4

Пиковые переживания и проблема интерпретации.

Пиковые переживания, вершинные переживания(англ. Peak experiences) — введённое А. Маслоу обобщающее понятие для переживаний, связанных с внезапными ощущениями интенсивного счастья, полноты существования, которые нередко сопровождаются также сознанием некоторой «абсолютной истины» или единства всех вещей.

Человечество верит в бога. Сколько есть человечество – столько существует идея о том, что есть нечто, выходящее за границы персонального и материального, нечто, породившее всех нас.

Кроме идей о боге существуют также опыты божественного. Люди, находящиеся в разнообразных экстремальных ситуациях докладывают и рассказывают о том, что лицом к лицу они столкнулись с необъяснимым, необъятным, полным любви. Или ужаса.

Всю статью я буду опираться на утверждение, что это божественное действительно существует. Возьмем это за аксиому и, как в геометрии, посмотрим, что с этим можно сделать.

Обратимся к этим людям – к людям, верящим, что они столкнулись с богом.

Почему я пишу именно с маленькой буквы? Стоит пояснить. Вовсе не от принижения идеи. Однако слово Бог изначально несет в себе персонификацию. Не какой-то бог, а Бог. Почти личность. Идея личностного бога слабо выдерживает интеллектуальные нападения, от того придерживаться мы её не будем. «Весь мир полон божественного, но бога нет». Всё, что мы знаем, это то, что существует нечто божественное(см. начало статьи про аксиому). И называть это нечто мы будем бог.

Люди, столкнувшиеся с божественным.

Таких людей много. Каждый говорит то что-то свое, то что-то общее, вроде фразы о том, что все есть любовь и что все мы – одно сознание. Однако существует проблема интерпретации.

Допустим, вы установили контакт с божественным.

Как вы можете быть уверены, что оно говорит вам именно то, что, как вам кажется, оно говорит?

Контакт, безусловно, быть может. Но если мы так часто не понимаем даже ближних своих, как можно быть уверенным, что мы понимаем бога?

Понимаете ли, когда человек сталкивается с божественным, снимается всё показное. Наружу выходят все эмоциональные конфликты и истинное отношение человека к себе. Человек, преисполненный чувства вины, перенесет эту вину и на свои отношения с богом. В момент пикового переживания он, возможно, забудет о своей вине (её вообще может не существовать в тот момент), однако, как только этот пик спадает, возвращается прежняя личность – ну или что от нее осталось, ибо опыт божественного буквально меняет структуру мозга. И тут могут вернуться, в первую очередь, заученные мысленные конструкции вроде «я ничтожество», «меня все не любят», «я плохой». Человеку начнет казаться, что и бог относится к нему так же. И будет пытаться искупить несуществующую вину.

Мать Тереза известна своей благотворительностью, однако более близкие к ней люди иногда давали такое определение её деятельности: культ смерти. В её приютах не лечили больных – их оставляли умирать и мучиться, давая лишь крышу над головой. Не было в них ни врачей, ни современных лекарств. «Страдание – поцелуй Иисуса» говорила Тереза. Почему? Почему божественное стало ассоциироваться для нее со страданием? Скорее всего, у нее действительно было искреннее столкновение с божественным – однако привела к этому опыту боль, и оттого божественное намертво в её голове с нею соединилось. От того она и не лечила бедняков – она восхищалась их страданием.

Представим, что вы стоите на земле. Вдруг земля под вами начинает возвышаться – вы оказываетесь на вершине горы, внезапно образовавшейся под вашими ногами. Гора все равно будет являться частью земли. Даже если вы взлетите – взлетите вы в воздухе и частью вашего опыта будет воздух, земля и всё, что вас и так привычно окружает. От того следует знать себя – не перекладываете ли вы на пиковый опыт свои комплексы, страхи и неуверенность? Если мир показался вам в такое мгновение хрупким, как самое изящное стекло – не от того ли, что в вашей жизни сейчас всё не стабильно и вы сами себе кажетесь хрупким? Если весь мир – блаженство – не от того ли, что вы сами сейчас находитесь на вершинах счастья?

Сон разума рождает чудовищ. Пиковые переживания – вещь, безусловно, полезная. Опыт этот может обладать мощнейшей исцеляющей силой. Или разрушительной – как в случае с Матерью Терезой. К пиковым переживаниям, как и к самому богу нужно подходить так же, как и ко всему остальному. Нужно уметь осмыслить его критически, дабы не породить чудовищ.

Дубликаты не найдены

+1
однако более близкие к ней люди иногда давали такое определение её деятельности: культ смерти

Смерть в массы, и натуралу и пидарасу.

Так звучит мой боевой клич.

Смерть обитателям дворцов, однушек, таун хаузов, комуналок и кич.

Смерть всем и каждому, чем страшней, тем лучше.

Больше, больше боли.

Когда смерть повсюду, как снег зимой, только тогда я вполне собой доволен.

(с)

0
Извиняюсь, что прибегаю к цитированию, но очень уж уважаю эту книгу. Буду рад, если кто-то ещё ей заинтересуется.
Думаю здесь пиковые переживания - это касания человека его Высшим Существом, Эго или Душой.

"Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Наша философия такова, как ее определяет Гоббс. Она есть преимущественно наука следствий по их причинам и причин по их следствиям..

Слово «Бог» было изобретено для определения неизвестной причины тех следствий, которыми, не понимая их, восхищался либо устрашался человек. А так как мы утверждаем и в состоянии доказать то, что мы утверждаем – то есть знание этой причины и причин, то мы можем настаивать, что нет Бога или Богов за ними."

Письма Махатм. Письмо 57
-1

Скажи честно, это xyйня или философия?