Развод как инструмент налогового планирования
Полная ерунда. Но… Приближается 2026 год, приближаются новые налоговые правила и граждане в формате «на коленке» начинают заниматься налоговым планированием, подстраиваясь под окружающую действительность.
И в этом планировании, судя по вопросам, на которые приходиться отвечать, на формальный развод предпринимательствующие граждане возлагают большие планы. А зря. Уже ни раз и не два был проведен ликбез на предмет того, что развод в вопросах денег сам по себе значит очень мало, а значение имеет совместное ведение хозяйства как таковое, совместное пользование имуществом, кто на самом деле является хозяйствующим субъектом и т.п.
Но… Не прилипает и по-прежнему «…20 млн.усн, но если мы разведемся, то будет же суммарно 40, да?...». Нет, не будет. Но давайте сделаем еще одну попытку.
Помните, как мы самостоятельно, не прибегая к административным и информационным мощностям государственной машины, превратили конкретный формальный развод одного жулика в тыкву? Вот тут, если что та история:
Так вот, возможностей и ресурсов у ФНС миллионократно больше, чем у любых инициативных чуваков вместе взятых. И возможностей для толкования того, что они нароют – тоже.
Вот, например, в деле № А27-11136/2023 (постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.07.2025) разбирая схему кривого дробления мытари к чисто разводной истории вскрыли еще и одногруппников предпринимателя, которые занимали свое место в схеме «сушки» налогов. Как вам подача, а? Одногруппники! А они даже и не родственники.
Но это – ладно. Допустим, что дело показательное и на нем демонстрируются возможности ФНС. Ок. Предположим, что так. Поэтому давайте возьмем что попроще - дело № А05-14805/2017 (постановление АС Северо-Западного округа № Ф07-11078/2018 с последующим засилием ВС РФ).
В этом деле предприниматель (ИП-1) полностью контролировал деятельность бывшей жены, которая формально была тоже предпринимателем (ИП-2). Вот что могло пойти не так? А нам на это ответят практически цитаты из материалов налоговиков и суда:
«...предприниматель ИП-1 самостоятельно принимал на работу продавцов формально работавших у ИП-2….»
«...указания по приемке, доставке и разгрузке товара **** получал от ИП-1., выгружал весь привезенный им товар независимо от того, кому из ИП он принадлежал...»
«...ИП-1 осуществлял вход в систему интернет-банк от своего имени и от имени ИП-2 с одного и того же устройства…»
«… ИП-1 самостоятельно осуществлял все финансовые операции по счету ИП-2…»
«...торговый зал – единый, без перегородок и перекрытий, обособленных отделов ИП-1 и ИП-2 нет...».
«…Арендная плата по договору аренды ИП-2 не вносилась до момента, как ИП-1 стало известно о проведении выездной налоговой проверки…».
«…товары располагались на всей торговой площади магазина без разделения на товары ИП-1 и ИП-2...».
Там еще много чего было, но суду хватило для вывода:
«…разделение торговых площадей ИП-1 и ИП-2 носило формальный характер, магазин функционировал как отдельный единый торговый объект…»
Со всеми, как говориться, вытекающими последствиями. Ну и где здесь про развод? Правильно – всем на него до лампочки и предметом изучения является бизнес как таковой, его организация, связи, управление, а не то, кто там кому бывший муж или жена.
Более того, чудовищных проблем можно выхватить даже в случаях, когда развод не формальный, а самый что ни на есть настоящий, но бывшие супруги – предприниматели и собрали фулл-хаус из квалифицирующих признаков, как то:
- общее имущество в бизнесе,
- единое управление,
- совпадающие iP-адреса,
- сходные ОКВЭДы,
- единое ведение бухгалтерии и представительства,
- единые поставщики,
- совпадающая локация….
Ага – есть у нас такой пример. Уже год длится и наличие у бывшего мужа новой жены, а у бывшей жены – нового мужа, вАААще никого не интересует – квалифицирующие признаки же есть! А значит – дробление! Сам же факт того, что имущество наживалось 20 лет, 20 лет встраивалось в бизнес, 20 лет создавалась единая бизнес-инфраструктура, которую невозможно попилить в одночасье, тоже никого не интересует по той же причине - квалифицирующие дробление признаки же есть! Может упрошу участников поделиться деталями процесса, но не факт…
Так вот, формальный развод, как инструмент налогового планирования – полная дрянь, чтобы там вам ни казалось. Потому как... Налоговикам на ваш развод пофиг, это не предмет доказывания, развелись вы там на самом деле или только формально: они будут доказывать иные материи, при которых брак – есть только один из признаков. Далеко не основной.
На этом раскланяюсь, оригинал положил СЮДА, если вдруг кому надо - корпоративный ТГ, а будете звать - про @ не забывайте, иначе призыв просто не вижу.
Спасибо за внимание.
