Ответ mda675 в «Конец мошенникам»1
Нас так достало допрашивать клиентов, явно находящихся под влиянием мошенников, что мы в меню электронной очереди пару лет назад сделали кнопку "перевод на безопасный счёт".
Это меню, где талончики берут. Вот среди "обмен валюты", "кредитование", "кассовое обслуживание" вставили в середине "Перевод на безопасный счёт".
Зомбированный клиент бежит спасать свои деньги, врывается в банк, видит знакомую надпись, жмёт кнопку, получает талончик и попадает к подготовленному специалисту.
До 2 тысяч нажатий в месяц по всем отделениям. Конечно, часть ошибочных "я думал, это просто перевод", но в целом, таких клиентов останавливали.
Это уже вошло в практику многих банков.
Хотя регулятор смотрел косо, но в итоге не против)
И как признание - мошенники стали в разговорах запрещать жертвам нажимать эти кнопки.
Но основная масса, конечно, обманывается онлайн. Тут поможет только профилактика.
И хотя банки активно работают в этом плане, тут все быстро меняется и мошенники быстро меняют схемы атак.
Небольшой лайфхак.
Мы придумали метод Чуковского - суть его в том, что жертва работает не по программе мошенника, а по собственной. Это даёт надежду, особенно в части пожилых людей, не поддаться мошеннику.
Каждый уважающий себя гражданин знает стих "У меня зазвонил телефон". Вот по первым строчкам и работаем:
1. Кто говорит?
- сказать "Представьтесь пожалуйста" - не смотря на то, что оно уже представилось, и тарабанит - "представьтесь пожалуйста"
2. Откуда?
- сказать "а какую организацию вы представляете?". Опять же - если оно уже все сообщило, попросить повторить
3. Что вам надо?
- сказать "по какому вопросу вы звоните?" Опять же, не смотря на реакцию с той стороны, задачи вопрос.
4. Прекратить разговор и сообщить близкому о звонке.
Это наивно, кажется слишком простым, но это работает отлично.
Всем удачи и добра!
P.s.
Мы также сделали программы таких лайфхаков по классикам (метод Хармса для запоминания Пин-кода, метод Булгакова и т.п.)