-1

Социометрия выборов и отвержений

Цитируем по книге:

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М: Прогресс-Универс, 1994. – 352 с.


Социометрический тест Морено был получен благодаря переводу отношений притяжения и отталкивания в понятия выбора и отвержения. Цель социометрического эксперимента не в исследовании и измерении жёстких поверхностных структур социальной структуры, например, семьи, а в экспериментальном изучении глубинных социоэмоциональных структур.


Социограммы, где записаны выборы и отвержения участников группы по тому или иному критерию, показывают, что человеческое общение имеет свою собственную структуру, которая не всегда идентична господствующему общественному порядку.


Любой социометрический тест оценивается по определённому критерию, который можно вывести из актуальной ситуации участника тестирования и самой потребности. Эмоциональные внутренние или глубинные структуры любой группы нужно исследовать подобно тому, как врач по рентгеновским снимкам изучает внутренние органы человеческого тела.


Социометрический перцептивный тест Морено является модификацией описанного выше социометрического теста. От испытуемого требуется отметить на листке бумаги лиц из своего «социального атома», то есть всех людей, имеющих к нему какое-либо отношение (на практике имеются в виду работа, любовь, досуг и т.д.). После того, как эти люди указаны в социограмме, испытуемый выполняет то, что, собственно, и составляет суть теста: он отмечает выборы и отвержения от членов его «социального атома», то есть чувства, которые, как ему кажется, они к нему испытывают.


Перцептивная социограмма имеет смысл только при сравнении её с реальной социограммой. Это значит, что выбранные лица должны выразить своё отношение к испытуемому (тоже пройти такое тестирование).


Сопоставление перцептивных социограмм с реальными показало, что у психически здоровых людей с адекватным пониманием реальности результаты обоих тестов (перцептивного и реального) в значительной степени совпадают.


У лиц с психическими нарушениями расхождение между двумя социограммами нередко бывает весьма значительным.


Социальный атом состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны. Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку, что обособленный индивид это социальная фикция. Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие с ним социальное единство (отец, мать, бабушка и др.) В его социальном атоме развёртывается конкретная жизнь. В последующей жизни всё меньше партнёров из социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве, и всё больше партнёров являются родственными по духу.


Все знакомые конкретного человека составляют в сумме, по выражению Морено, объём знакомств. Каждый может вспомнить имена своих знакомых, равно как и случайные или единичные с ними беседы. Однако большинство из них, по крайней мере в данный момент, значения не имеют.


От них отличается та небольшая группа людей внутри круга знакомых, с которыми индивид находится в личных отношениях или которые со своей стороны чувствуют себя связанными с данным индивидом. Разница между этими двумя категориями очевидна. Морено называет её социальным порогом. Он пишет: «Как только я испытываю желание вступить в деловые, любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек переступает порог моего социального атома, в мой социальный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной. Эти желаемые отношения образуют внешнее ядро вокруг внутреннего ядра отношений».


Эмоциональные потоки в социальном атоме имеют разную силу.


Способность социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается. В молодые годы потеря партнёра или друга сравнительно легко возмещается новыми друзьями ли партнёрами, причём почти всегда место утраченного человека занимает только один человек, реже – несколько. С возрастом всё труднее становится компенсировать потери в социальном атоме.


Морено называет этот феномен «социальной смертью». Смерть это также и социальная реальность. Смерть человека, относящегося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом. Речь здесь идёт не о том, что мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне.


Далее цитата из блога Марины Бураковой-Лорнье в ЖЖ

http://marinaburakova.livejournal.com/2028.html


Читая русскоязычные блоги о социальных сетях, давно задумалась о необходимости высказаться по теме.


Первый "культурный" шок. Оказалось, что в России и других русскоязычных сообществах под социальной сетью понимают просто различные интернет ресурсы, такие как Google, Facebook, LinkedIn (на русском звучит как "Мой круг") и так далее. И это несмотря на мощнейшие традиции по изучению социальных сетей в англоязычной науке.


Профессиональное сообщество "сетевиков" с богатейшими ресурсами представлено на портале International Network of Social Network Analysis


Генеалогическое древо направления под названием "анализ социальной сети" ветвистое. Однако, следует выделить двух особенно значимых прародителей:


- математическую теорию графов


- социометрию


При сборе информации о социальной сети до сих пор используют проективную социометрию (знаменитые кружочки Морено) или матрицу выборов с заданными вариантами. Обработав и проинтерпретировав данные, получают удивительные результаты от визуализации сети с ее внутренними кланами, социальными брокерами и замыкателями до анализа всевозможных организационных рисков, как то "стоимость" каждого члена сети, коммуникативная власть и т.п.


Так что же такое социальная сеть? Это всего лишь социальные отношения (их модальность, направленность, сила, степень доверия, регламентированность), вписанные в определенную структуру (embedded по Грановеттeру).


Для иллюстрации ниже приведена анонимизированная сеть одной крупной французской ритейлинговой компании, для которой я делала проект по обмену знаниями (трансфер профессионально специфического знания, прозрачность информации, информационные потоки, прогноз конфликтов и идентификация продвижений по службе). Цвет обозначает принадлежность к подразделению в компании. Красным цветом обозначен директор компании. При поддержке программы Ucinet.

Социометрия выборов и отвержений Психология, Группа, Социальная психология, Социальные сети, Длиннопост

Что можно увидеть с первого взгляда в такой социальной сети?


Очень многое. Во-первых, наличие изолированных связанных с директором через одного-единственного агента (термин анализа социальных сетей) подсетей. Ярким представителем данной категории является подсеть серого цвета. Тревожный признак. Надо выяснять, почему.


Во-вторых, наличие нескольких информационных узлов в подсети желтого цвета. Это может нам пригодится в управлении потоками знания и быстрой дистрибуции новой информации. Таких людей нужно ставить в средний менеджмент.


В-третьих, разрозненность сети коричневого цвета. Причиной тому может быть либо повышенный уровень конфликтов, либо географическая удаленность членов данного отдела.


В-четвертых, приближенность к директору сетей светло-розового и фиолетового цветов. Скорее всего, речь идет об административном корпусе компании. Проверить, не замыкают ли они директора на себе? Вот такая краткая зарисовка к анализу социальной сети отдельно взятой организации.


Текст полностью в статье Марины

Burakova-Lorgnier, M. (2008). Trust, Reciprocity, and Other Relational Network Characteristics as Factors of Knowledge Sharing. Dans M. Lecoutre, & P. Lièvre (eds.) Management et réseaux sociaux : ressource pour l'action ou outil de gestion ? (Collection finance, gestion, management). Hermes-Lavoisier.

Найдены возможные дубликаты

+1

http://pikabu.ru/story/pomogite_prodvinut_rossiyskuyu_nauku_...


@Ophelia, Я пишу диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, исследую социальные сети. Я создала небольшой опросный лист - и теперь мне нужны респонденты. Опросник небольшой, минут на 5-7.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо!
0

Сравнение с атомами поражает .

0

Познавательно, спасибо.

0

Интересно было бы в таком поучаствовать.

раскрыть ветку 9
0

Очень много от критерия зависит.


Обычно в группе есть деловой лидер (тогда вопрос социометрического теста может быть "С кем вместе ты стал бы писать проектную работу к экзамену?") и есть эмоциональный лидер (тогда вопрос социометрического теста может быть "С кем вместе ты бы поехал в одной компании к морю на отдых?")


И потом просто в таблице сводят, кто кого выбрал.


Аналогично для отвержений, с кем ни за что бы не (и подставляется критерий). И отвержения тоже в одну матрицу сводят.


Смысл этого в том, что в ЛЮБОЙ группе будут лидеры притяжения, лидеры отталкивания, подгруппы и изолированные участники. То есть формальная структура группы (отделы-подотделы) и неформальная никогда не совпадают. Морено первым об этом написал.

раскрыть ветку 8
0
Я похожее проводил на одном из оживленных политических форумов. Дотошно довел дело до конца :)
раскрыть ветку 7
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: