Путеводитель по фантастике. Часть 2.
ТАЙМПАНК
Хоть киберпанк по всем признакам является научной фантастикой, он вместе со стимпанком, дизельпанком и другими входит в группу стилей под общим названием таймпанк. Смысл в том, что эти направления предполагают, будто мир «застрял» в одной конкретной эпохе или технологии.
Стимпанк, или как его иногда называют в России — паропанк, основывается на XIX веке, Викторианской эпохе. А значит, читателей ждут дворцовые интриги, колониальная экспансия, индустриальная революция. И абсолютно все работает на паровых двигателях: машины, летательные аппараты, хитроумные механизмы. Иногда авторы усиливают фантастический элемент, добавляя туда некоторое подобие роботов и магию, что сразу роднит этот стиль с фэнтези.
Голос жанра: «Йенс Торн пулял заржавленными шурупами в сигнальный механизм неподалеку. Сесили Клайми, Каменноликие знают зачем, проводила замеры координат сложным секстантом» — «Рельсы», Чайна Мьевиль
Что читать: «Рельсы»,Чайна Мьевиль; цикл «Молли Блэкуотер», Ник Перумов
Что смотреть: «Звездная пыль», «Золотой Компас», «Шерлок Холмс»
Что играть: Dishonored, Arcanum: of steamworks and magick obscura, Rise of Nations
Дизельпанк идет дальше по хронологии, его период — первая половина XX века. Время массового распространения дизельных двигателей, две мировых войны, которые заставили ученых создавать невероятные машины, противоречивый дух столкновения идеологий и постоянного прогресса. Все это вдохновляло авторов дизельпанка. Кроме технологий в начале века, между войнами в мире царила особенная атмосфера: декадентство, Великая депрессия в США и вместе с тем надежда на лучший мир.
Голос жанра: «Сражение разворачивалось успешно: боевые машины расстреляли укрепления, и оловянные всадники отправились добивать катастрофически поредевшую французскую пехоту» — «Левиафан», Скотт Вестерфельд
Что читать: «Левиафан», Скотт Вестерфельд; «Атлант расправил плечи», Айн Рэнд
Что смотреть: «Атлантида», «Запрещенный прием», «Темный город»
Что играть: Red Alert, Wolfenstein: New Order
Биопанк. Этот стиль не имеет конкретной привязки ко времени — его действие может развиваться что в альтернативной истории, что в фэнтезийном мире, что в постапокалипсисе. Мир биопанка смотрит на генную инженерию и биологическое оружие, а также последствия их применения. Его населяют мутанты, невероятные химеры или, наоборот, прекрасные существа, порожденные генетикой.
Голос жанра: «Двое восьмифутовых стражей, чей геном едва ли не полностью заимствовали у Ursus arctos, русского бурого медведя, возвышались по обе стороны от входа. Лезвия их алебард украшали золоченые и, несомненно, смертоносные завитушки. Стражи обнажили острые зубы в безмолвном рыке» — «Танцы с медведями», Майкл Суэнвик
Что читать: «Полет феникса», Майкл Суэнвик; «Танцы с медведями», Майкл Суэнвик
Что смотреть: «Бессмертные: война миров», «Гаттака»
Что играть: Bioshock, Prototype
Естественно, существуют не только эти «панки» (просто они самые распространенные). За многие годы авторы обращались к самым разным эпохам: каменный век — стоунпанк, Средневековье — миддлпанк, вторая половина ХХ века — атомпанк (черты которого явно прослеживаются в игровой серии Fallout) и так далее. Но эти стили являются сугубо нишевыми и выдающихся произведений в них практически нет. Более того, иногда их очень легко отнести к фэнтези или альтернативной истории.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ
Альтернативная история обращается к реальной мировой истории и выбирает конкретный момент — точку бифуркации. Именно после нее события развиваются совсем по-другому сценарию. Например, фантасты любят рассуждать, как был бы устроен мир, победи Германия во Второй мировой войне. Что произошло, если бы Римская империя не развалилась? Каким был бы мир без религии?
Хорошим тоном в жанре считается не забывать реальную историю даже после точки бифуркации: в сюжете будут фигурировать известные личности, а события происходят не по прихоти автора, а имея под собой реальные предпосылки.
Голос жанра: «В 1947 году в День Капитуляции он почти что обезумел. Страстно возненавидя японцев, он поклялся отомстить, закопал в подвале свое оружие на трехметровую глубину, предварительно любовно обернув и обильно смазав, чтобы в целости и сохранности откопать его в день, когда начнется восстание.« — «Человек в высоком замке», Филип К. Дик;
Что читать: «Человек в высоком замке», Филип К. Дик; «Трансатлантический туннель! Ура!», Гарри Гаррисон; «Союз еврейских полисменов», Майкл Чабон
Что смотреть: «Хранители», «2009: стертая память», «КША: Конфедеративные штаты америки»
Что играть: Wolfenstein: New Order, World in Conflict
В отдельную категорию альтернативной истории можно выделить истории про попаданцев. В этих сюжетах герой с помощью, допустим, машины времени или аномалий в пространстве-времени оказывается в совершенно чуждой ему эпохе или среде. Кто-то из персонажей перемещается целенаправленно, желая изменить ход истории. Кто-то оказывается случайно и пытается оставаться незамеченным — получается, само собой, не всегда.
Несмотря на то что в последнее время жанр начал ассоциироваться сугубо с литературным фастфудом, в нем есть очень достойные произведения.
Голос жанра: «Видите ли, наша компания, занимаясь вполне законной деятельностью, является лишь прикрытием и источником доходов. Основная же работа заключается в том, что мы патрулируем время» — «Патруль времени», Пол Андерсон
Что читать: «Обитаемый остров», Аркадий и Борис Стругацкие; «Патруль времени», Пол Андерсон
Что смотреть: «11/22/63», «Назад в будущее», «Иван Васильевич меняет профессию»
Что играть: Darkest of days, Chrono Trigger, Lost Vikings
В отличие от альтернативной истории криптоистория не переиначивает реальные события, а только показывает их с другой стороны. Делается допущение, что в реальной истории принимали участие внешние или даже сверхъестественные силы: тайные общества, инопланетяне, путешественники во времени и так далее. С их помощью фантасты по-своему отвечают на загадки истории.
Голос жанра: «Власть над Римской империей, пусть даже на протяжении каких-то шестидесяти шести дней, — это звучит чудо как романтично; настоящий коммерческий переворот. На самом же деле мы считаем эту акцию самым серьезным и заметным просчетом, который послужил нам уроком на будущее» — «Бизнес» Иэн Бэнкс
Что читать: «Террор», Дэн Симмонс; «Чапаев и Пустота», Виктор Пелевин; «Бизнес», Иэн Бэнкс
Что смотреть: «Код да Винчи», «Первые на Луне», «Люди-Икс: дни минувшего будущего»
Что играть: Assassin`s Creed
ФЭНТЕЗИ
По многообразию поджанров и стилей фэнтези можно поставить на один уровень с научной фантастикой. Фантастический элемент здесь основывается на магии, а сюжеты и образы корнями уходят в сказки и мифы.
Фэнтези в таком виде, в каком мы знаем ее сейчас, начала формироваться в начале ХХ века, а максимальное развитие получила в пятидесятых годах. Все книги той эпохи, а также произведения, сделанные по тем же канонам, принято называть классической фэнтези. Мир классической фэнтези похож на Средневековье, помимо людей его населяют множество других рас и существ, а главный сюжет — борьба добра со злом.
Голос жанра: «Войны не миновать: на карту поставлены наши жизни, ибо Враг стремится поглотить всех и вся. Но я не могу сказать, что люблю остроту сверкающего меча, стремительный полет стрелы ради них самих, не могу сказать, что в воине ценю прежде всего воина, а потом уже человека. Я люблю только то, что защищают эти мечи, стрелы и воины». — «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин
Что читать: цикл «Хроники Нарнии», Клайв Льюис; цикл «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин
Что смотреть: «Десятое королевство»; «Властелин колец»
Что играть: Baldur`s Gate
Героическая фэнтези или же приключенческая фэнтези — это своего рода переосмысление рыцарских романов. Главные герои героической фэнтези — как правило группа искателей приключений, которые берутся за новое задание и отправляются в свой путь. Естественно, коллектив состоит из самых разных и харизматичных героев, на взаимодействии которых строится сюжет и диалоги. При этом их миссия не обязательно глобальная или благородная, вроде спасения мира — в этом ключевое отличие от классической фэнтези.
Голос жанра: «В каждом его движении чувствовалась огромная физическая сила. Если он сидел <неподвижно, то это была неподвижность бронзовой статуи, если начинал двигаться, то с грацией дикой кошки» — «Феникс на мече», Роберт Говард
Что читать: цикл «Конан», Роберт Говард; цикл «Темный Эльф», Роберт Сальваторе
Что смотреть: «Хоббит», «Конан-Варвар»
Что играть: Pillars of Eternity, Dragon Age
Эпическая фэнтези, в свою очередь, берет размахом. Войны, боги, хронология, расстилающаяся на десятилетия или даже века, старое поколение героев сменяется новым, люди взаимодействуют с божественными сущностями… А на кону, конечно, судьба всего мира.
Голос жанра: «Конечно, ты можешь отказаться от своей судьбы, и Лучиэнь уйдет с тобой в изгнание. Но мира на этом пути вам не сыскать до конца дней своих. Если же ты примешь назначенное один, твоя возлюбленная умрет от горя. Только вместе способны вы бросить вызов Судьбе — и пусть этот путь не кажется тебе таким уж безнадежным» — «Сильмариллион», Джон Р. Р. Толкин
Что читать: «Сильмариллион», Джон >Р. Р. Толкин; цикл «Хроники Амбера», Роджер Желязны; цикл «Малазанская книга павших», Стивен Эриксон
Что смотреть: «Игра престолов», «Варкрафт»
Что играть: Tyranny, Warcraft
Темная фэнтези — полная противоположность фэнтези классической. Если в классическом сюжете добро борется со злом и в конечном итоге берет верх, то в мире темной фэнтези зло уже победило. Вместо сказочного мира — жестокое, пропитанное кровью захолустье, вместо бравых героев — беспринципные головорезы, которые не кажутся такими отвратительными, на фоне настоящих злодеев.
Голос жанра: «Мучение было невыразимым — раздирающая тело судорога вдоль всего левого бока, от ступни до челюсти. Он плотно зажмурил наполнившиеся слезами глаза, прижал правую руку ко рту с такой силой, что хрустнули костяшки, сомкнул челюсти так, что оставшиеся зубы заскрежетали друг о друга, однако все равно не смог удержать рвущийся изнутри тонкий, пронзительный вой» — «Кровь и железо», Джо Аберкромби
Что читать: цикл «Первый закон», Джо Аберкромби; «Второй апокалипсис», Скотт Бэккер; «Черный отряд», Глен Кук
Что смотреть: «Ван Хелсинг», «Хеллбой»
Что играть: Darkest Dungeon, Dark Souls
Мифологическая фэнтези берет за основу мифы и сказания различных народов. В зависимости от выбранной культуры выделяют уже конкретные стили: славянская фэнтези, скандинавская, кельтская. Есть и более экзотичные варианты, например африканская и восточная фэнтези. Авторы берут традиционные для каждой культуры сюжеты и героев и рассказывают эти истории на свой лад.
Голос жанра: «- Я лепрекон, — усмехнулся он. Тень не улыбнулся.
- Правда? — спросил он.
- Тогда, может, тебе следует пить „Гиннесс“?
- Стереотипы. Надо учиться думать самому, а не слушать, что говорят по ящику, — ответил рыжебородый. — Ирландия — это не только „Гиннесс“…» — «Американские Боги» Нил Гейман
Что читать: цикл «Ведьмак», Анджей Сапковский; «Американский Боги», Нил Гейман
Что смотреть: «Беовульф», «Геракл»
Что играть: Witcher, God of War
Историческая фэнтези в чем-то похожа на альтернативную историю. В качестве места и времени действия выбирается реальный исторический промежуток. Принципиальное отличие от альтернативной истории в том, что авторов не интересует геополитическая картина или социальное устройство выбранной эпохи, она лишь антураж, декорация для фэнтезийного приключения, в которое пускаются герои.
Голос жанра: «Церковь в опасности, мой господин. Конечно, она не может так пострадать, чтобы не оправиться. Но если язычники и христиане сумеют договориться, они поймут, что мы им не нужны. Мы не должны этого допустить» — «Молот и крест», Гарри Гаррисон
Что читать: «Сага о Рейневане», Анджей Сапковский; «Пришествие короля», Николай Толстой; «Молот и крест» Гарри Гаррисон
Что смотреть: «Великий Мэрлин»
Что играть: Князь: Легенды Лесной страны, серия BloodRayne
Действие городской фэнтези обязательно происходит в городской среде или даже в целых мегаполисах. Авторы обращаются к городским легендам, наделяют силой места, здания и создают магический мир, который сосуществует с реальным. При этом в городской фэнтези может быть не просто магия, а потусторонние силы, что роднит этот стиль с мистикой.
Голос жанра: «Невидимые, как улькомане для бещельцев, и наоборот. Прохаживаются по улицам, никем не замечаемые, но сами видящие оба города. По ту сторону Бреши. И кто знает, чем они занимаются? Строят секретные планы. Не сомневаюсь, на сайтах о теории заговоров до сих пор об этом спорят. Дэвид сказал, что собирается войти в него и исчезнуть» — «Город и город», Чайна Мьевиль
Что читать: «Город и город», Чайна Мьевиль; «Никогде», Нил Гейман; «Петербургские повести», Николай Гоголь
Что смотреть: «Сверхъестественное», «Секретные материалы», «Ворон»
Что играть: Vampires Masquerade: Bloodlines, Secret World, Persona 3
МИСТИКА
Мистика имеет дело с невероятными явлениями и существами: духами, призраками, древними чудовищами, культами, магическими обрядами. В отличие от фэнтези, где все это может быть вполне естественной частью мира, мистика предполагает, что есть какой-то тайный, скрытый уровень реальности. Герои, сталкиваясь с ним, не могут понять или объяснить его, он выглядит сверхъестественным, а оттого пугающим и интригующим.
Голос жанра: «Если хаос заполняет мир — а он заполняет, — и если есть какая-то добрая сила, которая хочет, чтобы мир выжил, тогда стабильность будет поощряться и вознаграждаться. Может, не все время. Но большую его часть» — «Город», Дин Кунц
Что читать: «Рога», Джо Хилл; «Город», Дин Кунц; «Морок над Иннсмутом», Говард Филипс Лавкрафт
Что смотреть: «Шестое Чувство», «Багровый пик», «Донни Дарко»
Что играть: Fahrenheit, Alan Wake, Silent Hill
РЕЛИГИОЗНАЯ ФАНТАСТИКА
Как и мистика, религиозная фантастика обращается к сверхъестественным существам и силам. Только здесь они явно религиозного происхождения. Например, герои могут заключить сделку с дьяволом или, наоборот, получить божественный дар. Если смотреть в сторону восточных религий и учений, то некоторые сюжеты берут за основу концепцию колеса Сансары, цикл смертей и перерождений.
