247

Рога для вертолёта

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Идея сделать такой обзор возникла достаточно давно,  когда выкладывал видеоролик про вертолёт натягивающий электрические провода. Вспомнилось мне тогда об одном, достаточно интересном и необычном для вертолётов марки "Ми" устройстве, которое может даже придает вертолётам некоторую схожесть с носорогом что ли.

Речь идёт о системе защиты от столкновения с проводами, англ. Wire Strike Protection System (WSPS),  рассмотреть которую и захотелось детальнее.
За рубежом данное устройство широко применяется с начала 80-х, в основном на военных, но зачастую и на гражданских вертолётах.
Еще в мае 1979 года, канадская компания Bristol Aerospace Limited  заключила контракт с МО Канады на поставку WSPS для вертолетов OH-58A Kiowa.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Компания провела достаточно широкую серию тестов этой системы. Для этого они смонтировали на автомобиль планер Кайовы с установленным верхним резаком (в рунете тросорез, тросоруб, англ wire cutter или cable cutter),  и таранили таким образом тросы различных типов, натянутые между столбами. Были проведены испытания на скоростях 15...60 миль/ч (25...100 км/ч) и под углами от 10 до 45 градусов. Одновременно  Canadian Aerospace Engineering Test Establishment изучала влияние установленной системы на лётные характеристики и электромагнитное взаимодействие.

Испытания подтвердили эффективность верхнего резака, поставив ряд других вопросов, которые были исследованы в дальнейшем американцами.
Для этого уже использовали маятниковый испытательный стенд в Лэнгли и планер вертолета, укомплектованный верхним и нижним резаками.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Проведенные в 1980 испытания OH-58A Kiowa и в 1982 году UH-1 Iroquois, подтвердили высокую эффективность системы и выявили необходимость её усовершенствования, а также были разработаны рекомендации по модификации системы для дальнейшей установки на вертолёты. Позднее были проведены аналогичные испытания вертолётов OH-6A, AH-1S, UH-60 и AH-64.
В Европе аналогичными испытаниями занималась в 1986 году французская Aerospatiale с вертолетом Gazelle на автомобильном шасси.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Результаты всех этих испытаний и сформировали нынешний облик WSPS, которая только на первый взгляд проста и непримечательна. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается что это действительно целая система, состоящая из достаточно большого количества деталей и элементов.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Основной элемент системы - собственно сам резак, с интегрированным дефлектором (направляющей, которая "подаёт" провод на лезвия резака при столкновении). Лезвия резака, наподобие ножниц, изготовлены из закаленной стали.Устанавливают обычно несколько резаков, с дефлекторами различной формы и размеров. Количество резаков, размер и форма дефлекторов, варьируются в зависимости от геометрии конкретной модели вертолета

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

В дефлектор резака может встраиваться режущее полотно, которое предварительно надрезает провод до попадания в резак.
Если дефлектор нижнего резака имеет большие размеры, то его выполняют "складывающимся", для обеспечения безопасности на случай задевания за землю при взлете с большим отрицательным углом тангажа. В дополнении к РЛЭ вертолёта, оборудованного системой защиты от столкновения с проводами, вносят соответствующее предупреждение.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Большие дефлекторы резаков усилены опорными стойками, которые через усилительные накладки крепятся к обшивке.
Дефлекторы (термин взят из официальной документации, поэтому почему не "отражатели", "направляющие" или "уловители", ответить могут только авторы-переводчики).
Их назначение - предотвратить попадание и застревание проводов в деталях лобовой части вертолета и отбросить их вниз или направить провода на резаки.
Отбрасывают провода вниз дефлекторы на полозковом шасси (деталь удлиняющая носок лыжи).

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Наибольшее конструктивное разнообразие дефлекторов присутствует в защите лобовых стекол вертолетов. Здесь они зачастую выполняют сразу несколько функций, как например на вертолетах OH-58 Kiowa. Дефлектор посреди лобового остекления служит для отвода провода к верхнему  резаку и он усиливает рамку лобового стекла, защищая экипаж, также на нем есть абразивная насечка, которая предварительно ослабляет провод,

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Аналогичное усиление лобового остекления сконструировано для Robinson R66, кроме того имеется конструкция "заостряющая" нос вертолета и по резаку на левой и правой передних стойках шасси.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Штатные стеклоочистители на вертолётах также представляют определенную "зацепку" для проводов, поэтому для их "обхода" придумано несколько вариантов отражателей.
Конструкция на верхних наружных углах лобового остекления Bell 412.

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

При уcтановке на вертолеты семейства Ми-17 устанавливается также достаточно большое количество дополнительных деталей. Кроме резаков с опорными стойками и усилениями под них, также монтируют два дефлектора на рамку центрального лобового стекла и пара небольших дефлекторов чтобы обойти оси стеклоочистителей, как на этом Ми-8МТВ-5:

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

На UH-60/S-70 Black Hawk используются аналогичные дефлекторы:

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

На Ми-17 с классическим остеклением также можно заметить дефлекторы на вертикальных рамках остекления:

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Ну и на AH-64 Apache можно рассмотреть элементы WSPS (и даже на шасси, так же незаметно как на Блэк Хоке)

Рога для вертолёта Вертолет, Технологии, Авиационная безопасность, Длиннопост, YouTube, От винтов!

Системы защиты от столкновения с проводами разрабатывает и производит Bristol Aerospace, подразделение Magellan Aerospace. К разработкам и исследованиям подключилась также Aeronautical Accessories  - подразделение Bell Helicopter. Стоимость WSPS составляет от 6 тысяч до 50 тысяч долларов в зависимости от модели. На сегодня система разработана для 70 моделей вертолетов.
Лётных испытаний системы не проводилось.

От винтов!

846 постов919 подписчиков

Правила сообщества

1. Посты по теме в шутку и всерьёз.
2. Перед запуском осмотреть теги, убедиться что матчасть знакома, а чувство юмора включено и законтрено.

3. При возникновении подгораний, нервных вибраций - рекомендуется немедленно выйти и скрыть посты сообщества и/или автора.
4. Будьте вежливы, соблюдайте культуру и уважайте друг друга.
5. Оффтоп, ксенофобия, хамство, оскорбления и прочее токсично неадекватное поведение - повод к отстранению без предупреждения.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, у тебя очень любопытные посты. Продолжай в том же духе. Не зная этой инфы, случайно найти такие факты в сети маловероятно. Могу подкинуть тему о которой тоже мало кто в курсе: перехлест лопастей в соосниках. Только в сообществе почему-то отображается "нет постов".

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Даже еще одну тему для поста: отчего возникают характерные свистки при пролете над тобой, скажем, ми8.

Мне кажется это интересным. Но мои знания об этом наверное близки к нулю.

раскрыть ветку (9)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это свист от лопастей.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Логично. Но если засечь вращение винта (это вполне доступно для глаза), создается впечатление, что свисток идет только от одной лопасти. Ну или, скажем, от поводка автомата перекоса, он же один на эту пятерню.

раскрыть ветку (3)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот уж никогда не задумывался над этим.
Поводок врядли свист создаст, окружная скорость у него невысокая - его на правой коррекции хорошо видно.
То скорее свистят лопасти в районе азимута 0 градусов - там возмущенный воздух от РВ и балка рядом.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Один товарищ работавший в этой сфере рассказывал (вот уж не знаю правда нет). Для регулировки лопастей на них закрепляли разноцветные карандаши (или мазали чем-то). После "самый смелый") подносил к винту доску. По чиркашам производили регулировку.

Если история правдива, на любом вертолете есть самая "ненастроенная" что ли лопасть. Или самая "высокая" или "самая низкая".

Я себе объясняю это так.

А звук уж очень узнаваемый.

раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Отбивка конуса" так и делается, дедовским способом до сих пор. Цветными мелками делают метки на законцовках. И подносят не доску, а рулон ватмана
Только там разброс между крайними отпечатками лопастей (между "самой низкой" и "самой высокой") в ТУ не более 20мм.
Так что уверен что не в них дело.
Да и из опыта могу сказать что даже если лопасть выпадает из конуса очень сильно, из кабины хорошо заметно - то звука это не добавляет.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, вот еще интересная тема: я могу ошибаться, но 24 очень несимметричен. Даже двери отсека разной высоты.

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да, он кривой, есть такое.
Не зря же его прозвали - "горбатый" )

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Информации маловато. Кроме как про угол винта в 2 градуса нагуглить непросто.

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да ладно - думаю что на околоавиационных форумах уже давно всё расписали на эту тему.
Одновинтовые вертолеты балансируются в полете креном и скольжением. И то и другое уменьшает точность прицеливания и стрельбы. Наклоном редуктора (ну и двигателей соответственно) свели балансировочные крены и скольжения к минимальным значениям (ЕМНИП, меньше 1 градуса), увеличив точность стрельбы. Как-то так.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.
Почему мало кто - все вертолетчики в курсе.
Только с камами я знаком чисто теоретически.
Это потому что просмотренные посты скрыты.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку