пуре-базелюре» повторяли по всему Союзу.

Новогодние приключения Маши и Вити  (1975)

Телефильм, снятый совместно с Игорем Усовым, создавался в декорациях советско-американского проекта «Синяя птица» с участием голливудских звёзд. В отличие от провалившегося американского фильма, новогодняя сказка Казанского про борьбу с «Дикими Гитарами» полюбилась зрителям и стала частью советской новогодней традиции.

Источник данных для материала:

https://rodina-history.ru/2025/12/01/115-let-nazad-rodilsia-...