Поезда, соединившие Европу

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

В середине 50-х годов экономика Западной Европы окончательно оправилась от ущерба, нанесенного континенту сражениями Второй мировой.

Вновь появилась значительная прослойка деловых и просто богатых путешественников, способных заплатить за быстрое и комфортное передвижение с хорошей кухней.

Конкуренция с авиацией, которая также вступила в эру массовых воздушных перевозок, потребовала минимизировать количество остановок на маршруте, а также проводить таможенные процедуры в пути, буквально стирая границы между странами.

Так, во второй половине 50-х годов на территории Западной Европы была создана международная высокоскоростная сеть ж/д экспресс-услуг ТЕЕ (Trans Europe Express).

Членами консорциума ТЕЕ стали Нидерланды, Швейцария, Западная Германия, Бельгия, Италия и даже франкистская Испания.

Максимальная скорость, которую мог развить новый экспресс была 140 километров в час.

Путь от Амстердама до Парижа экспресс проходил за пять с половиной часов.

"Пять стран за один день"- таков был девиз нового поезда.

Все поезда были только поездами первого класса и требовали оплаты специальной надбавки сверх обычной цены билета первого класса, размер которой зависел от пройденного расстояния.

Таможенники ехали тем же поездом, чтобы досматривать пассажиров прямо в вагонах.

Каждое из государств-членов организации предоставляло в распоряжение консорциума особый поезд или поезда, окрашенные в характерные двухцветные ливреи с логотипом TEE на вагонах.

Каждый поезд был назван, и все они были экспрессами, останавливаясь только в крупных городах.

Некоторые из названных поездов существовали уже несколько лет до создания сети TEE и были просто переобозначены как Trans-Europe Express в 1957 году или позже.

Например, Settebello находился в эксплуатации с 1953 г.

Самыми известными в истории ж/д перевозок стали специально созданные в рамках Trans Europe Express дизельные скоростные поезда: немецкий DB VT11.5 и голландско-швейцарский DE/RAm TEE I.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Был, кстати и французский вариант RGP 1.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Технологически в тот период были предпочтительны именно дизельные высокоскоростные экспрессы.

Подобная ситуация была вызвана неполной электрификацией ж/д сетей самой Западной Европы, а также их разными стандартами – например, в Нидерландах это было 1500 Вольт постоянного тока, но 3000 Вольт постоянного тока в Бельгии, 15 кВ – 16,7 (16 2/3) Гц переменного тока в Швейцарии, и 25 кВ – 50 Гц переменного тока во Франции.

Электрооборудования, способного легко работать в условиях столь разных стандартов, тогда просто не существовало – было гораздо проще построить дизель-электрические скоростные железнодорожные экспрессы.

Ими и стали первые поезда TEE.

Нидерланды и Швейцария, являясь странами небольшими, решили объединить усилия и построили в 1957 году пять поездов, три из которых в соответствии с припиской стали голландскими NS DE4, а два – швейцарскими RAm TEE I.

При этом конструкция всех пяти экспрессов была абсолютно идентичной.

Они состояли из четырех вагонов: первый являлся моторным – в нем же размещалось

рабочее место машиниста поезда, располагались помещения для багажа, таможенного отделения и проводников поезда (вместе с туалетом для персонала); второй был пассажирским – в нем размещалось девять шестиместных купе (итого 54 посадочных места в вагоне); третий-являлся вагоном-рестораном на 32 места, также в третьем вагоне располагался 18-местный открытый салон 1-го класса; в четвертом вагоне находился второй пост управления, 42-местный салон и спальный отсек для отдыха персонала.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Все 114 посадочных мест (в 9 купе и двух открытых салонах) поезда относились к первому классу (что впоследствии было признано коммерческой ошибкой), с расположением кресел

по схеме «2+1» в открытых салонах на 60 мест и по схеме «2+2» в помещении вагона-ресторана на 32 места.

