Продаваны бесят, но мы им платим. Все
Так сложилось, что всю жизнь я была далека от продаж. Меня бесили консультанты в магазинах, которым надо обязательно что-то впарить, даже если я шла с четкой целью купить, например, чайник или джинсы, после назойливых вопросов продавцов, я уходила нафиг.
Точно также меня бесили эти продажи на всяких презентациях, форумах, куда по работе время от времени забрасывала судьба. Ну и, конечно, холодные звонки. Я беру незнакомые номера, и меня крайне выбешивает, когда мне начинают что-то навяливать.
Так вот, к чему я все это. Недавно у меня возникла халтурка, связанная с CRM и всякими маркетинговыми стратегиями. Я, конечно, про это все когда-то слышала, но здесь пришлось погрузиться. И я поймала себя на мысли, что все вот это зло с навязчивыми продажниками идет именно оттуда.
Поясню для тех, кто далек от всего этого. CRM – это ПО, позволяющее продавать и контролировать отделы продаж. Оно фиксирует все звонки, которые сделал менеджер, каждого потенциального клиента оно помечает как лида и начинает вести по воронке продаж, и в идеале все должно окончиться сделкой. Именно отсюда настойчивые звонки — менеджер просто обязан прозвонить и, как это называется «проработать возражения», то есть, попытаться настойчиво что-то впарить.
Если речь идет, например, о магазине, то там немного по-другому, но все равно, система фиксирует активность каждого менеджера-продавана. Не проявил должной активности — штраф. В торговых сетях фиксируются продажи конкретной продукции с каждой точки, то есть, у каждого магазина есть конкретный менеджер под каждого крупного производителя. И этот менеджер тоже живет под четким контролем CRM. В магазинах от конкретного менеджера зависит немного, но все равно, он должен навяливать-навяливать-навяливать, чтобы магазин брал на реализацию, а люди покупали-покупали-покупали.
Далее. Свела меня судьба с одним начальником отдела продаж. Мы с ним долго говорили, в основном про профессиональное выгорание. Оказывается, менеджерам категорически не нравится, когда их посылают во всякие разные места. А их посылают не только в сегменте, где они с рядовыми покупателями общаются, но и в бизнесовом, потому что задрали они уже. Люди увольняются пачками, и чтобы их удержать компании… им много платят. Ну как бы логично, человек каждый день ходит с панамкой весь оплеванный, надо же ему чем-то поднимать настроение. Но это только с одной стороны. Получается, что есть, завод, который сделал продукцию, дальнобой, который привез ее в наш город, грузчик, который грузил, кладовщик, который следил, чтобы все там с товаром на складе хорошо было, они получат копейки. Но продаван, который всех выбесил, останется в плюсе. Ну и в плюсе, конечно, останутся то, что разрабатывает к этим CRM дополнительные инструменты контроля и придумывает маркетинговые стратегии.
И это блин на всех уровнях. Каждое утро я захожу в супермаркет и вижу, как у стеллажей стоит тетя с телефоном, красиво разворачивают всякие творожки и йогурты лицом к потребителю. И она, блин, тоже из этой шайки. Потому что если тетя не сделает красивое фото, то в CRM это отобразится, а затем если вдруг продажи из этой точки упадут, то начальство съест этой тете мозг. Я понимаю, что когда я покупаю йогурт, то несколько рублей идет и этой бесполезной тете, из-за которой я каждое утро жду, пока она закончит свою фотосессию. Взяла бы я этот йогурт, если бы он стоял не так ровно и красиво? Да безусловно! Меня может отвернуть от товара два фактора: если рухнет качество и если критически поднимется цена. (Привет сыркам «Б.Ю. Александров») И это ж не одна такая тетя. От каждого крупного поставщика они ходят толпами, просто в разное время. И фотографируют, пишут отчеты. И вот сколько вот этой бесполезной мешанины продаванской и маркетологической в наших ценах! Я не удивлюсь, если тети, фотографирующие товар на стеллажах, бойкие манагеры, продвигающие оптовые поставки своих продуктов на всяких профильных мероприятиях, закидывающие коммерческими предложениями, а также маркетологи, продающие счастье, получают 40, а то и 50% от конечной цены каждого товара. И мне, блин, обидно, что идет шрикфляция, что рост цен не дает разофигеть, но у этого сегмента все хорошо. Я блин не понимаю, почему производители не могут разогнать всю эту шушару и за счет этого если не снизить себестоимость, но хотя бы держать цены. Ух...простите за простыню. Накипело.