При этом не стоит путать с научной фантастикой или фэнтези на религиозную тематику, в которых есть религиозные мотивы и рассуждения, но нет указания на конкретную религию.
Голос жанра: «А высоко над нами, на ослепительно белом облаке, служившем ему престолом, восседал господь бог ивесь сонм его ангелов. Я сразу узнал Азраила по его темному одеянию, Михаила — по мечу, а величавый ангел, издававший трубный глас, все еще стоял с трубою в воздетой руке» — «Видение страшного суда», Герберт Уэллс
Что читать: «Видение страшного суда», Герберт Уэллс; «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков
Что смотреть: «Адвокат дьявола», «Догма»
Что играть: Grim Fandango, Black & White
НАУЧНАЯ ФЭНТЕЗИ
На стыке научной фантастики и фэнтези появился такой жанр, как научная фэнтези. От фэнтези авторы берут волшебство и магический мир и, прямо как в научной фантастике, дают ему научное или квазинаучное объяснение. То есть в мире научной фэнтези волшебники могут метать молнии из рук не потому что обладают тайными знаниями, а из-за того, что научились подчинять электромагнитные поля. Также у авторов популярен такой сюжетный ход: мир пережил катастрофу, человечество откинуто назад в развитии, а все предыдущие достижения науки воспринимаются не иначе как магия.
Голос жанра: «Разница между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией — это вопрос самой сути. Четыре полюса компаса — это логика, знание, мудрость и непознанное, оно же неведомое» — «Князь света», Роджер Желязны
Что читать: «Князь света», Роджер Желязны; «Человек, который мог творить чудеса», Герберт Уэллс
Что смотреть: «Звездные войны», «Ходячий замок»
Что играть: Torment tides of numenera
В мирах технофэнтези магия не объясняется научно, но существует вместе с развитыми технологиями. Они могут дополнять друг друга, например машины работают на магическом топливе, или же, наоборот, противопоставляться — техника убивает суть магии.
Получается, что стимпанк произведения, если в них присутствует волшебство, можно считать частным случаем технофэнтези.
Голос жанра: «Если вы желаете что-нибудь приобрести, — сказал я, — мы будем рады подробно рассказать вам, какое волшебство и где применяется, если применяется, при производстве тех или иных товаров, и кто из волшебников сделал их» — «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн
Что читать: «Магия инкорпорейтед», Роберт Хайнлайн; «Операция «Хаос», Пол Андерсон; «Франкенштейн или современный прометей», Мэри Шелли
Что играть: ShadowRun
«СТРАННАЯ» ФАНТАСТИКА
«Странную фантастику» начали называть самостоятельным жанром относительно недавно. В английской терминологии этот жанр называют weird fiction, и, строго говоря, weird здесь переводится не просто как «странный», а как что-то среднее между «причудливым» и «извращенным». Авторы создают совершенно сюрреалистичные образы, замешивая их в фэнтези, научную фантастику и любые другие жанры. Сдабривают отсылками и аллюзиями в духе постмодернистов — и полученная смесь, вроде бы базирующаяся на других жанрах, даёт нечто совершенно новое и поэтому выделяется как отдельный жанр.
Голос жанра: «Изгибы и завитки, полуабсурдные складки и пучки тонких жгутов, из которых состояло это хищное создание, имели какое-то таинственное предназначение, подчинялись законам неземной, непостижимой для человека симметрии» — «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль
Что читать: «Вокзал потерянных снов», Чайна Мьевиль; «Шрам», Чайна Мьевиль; «Посольский город», Чайна Мьевиль
Что играть: Planescape Torment
Взято с сайта fanzon-portal.ru
PS: В списки "что почитать/посмотреть/поиграть ?" невозможно внести все книги, фильмы и игры, так что предлагайте свои варианты в комментариях)
Книжная лига
24.5K постов79.4K подписчика
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.