Моторный вагон экспресса проектировала голландская компания Werkspoore из Утрехта. Поэтому конфигуративно головная часть поезда была похожа на «голову собаки», что характерно именно для дизайнерской школы Нидерландов, находившейся под сильным влиянием американских разработок в области ж/д транспорта, особенно локомотивов.

Конкретным разработчиком облика головной части поезда была дизайнер интерьеров Элсебен ван Блерком (1919-2009).

А вот центральные вагоны проектировали швейцарцы (компания SIG – Schweizerische Industrie GezelIschaft).

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Моторные вагоны оснащались двумя дизельными двигателями RU HB мощностью около 1000 л.с. каждый.

Они приводили в действие генератор, который подавал питание на ТЭД тележек.

Третий дизель мощностью 330 л.с. (220 кВт) питал генератор, обеспечивающий энергией оборудование для управления экспрессом, а также кондиционеры и кухню для приготовления пищи.

Из-за большого веса привода (состоящего из трех дизелей и четырех электродвигателей) моторный вагон получил тележки с дополнительной осью, таким образом имея две трехосные тележки. Тем не менее подобная компоновка обеспечивала максимальную скорость поезда в 140 км/ч.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Вагоны соединялись между собой с помощью автоматического сцепного устройства системы Шарфенберг (Scharfenbergkupplung – Schaku), наиболее оптимального при скоростных пассажирских перевозках, где не требуется обеспечить буксировку тяжелых грузовых вагонов.

Поезда класса TEE окрашивались по единому стандарту и имели пурпурно-кремовую ливрею

В период со 2 июня 1957 года по 30 мая 1964 года все пять скоростных поездов перевозили пассажиров в соответствии со сложным пятисуточным алгоритмом, преодолевая за один «марш-бросок» 3532 км.

В первый день работы скоростной экспресс TEE 30 Edelweiss («Эдельвейс») мчался из Цюриха в Амстердам, останавливаясь по дороге в Базеле, Страсбурге, Люксембурге и Брюсселе.

Во второй день работы экспресс получал другой номер – TEE128 и название L’Etoile du Nord («Звезда Севера») и двигался по маршруту Амстердам – Париж.

А затем (во второй половине дня) опять под новым номером TEE145 скоростной дизельный поезд (L’Oiseau Bleu – «Синяя птица») мчался уже из Парижа в Брюссель.

В третий же день перенумерованный TEE148 с тем же названием (в честь автора пьесы «Синяя птица» лауреата Нобелевской премии по литературе бельгийца Мориса Меттерлинка) вёз пассажиров обратно из Брюсселя в Париж.

А уже из Парижа в тот же день TEE125 опять следовал в Амстердам, вернувшись к названию «Северная звезда».

И, наконец, в день четвертый TEE31 «Эдельвейс» возвращался из Амстердама в Цюрих.

Пятый день этого сложного движения отводился на техническое обслуживание скоростного дизель-экспресса (в Цюрихе).

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Со временем появились и другие маршруты.

Например «Бавария» (следовал по маршруту: Цюрих – Линдау – Кемптен – Мюнхен).

И именно с этим маршрутом была связана одна из самых крупных аварий в истории экспрессов TEE.

Катастрофа произошла вечером 9 февраля 1971 года в районе станции Айтранг в Швабии (ФРГ), когда экспресс TEE56/SBB 501 возвращался из Мюнхена в Цюрих.

Головным вагоном в этом конкретном случае являлся формально хвостовой вагон, оснащенный

дополнительным постом управления.

Поэтому кроме машиниста, техника, а также персонала поезда в головном вагоне еще находилось 53 пассажира.

Участок пути в районе станции Айтранг имел извилистый S-образный участок пути, безопасно пройти который можно только на скорости 80 км/ч.

Тем не менее SBB 501 в 18.44 миновал станцию Айтранг без торможения и вошел на S-образный участок со скоростью 125 км/ч.

В результате передний вагон и вагон-ресторан сошли с рельсов и потянули за собой два остальных вагона поезда.

Пути в обе стороны были заблокированы, а из ближайшего населенного пункта – Кемптена к месту аварии двигался другой поезд.

Диспетчер стал осознавать, что что-то случилось и предупредил о возможной аварии машиниста

другого поезда (это был небольшой рельсовый автобус местных линий VT98 Verdingen), но тому удалось снизить скорость лишь до 40 км/ч и в движении VT98 врезался в хвостовой моторный вагон TEE.

В результате второй аварии погибли ещё два человека, а 6 получили ранения.

Общим результатом двух катастроф стало 28 человеческих смертей (26 – в TEE, и 2 – VT98), включая обоих машинистов, 19 тяжелых и 23 легкораненых (всего пострадавших – 42 человека).

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Причины аварии так и не были точно установлены.

Возможно это был человеческий фактор, но также до сих пор не исключается выход из строя

тормозной системы «Эрликон».

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

День 24 мая 1974 года стал финальной датой их эксплуатации в рамках TEE, так как с 26 мая TEE прекратил использование дизельных поездов во всех своих службах.

Голландская сторона планировала перевести экспрессы на электрическую тягу, но эту идею в конце концов признали нерентабельной.

В конце концов все четыре поезда были в 1977 году проданы в Канаду – компании Ontario Northland Railway (ONT).

Там их модифицировали в соответствии с канадскими стандартами, перекрасили в ливрею «Онтарио Нордленд» и дизель-экспрессы стали курсировать по маршруту Торонто – Тимминс. Однако моторные вагоны не были приспособлены к суровым канадским зимам, а технический персонал не привык эксплуатировать европейское оборудование.

Поэтому в 1979 году канадские владельцы заменили моторные вагоны дизельными локомотивами EMD FP7, что превратило уникальный экспресс в обычный буксируемый поезд. Именно в этой конфигурации в районе Норт-Бей 9 сентября 1991 года произошла вторая катастрофа с участием скоростного дизель-поезда (некоторые вагоны были повреждены,

а тепловоз FP 7 – разрушен).

Вскоре эксплуатацию поездов этого типа прекратили – последний рейс был совершен 9 февраля 1992 года.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Это уже с локомотивом, он несколько больше, но дизайн действительно схожий.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Поезд с большим обтекаемым передом и "широкой улыбкой" иногда называют флагманом немецкого экономического чуда.

Маршруты поезда – TEE Saphir из Франкфурта в Остенде и TEE Helvetia из Гамбурга в Цюрих.

В отличие от голландско-швейцарского поезда, VT 11.5 имел два моторных вагона.

Между ними находились вагон-бар, вагон-ресторан, салон-салон и два купейных вагона.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Создание международной сети TEE послужил стимулом для развития специальных электропоездов и электровозов , способных работать на двух или более различных напряжений.

В 1961 году была завершена новая серия швейцарских поездов под названием RAe TEE II .

Эти электропоезда были первыми, которые могли работать с различными системами электрификации в Западной Европе.

Другие страны тоже начинали строить свои многосистемные электропоезда и электровозы.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

С годами сеть росла, добавляя ещё другие страны.

Сеть TEE в период расцвета (1974 г.).

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

С конца 1970-х годов постепенно все больше и больше поездов Trans-Europe Express заменялось другими поездами, предоставляющими аналогичные услуги, в том числе и 2-го класса.

Деловые люди все больше стали пользоваться авиаперелетами.

В 1979 году немцы полностью реструктурировали сеть, в результате чего постепенно уменьшилось количество поездов TEE и увеличилось количество поездов InterCity.

Введение высокоскоростных поездов TGV во Франции в 1981 году и его последующее расширение, наряду с расширением высокоскоростных железнодорожных линий в других европейских странах, привело к тому, что еще больше поездов TEE были заменены.

Сеть EuroCity начала работать 31 мая 1987 года, и с этой даты последние оставшиеся международные поезда Trans-Europe Express были переименованы, за редким исключением.

Поезда, соединившие Европу Железная дорога, Европа, Экспресс, Поезд, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост