Ответ на пост «Как меня в психи записали»5
В тему волны про психологов мне вспомнился отрывок из книги Александра Лобанцева "Косово-99".
В нашу вторую парашютно-десантную роту приехал проводить тесты психолог. Тесты были примитивные, в одном нужно было отвечать на вопросы - «да» или «нет», в другом нужно было нарисовать зверя которого не существует в реальности. Зверя вдобавок ещё и нужно было назвать, то есть несуществующему зверю нужно было придумать невероятное имя. Лично у меня с последним возникла проблема - я ломал голову над тем как можно назвать то, чего в принципе не существует. Если использовать в названии уже существующие слова, типа «зверь», «зуб», «клык» то, как мне казалось, получиться, что я назвал его уже существующим именем. Стало быть надо придумать слово которое вообще не используется, а это неразрешимо сложная задача. Нарисовал то я быстро, нарисовал какого-то неведомого динозавра, а вот назвать его никак не мог. Плюс к этому я боялся написать что ни будь не то - «психолог» созвучно с «психиатр» - вдруг меня заподозрят в ненормальности.
Проблему я решил просто - я подсмотрел что нарисовал Толстый и прочитав название я просто переиначил его на свой лад. Получился всё же «зверозубоклык». Много лет спустя я узнал, что этот тест предназначен для детей и служит для того чтобы определить страхи ребёнка. Типа того, что ребёнок нарисует, того он и боится. Рациональное зерно в этом есть, но точность сомнительна. Не знаю как этот тест эффективен в работе детских психологов, но нашему военному психологу он сослужил хорошую службу.
В нашей роте был маленький щуплый паренёк по имени Эдик. Эдик прибыл в Боснию с нашей «ротацией» в январе-феврале 1999 года. Во время теста Эдик нарисовал Чебурашку. Чебурашку он назвал «Чебурашкой». Бумажки с заполненными тестами и рисунками сдали психологу. О том, что произошло дальше есть две версии.
Согласно первой версии психолог узрев нарисованного Чебурашку аж подпрыгнул на месте после чего спешно велел командиру роты схватить солдата изобразившего этого мультипликационного героя. Эдика отправили вместе с психологом в Углевик, а через пару дней и в Россию. Поскольку почтовые самолёты прилетали из России редко и нерегулярно, то совпадение даты проведения теста и очередного прилёта «почтовика» кажется неслучайным, что и подтверждает вторая версия. Вторая версия более сложная и правдоподобная. Дело в том, что Эдик был «с чудинкой». Я не знаю всех его чудачеств, но по рассказам сослуживцев за ним они числились. Командир роты узнал об этом и чтобы обезопасить себя, а возможно и всех нас, решил отправить Эдика в Россию для чего и был приглашён психолог и придумано тестирование. То есть, кого бы Эдик не нарисовал, его всё равно бы признали ненормальным. Психолог тут выступал в качестве «нотариуса» заверяющего факт его неадекватности.
Я плохо знал Эдика поэтому не берусь утверждать о том, был ли он в здравом уме, или же он был реально «болен на голову». Мы с ребятами потом рассуждали на эту тему и многие из тех кто его знал лучше утверждали, что он действительно был не таким как все, но вовсе не потому что был больным, просто у него был какой-то свой образ мышления. Примечательно, что в разговорах за него заступались довольно авторитетные парни. Ребята уверенно говорили, что неадекватным, то есть психически больным, он не был.