11

Смерть, которая потрясла мир. Почему погиб Юрий Гагарин?

Последние дни марта 1968 года в Советском Союзе были окрашены в траурные тона. Горе десятков миллионов человек было искренним и глубоким.

«Он любил небо. И не мог без него»

Во время траурной церемонии на Красной площади стоявший в толпе мужчина, прорвав кордоны оцепления, бросился к одному из руководителей высокого ранга. «Да как вы такое допустили, почему не уберегли?» — кричал он в лицо чиновнику.

Тот жестом остановил бросившихся к нарушителю сотрудников безопасности и обратился к кричавшему: «Вы кто по профессии?»

«Пекарь», — ответил мужчина.

«Работу свою любите?» — продолжал чиновник.

«Конечно», — сказал нежданный собеседник.

«Ну вот — сказал ответственный товарищ. — А он любил небо. И не мог без него».

На этом происшествие закончилось. Успокоившегося нарушителя просто вывели за линию оцепления. Все всё понимали — беда была одна на всех.

Не рвался в «свадебные генералы»

Юрий Гагарин не просто стал первым человеком в космосе. Его улыбка превратила смоленского парня в любимца всей планеты.

В течение нескольких лет продолжались его мировые гастроли — каждый хотел увидеть покорителя орбиты воочию.

Шеф отряда советских космонавтов Николай Каманин смотрел на происходящее критически — Гагарин превращался в «свадебного генерала», потерял физическую форму, набрал лишние килограммы.

Но и сам первый космонавт Земли не был в восторге от происходящего. Количество покорителей космоса росло, и Гагарин смог переложить часть общественной нагрузки на товарищей, сосредоточился на учебе в академии и тренировках. Благодаря этому он полностью восстановился, и в 1967 году стал дублером Владимира Комарова во время полета «Союза-1».

Но «Союз-1» разбился при приземлении, космонавт погиб, и это взволновало высшее руководство СССР. Пошли разговоры о том, что Гагарина нужно поберечь.

«Гагарин восстановится как летчик первого класса»

Сам Юрий Алексеевич был резко против этого. Он считал себя действующим летчиком и хотел полностью восстановить навыки пилотирования.

Для поддержания летной формы членов отряда космонавтов еще в 1962 году была создана смешанная авиационная эскадрилья, командиром которой стал летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Серегин.

В 1967 году на базе эскадрильи Серегина был создан отдельный испытательный тренировочный полк.

В феврале 1968 года генерал Каманин записал в своем дневнике: «В этом году Гагарин и Титов будут много летать: Гагарин восстановится как летчик первого класса и займется руководством летно-космической подготовки в ЦПК, а Титов будет заканчивать свое оформление в качестве летчика-испытателя и кандидата на облет орбитального самолета Микояна».

Летную практику первый космонавт проходил на самолете МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»).

Программу полетов с инструктором к концу марта 1968 года Гагарин практически завершил.

На 27 марта был назначен последний проверочный полет на спарке, а дальше Гагарину предстоял первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17.

Юрий Гагарин в кабине УТИ МиГ-15. 1964 год. Фото: <a href="https://pikabu.ru/story/smert_kotoraya_potryasla_mir_pochemu_pogib_yuriy_gagarin_13410741?u=https%3A%2F%2Frgantd.ru%2F&t=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&h=2d4224a5c85c18fdd63733da8a779e3f20e98a81" title="https://rgantd.ru/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Российский государственный архив научно-технической документации</a>

Юрий Гагарин в кабине УТИ МиГ-15. 1964 год. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации

«С самолетом оборвалась связь»

Генерал Каманин собирался лично приехать на аэродром Чкаловский, чтобы поздравить первого космонавта с окончанием программы восстановления летных навыков. Однако он не смог этого сделать из-за занятости в Москве.

В 10:18 Гагарин и Серегин взлетели на учебном самолете МиГ-15УТИ.

На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут, но уже в 10:32 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу.

В 10:50 Каманин получил доклад: «С самолетом Гагарина оборвалась связь, через 10 минут в самолете кончится горючее».

Николай Петрович Каманин был самым выдающимся летчиком, участником спасения челюскинцев, командиром штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Понимая, что ситуация чрезвычайная, он тем не менее полагался на мастерство пилотов, особенно Серегина, первоклассного летчика-испытателя.

Но в 14:50 командир поискового вертолета Ми-4, майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово».

Фрагмент фюзеляжа УТИ Миг-15 на месте авиакатастрофы. Фото: <a href="https://pikabu.ru/story/smert_kotoraya_potryasla_mir_pochemu_pogib_yuriy_gagarin_13410741?u=https%3A%2F%2Frgantd.ru%2F&t=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&h=2d4224a5c85c18fdd63733da8a779e3f20e98a81" title="https://rgantd.ru/" target="_blank" rel="nofollow noopener">Российский государственный архив научно-технической документации</a>

Фрагмент фюзеляжа УТИ Миг-15 на месте авиакатастрофы. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации

Талон в нагрудном кармане

Вот что увидел Каманин, когда удалось добраться до места падения: «Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700–800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6–7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Признаков гибели Гагарина не было, но и надежды на его спасение катастрофически падали».

Все понимали: при этой картине происшествия никаких шансов на то, что космонавт-1 уцелел, не было. Однако точное подтверждение нашли 28 марта — на дереве на высоте свыше 10 метров висел кусок материи, оказавшийся частью летной куртки с нагрудным карманом. В нем нашли талон на питание на имя Юрия Гагарина.

Поисковым группам было приказано собирать все биоматериалы на месте катастрофы. Космонавт Алексей Леонов рассказывал, что среди них видел кусок кожи с родинкой, которую раньше разглядел у Гагарина во время совместного похода в парикмахерскую.

Траурная церемония прощания с Героями Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным и летчиком, инженер-полковником Владимиром Сергеевичем Серегиным Фото: <a href="https://pikabu.ru/story/smert_kotoraya_potryasla_mir_pochemu_pogib_yuriy_gagarin_13410741?u=http%3A%2F%2Fria.ru%2F&t=%D0%A0%D0%98%D0%90%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&h=95cfc105819a6bbe784e4ead6d4e493da37403f0" title="http://ria.ru/" target="_blank" rel="nofollow noopener">РИА Новости</a>/ Лев Поликашин

Траурная церемония прощания с Героями Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным и летчиком, инженер-полковником Владимиром Сергеевичем Серегиным Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин

Итоги расследования

Собранные останки кремировали, а урны с прахом 29 марта были установлены в Краснознаменном зале Центрального Дома Советской Армии для церемонии прощания.

30 марта 1968 года Юрия Гагарина и Владимира Серегина похоронили в некрополе Кремлевской стены. Трехдневный траур, объявленный в стране, впервые в истории СССР не был связан с кончиной представителя высшего руководства.

Вопрос о том, почему погиб Гагарин, не дает покоя исследователям многие десятилетия.

Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла примерно через 50-70 секунд после последнего сеанса связи. Судмедэксперты, изучавшие ткани погибших, пришли к выводу, что в их крови не было посторонних веществ. Также в результате изучения кабины был сделан вывод, что экипаж до последних мгновений находился в рабочем состоянии, пытаясь спасти самолет. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.

Наиболее вероятной причиной катастрофы комиссией по расследованию был назван резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета Гагарина и Серегина.

Резкий маневр привел в последующем к попаданию самолета в закритический режим полета и падение. Самолет вошел в штопор и сделал 3–5 витков. Экипаж при этом испытывал 10-11-кратные перегрузки, но не переставал бороться. Пилотам просто не хватило времени и высоты, чтобы спастись.

Похороны Героев Советского Союза летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина на Красной площади. Фото: <a href="https://pikabu.ru/story/smert_kotoraya_potryasla_mir_pochemu_pogib_yuriy_gagarin_13410741?u=http%3A%2F%2Fria.ru%2F&t=%D0%A0%D0%98%D0%90%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&h=95cfc105819a6bbe784e4ead6d4e493da37403f0" title="http://ria.ru/" target="_blank" rel="nofollow noopener">РИА Новости</a>/ М. Ганкин

Похороны Героев Советского Союза летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина на Красной площади. Фото: РИА Новости/ М. Ганкин

Нельзя спасти, запретив жить

В ходе расследования всплыла масса нарушений, напрямую не повлиявших на катастрофу, но тем не менее осложнявших обстановку. Интервалы между машинами в воздухе были ниже разрешенных, метеообстановку контролировали ограниченно и т. д. Обычная история после того, как грянул гром, — то, на что долго закрывали глаза, вылезло наружу.

Конспирологии за прошедшие десятилетия была масса, причем руку к ней приложил и упоминавшийся Алексей Леонов, утверждавший, что Гагарин стал жертвой лихачества другого авиатора, свалившего самолет космонавта в «штопор». Вот только аргументы Алексея Архиповича опровергали другие исследователи с фактами на руках.

Но давайте представим, что Политбюро, вопреки протестам самого Гагарина, перевело бы его в разряд чиновников и он был прожил долгую жизнь в этом качестве. Пример некоторых его коллег, которые в глазах народа со временем растеряли ту огромную любовь из 1960-х, говорит о том, что и с Гагариным, как говорится, все могло быть не так однозначно.

И главное — Юрий Алексеевич никогда не был бы счастлив, если бы его лишили неба, которому он посвятил жизнь.

Горе марта 1968-го осталось навсегда. Как и светлая память о Гагарине.

Оригинал статьи

https://aif.ru/society/history/smert-kotoraya-potryasla-mir-...

Союз Спасения

74 поста12 подписчиков

Правила сообщества


В сообществе категорически запрещено:

1. Оскорбление других пользователей (в любой форме).
2. Проявление нетерпимости к людям другой национальности, расы и вероисповедания.
3. Размещение постов и комментариев о   жести и клубнички.
4. Некорректные комментарии, флуд, провокации, истерические высказывания и негатив в пустоту.
5. Нарушение правил "Пикабу".
6. Пропаганда национализма, расизма, ЛГБТ, педофилии, жестокого обращения с животными, пропаганда наркотиков. Участники заносятся в черный список без дополнительных пояснений и предупреждений.
7. В сообществе не размещаются баяны/повторы намеренно (значит БМ "молчал").

8.За мат в комментариях бан и скрытие комментариев.. Уважайте себя и других людей.

Пожалуйста, избегайте флуда и оскорблений, а также соблюдайте остальные правила сообщества. Помните, что нарушения могут привести к блокировке аккаунта. Благодарим за понимание и соблюдение правил!