Таласская битва 751 год. Арабский Халифат против Империи Тан.
В истории было много войн и битв, но лишь некоторые поражают воображение различием культур, сошедшихся в схватке. Сейчас я расскажу о таласской битве, в которой столкнулись Арабский Халифат и Империя Тан.
Не стоит путать с таласской битвой, произошедшей в 36 году до н.э. между империей Хань и хунну, в которой по одной из гипотез против китайцев участвовали римляне, пережившие бойню при Каррах. Да, река Талас видела многое.
Не удивлюсь, если через сто тысяч лет возле этой реки в смертельной схватке сойдутся Империя альфы Центавра и Конфедерация Альдебарана... Кхэм, кажется, я увлёкся.
А в 751 году там столкнулись интересы двух самых могущественных государств своего времени. Арабский Халифат, который достиг пика своей экспансии, растянувшись от Аравии до Кавказа и от Испании до Индии стремился всё дальше.
В 749 году великий китайский полководец Гао Сяньчжи взял Ташкент (обещая перемирие) и казнил его тюркского правителя Мохэду, попутно разграбив город, убив кучу народа, а остальных поработив. Этот поступок спровоцировал сына казнённого Мохэду обратиться к арабскому наместнику Абу Муслиму для защиты осаждённого Тараза. Наместник послал Зияда ибн Салиха с йеменской конницей (отличными бойцами, ветеранами десятков битв).
Полководец попутно присоединил к себе немало ополченцев из тюркских племён, которые ранее воевали против арабов, но недавние враги показались им наименьшим злом, чем китайские "палачи". Дело в том, что сын Мохэду всем рассказал о злодеяниях китайцев, что, как бы сейчас сказали, вызвало широкий общественный резонанс. Все местные царьки в гневе решили, что лучше уж присягнуть арабам.
Воины Зияда ибн Салиха, участвовавшие в битве мало чем от них отличались.
Гао Сяньчжи был столь уверен в победе над "западными варварами", что даже и не стремился помешать их объединению! И спокойно готовил своих воинов и союзников к битве.
Так что к моменту битвы с каждой стороны набралось примерно по 20-30 тысяч человек, причём с арабской стороны собственно арабов было маловато.
Скорее всего арабы использовали свою излюбленную и проверенную тактику трёх линий, как в римских легионах Республики, только в отличии от пехотных линий, тут были конные.
Характерным для Востока является широкое развитие метательного боя, преимущественно конными лучниками. Управление стремилось использовать тот авторитет, который ислам давал ему в руки, чтобы, с одной стороны, ограничить индивидуальный бой и пресечь стремление к выходу из рядов, а с другой стороны, упорядочить ведение боя помощью расчленения на части армии; восточные народы, как впрочем и другие при недостатке организации, имели стремление покончить с противником одним массовым нахрапом; если общий наскок не удавался сразу же, то наступал опаснейший кризис. Поэтому-то управление и обращало особенное внимание на расчленение армии — по десятичной системе, на эшелонирование ее в глубину, на воспитание тактики постепенно нарастающего натиска.
"Пророк любит побеждать к вечеру" — основная мысль сарацинских тактиков. Эта идея расчленения силы натиска в пространстве и времени, предоставления достаточного промежутка времени для развития метательного боя рельефно отмечена в красочных, по восточному, названиях частей боевого порядка в одном из первых же сражений, данных арабами (к примеру, при Кадиссии, 636 г.): первая линия называлась "утро псового лая", вторая — "день помощи", третья — "вечер потрясения". Значение, которое придавалось метательному бою, вело к стремлению развертываться на широком фронте для окрыления неприятеля и сосредоточенного, концентрического его обстрела.
Вообще то сценариев битвы есть несколько, но наиболее распространённая гласит, что битва продолжалась аж пять дней и была крайне упорной. Когда же китайцы дали слабину, их союзники карлуки (тюркское племя), видя что те могут проиграть решили что победителей не судят и решили ударить в спину своим же, то бишь китайцам (особенно если учесть, что китайцы были древними врагами степняков). Оказавшись между молотом и наковальней, измочаленные практически недельной битвой, китайцы дрогнули и дали дёру. Танские воины запаниковали. Полководец Гао Сяньчжи с трудом, во главе своей гвардии, пробился сквозь ряды своей армии и сбежал. После битвы его не особо то и наказали. Он был чрезвычайно влиятельным человеком и даже был назначен генералом императорской гвардии.
Непосредственным результатом битвы стало то, что и китайцы и арабы понесли тяжёлые потери и экспансия застопорилась. А потом было уже не до того, так как восстание Ань Лушая, в ходе которого погиб Гао Сяньчжи, на долгое время ввергло Китай в пучину хаоса и остановило аж на 1.000 лет, а Арабский Халифат тоже испытывал свои трудности и уже не смог вернуть себе занимаемые позиции.
Так же можно отметить более дальние последствия:
• Ислам начал распространяться среди тюркских народов.• Карлуки создали независимое государство.• Технология производства бумаги через китайских военнопленных проникла на Запад.• Уйгуры восстановили своё государство в Восточном Туркестане.
Так же выражаю огромную благодарность @KillerHamsters, за замечательные и информативные иллюстрации о арабских и китайских воинах!=)
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Лига историков
16.4K постов52.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения