Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1)

Для ленивых есть видео, остальным же предлагаю текстовую версию ниже.

Шахед 131 и Шахед 136 это барражирующие боеприпасы, производимые Иранской компанией HESA. Впервые их боевое применение было замечено в 2020 году в Йемене, но пик своей известности эти дроны получили во время полномасштабного вторжения России в Украину.
В этой статье я расскажу о всех известных особенностях этих дронов, о их начинке, типе навигации, материалах планера, системе наведения и о том, как они обнаруживаются и чем сбиваются.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

131 Шахед является более старой моделью. Он меньше своего более известного собрата, имеет всего 15-киллограмовую боевую часть, оснащён менее развитыми законцовками на крыльях. 136 больше, тяжелее, несет более мощную 50-киллограмовую боеголовку, имеет двойные законцовки на крыльях и оборудован другим двигателем.

Оба аппарата построены по форме треугольного крыла, а планер создан на основе коммерческих композитных материалов.
Судя по докладу, созданном на основе анализа обломков, аппараты имеют основу из углеродного корпуса и металлических планок, что был усилен в ответственных местах сотовым полимером. Подобная конструкция является более дорогой, чем стеклопластиковые планеры, но в тот же момент она позволяет добиться меньшего веса при большей прочности.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Оба аппарата имеют разные двигатели иранского производства, что являются копиями двигателей китайской компании Beijing MicroPilot UAV Flight Control Systems. (Те в свою очередь являются копиями немецких двигателей компании Limbach)
О 136-том известно, что в нем используется иранская копия двухтактного поршневого двигателя MD-550, работающий на авиабензине марки 100LL. За характерный и громкий шум его успели наградить прозвищем мопед. Официальные ТТХ говорят о дальности работы этой модели в районе 2.000 километров, что многими ставится под большое сомнение.
131-вая модель использует двигатель Ванкеля MDR208, который обладает не только меньшими размерами и тепловой заметностью, но также менее выраженным шумом, что делает его подлет к цели более скрытным. Он вдвое легче своего гудящего собрата, и имеет на треть меньшую мощность.
Скорее всего 136-шой Шахед был оснащен менее технологичным двигателем ввиду своей большей массы. В тот же момент использование MD550 увеличило экономичность потяжелевшей модели, позволив запускать ее на большие расстояния.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Боевая часть 131-го Шахеда представляет из себя углеродный цилиндр c залитой пластичной взрывчаткой. В нее также встроена заранее сформированная осколочная гильза из набора готовых квадратных 7-мм стальных элементов. В конце боевой части находится небольшая медная воронка, созданная для формирования кумулятивного заряда.
На самом деле боевая часть старой модели вызывает большие вопросы. Ввиду того, что в носу БПЛА находятся аккумуляторы и свинцовые противовесы, эффективность кумулятивной струи будет довольно низкой ввиду того, что на начальном этапе фокусировки перед ней будут плотные преграды. К тому же наведение дрона, о котором мы поговорим позже, делает его малопригодным для прицельных и точечных ударах по военной технике.
Не удивительно, что 136-тая модель имеет другую боеголовку. Она увеличена по весу до 50 килограмм, и судя по имеющимся фотографиям не имеет кумулятивной воронки. Это делает БЧ более эффективной во всех отношениях.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Система наведения практически полностью одинакова в обеих моделях, что можно понять по идентичному набору основной электроники.
Оба аппарата используют комбинированную систему наведения, что состоит из простого блока инерциального автопилота и модифицированной гражданской системы GPS. В Шахедах используются одинаковые платы контроля GNSS-трансиверов. Благодаря 4 основным антеннам на крыле, БПЛА использует GPS для навигации и наведения, и судя по докладу о 131-вой модели, благодаря черной модернизации данные дроны могут применяться на запретных территориях - таких как, например, аэропорты и аэродромы.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

В Шахедах также используется дополнение в виде DGNSS, что позволяет им использовать наземные станции навигации для коррекции пути, если БПЛА пролетает в районе с запретом на использование GPS.
Дополнение в виде SGNSS позволяет использовать расширенный список частот для обнаружения и отсекания источника спуфинга GPS. Это означает, что данные дроны могут быть защищены от подмены координат систем навигации.
Под конец мы имеем блок измерения инерции (IMU), что используется простым автопилотом для измерения скорости аппарата, его направления, высоту и т.п., чтобы иметь возможность продолжать полет даже под действием мощного подавления системами РЭБ. Впрочем, использование такого простого автопилота означает, что под действием помех дрон будет терять большую часть своей точности.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Судя по набору одинаковых плат-контроллеров, к которым можно подключать передатчики и даже ГСН, а также по непроверенной информации от одних иранских людей, обе модели можно оснащать как системами для коррекции по воздуху через другие беспилотники, так и ИК ГСН. Более того, найденный в Ираке Shahed 131 имел вместо БЧ камеру и парашют, что сделало из него управляемую разведывательную модель.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Малозаметность дронов спорная. В отличии от крылатых или баллистических ракет, запуски которых легко засекаются как системами ДРЛО, так и спутниками, данные дроны могут быть использованы с гражданского транспорта благодаря катапульте или легкому пороховому ускорителю. Это делает их запуск максимально незаметным, что может послужить причиной отсутствия заранее объявленной тревоги.
С другой стороны высокая шумность, особенно в 136-той модели, делает их уязвимыми при ударах по глубине фронта, позволяя передовым отрядам или гражданским по звуку определить появление в небе этих БПЛА, и предупредить тылы об атаке.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Композитный корпус, что используется в Шахедах, является малозаметным в первую очередь благодаря форме планера. В нем используются гражданские углеродные композиты, которые хорошо отражают сигнал РЛС даже на фоне металлических планеров. Никаких систем стелс, в виде RAM-наполнителей, безэховых сотовых камер, волокнистых покрытий или ферритовых красок замечено не было. С другой стороны, планер типа треугольное крыло и малая скорость позволяют снизить их заметность до той степени, что теоретическая дальность обнаружения их комплексом С-300ПС равняется примерно 60 километрам.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

Опасностью может также стать тот факт, что настроенные на низкую скорость, эти дроны могут мимикрировать под птиц благодаря слабому эффекту Доплера. Это может вызвать игнорирование их сигнала автоматикой некоторых систем ПВО. При попытке же дрона прижаться к земле, он становится очень уязвим к стрелковому оружию и всякого рода зенитным автоматам.

Также проблемой является относительно низкая ИК-заметность Шахедов. Поршневые двигатели, особенно при полете на большой высоте, оказываются довольно холодными для переносных зенитных систем, что скорее всего создаст проблему для таких ПЗРК как Стингер или Игла. С другой стороны, это не относится к систем с лазерным наведением, таким как Старстрик.

Итоги таковы: Шахед 131 и 136 это простые и дешевые средства, эффективные в первую очередь против стационарных целей. Они практически не имеют ГСН, а поэтому способы атаковать своих жертв лишь по GPS координатам. Их легко услышать и можно сбить из стрелкового оружия при полете у земли, в то время как отсутствие стелс-технологий делает их уязвимыми для современных ПВО при попытке подняться на большую высоту.
С другой стороны они очень просты и дешевы, а поэтому борьба с ними от обороны приведет с большой трате средств, которые могли бы пойти на сбитие намного более опасные целей - например крылатых ракет.

Технический анализ SHAHED 136 и 131 (Герань 2 и 1) Армия, Военные, Военная техника, Дрон, Беспилотник, Иран, Стелс, Видео, YouTube, Длиннопост

А на этом все. Можете писать свои замечания, указывать на ошибки и кидать помидоры.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу