Подвиги российских капитанов Петра Дефремери и Христиана Остен-Сакена
В XVIII веке османские корабли практически безраздельно рассекали воды Средиземного моря. Редко кто мог противостоять их флоту. А о их абордажных командах, составленных из самых свирепых, жестоких и безжалостных людей ходили жуткие слухи, имеющие под собой твёрдое основание. Османы смело шли на абордаж любых судов, кому бы они не принадлежали, потому что знали что выйдут победителями, особенно с учётом того, что предпочитали нападать превосходящими силами.
Любых, кроме русских. И была тому причина.
При Петре I нередкой была практика найма профессионалов любых сфер деятельности, от металлургии и кораблестроения до военной. Одним из иностранцев на российской службе был Пьер (Пётр) Дефремери, выходец из Франции.
При Петре I он приехал в Россию и в 1721 году был принят в русский флот лейтенантом. В 1726 году участвовал в описи Каспия в составе экспедиции Фёдора Соймонова, открыл вход в залив Кара-Богаз-Гол, за что был произведен в капитан-лейтенанты. В 1727 году продолжил работу над этой описью самостоятельно. Участвовал в войне за польское наследство, но запомнился по русско-турецкой войне 1735-1739 годов, в которой поступил в Азовскую флотилию. В 1736 году находился при Донской экспедиции в Таврове, в апреле 1737 года производил промеры фарватера устья Дона. 9 мая 1737 года Дефремери был назначен командиром эскадры, состоящей из 50 лодок. После сражения у Арабатской косы был послан в Азов. Командуя мортирным ботом № 1 (самым тяжеловооружённым кораблём Азовской флотилии), вооруженным мортирой и 4 пушками, и 10 лодками, вследствие ложного известия об уходе турецкого флота в Чёрное море, отправился вдоль северного берега Азовского моря. Капитан получил приказ: «Неприятелю, каков бы он не был, ни под каким видом не отдаваться и в корысть ему ничего не отдавать».
Утром 9 (20) июля Дефремери вышел из Федотовой бухты. 10 (21) июля 1737 года в 25 верстах за Федотовой косой Дефремери, бот которого далеко опередил сопровождавшие малые суда, был настигнут и окружён в Азовском море турецким отрядом из 1 корабля и 30 галер и мелких судов. Посадив бот на мель, он высадил команду на берег, а сам остался на судне. С капитаном остались боцманмат Руднев и матрос. Когда неприятель сблизился, готовясь к абордажу, Дефремери выпалил из всех пушек, рассыпал на палубе порох и во время абордажа взорвал бот и погиб вместе с ним.
Вице-адмирал Бредаль позже так описывал обстоятельства гибели капитана Дефремери со слов выживших: «10-го числа июля, с зорею снявшись оне с якоря, пошли в путь и пополуночи в 5-м часу увидели от оной Федотовой косы за собою турецкий корабль, галер и протчих судов с 30, и шли к ним на гребле, и стали их нагонять. Потому тогда капитан Дефремери поставил бот на мель и людей всех ссадил на берег с ружьем, а сам хотел сойтить в последних и тогда, насыпав порох на палубу, приказал носить картузы в кают и как они с мичманом Рыкуновым сошли на берег и на боту остался он, Дефремери, да с ним боцманмат, матрос больной, кой сойтить не успели. А неприятельские суда уже его обступили, из галеры выпалили из пушки ядрами 2 раза. Напротив того и он, Дефремери, выпалил з борту с ядрами 4 раза и зажег порох и тогда загорелся бот, который весь изорвало и оный Дефремери, боцманмат и матрос на том боту сгорели». Разумеется, при таком раскладе на троих погибших в бою пришлось многократно больше турок.
Через полвека этот подвиг повторил представитель знаменитого рода Остен-Сакен. Им был Христиан Иванович, сын небогатого российского капитана, обрусевшего немца Кристоф-Адольфа фон дер Остен-Сакен (1719—1788) и Марии-Юстины, урождённой фон Липгарт.
Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, командуя 40-весельной дубель-шлюпкой № 2 (небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей), вооруженной 7 пушками с экипажем из 52 человек.
20 мая 1788 г., неся дозорную службу вблизи устья Южного Буга, столкнулся с гребными судами, высланными на разведку впереди Черноморской эскадры Абдул-Хамида I под командованием капудан-паши Эсски-Гуссейна. Он попытался прорваться через фронт турецких галер, но на перехват вышли еще четыре турецких судна.
Чтобы избежать плена и захвата судна неприятелем, Остен-Сакен спустил десять человек экипажа дубель-шлюпки на лодку (они то и рассказали о случившемся), после чего подпустил турецкие суда вплотную и совершил подрыв порохового погреба, погибнув вместе с четырьмя абордировавшими неприятельскими судами примерно в 40 верстах от Кинбурнской косы.
Взрыв предупредил русские войска о приходе турецкой эскадры в гавань Очакова.
С тех пор османские моряки старались не брать русские суда на абордаж.
Забавно, что впервые подвиг совершил Дефремери, но все помнят именно Остен-Сакена.
Императрица Екатерина II, в награду за подвиг Остен-Сакена, пожаловала его семье (брату и сёстрам, так как капитан погиб неженатым) имение близ Митавы.
К столетию подвига Остен-Сакена, в 1888 году, его именем был назван новый минный крейсер Черноморского флота «Капитан Сакен».
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Лига историков
13.1K постов49.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения