26

О теории цвета в «Monogatari»

Сложно недооценить важность для аниме-индустрии момента, когда режиссёр-фрилансер Акиюки Синбо решил присоединиться к команде Shaft. Уже обретя свой уникальный стиль за время работы над множеством OVA и отдельных серий некоторых сериалов в девяностых, Синбо встал у руля создания одной из самых продаваемых франшиз в истории аниме, а также воспитал новое поколение режиссёров, таких как Томоюки Итамура, Тацуя Оиси и Син Оонума. Они впоследствии продолжили работу над франшизой, а также создали множество уникальных проектов, используя как приёмы учителя, так и собственные наработки.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Моногатари всегда отличались уникальными стилистическими решениями. Несмотря на то, что экономия на анимации иногда очевидна, превосходная режиссура вкупе с уникальным стилем отдельных арок и всей экранизации в целом всегда выводили общее качество картинки на высочайший уровень. И тут нельзя не заметить, как много внимания Томоюки Итамура уделяет выбору цветовой палитры, которая создаёт вспомогательный нарратив, а также помогает привлечь внимание зрителя к определенным персонажам, даже если их нет на экране.


Пожалуй, наиболее очевидным примером этого можно назвать восьмой эпизод Owarimonogatari, также приходящийся первым эпизодом арки «Доспехи Синобу». Он не только наглядно демонстрирует, как именно цвета используются в серии, но и связывает эту арку с аркой «Тигр Цубаса», события которой происходят в то же самое время. Поскольку таймлайн экранизаций Моногатари находится не в хронологическом порядке, шоу использует цветовую теорию не только для того, чтобы создать определённый настрой или историю, но и чтобы напомнить зрителю о событиях, которые происходят одновременно с теми, что мы наблюдаем.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Арка «Доспехи Синобу» напоминает зрителю о событиях, происходящих с Ханекавой, используя белый и пурпурные цвета, которые мы также видим в «Тигре Цубасе». Тигр, порождённый Ханекавой, такой же белый и пурпурный, как и сияние, которое визуально отделяет Арараги от комплекта брони. Этот кадр не только разделяет первого (Броня) и второго (Арараги) слуг Синобу, но и соединяет эту сцену с контекстом «Тигра Цубасы».

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Моногатари с самого начала вырабатывают у своего зрителя ассоциации персонажей с определенными цветами. Потому вовсе неудивительно, что стремительно поглощающее сцену пурпурно-белое пламя должно пробудить в зрителе воспоминания о Ханекаве, носящей пурпурные волосы и породившей пурпурно-белую странность – тигра. В пурпурный же окрашены и короткие вставки, показывающие её мысли (одна из самых известных «фишек» «Гатари»).

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Жёлтый же ассоциируется с Синобу, и именно в этот цвет окрашена доска, которую своим телом разрушает Арараги. Это символ того, что в данный момент персонаж оторван от Синобу.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Ещё один цвет, которым принято обозначать Цубасу, – это белый, символизирующий отчаянный перфекционизм Ханекавы, стремящейся быть «чистой» и идеальной во всём. Белый цвет – центральный в аддитивной цветовой модели, появляющийся как результат смешения красного, синего и зелёного. В первом эпизоде «Доспехов Синобу» пурпурное пламя тигра Цубасы продолжает паттерн, заложенный воспоминаниями Арараги о драке Канбору с Бронёй, выполненными в виде статичных полутоновых изображений. Именно этот паттерн наводит Арараги на мысль о том, что способности поглощать энергию противника, которые демонстрируют Броня и Чёрная Ханекава, похожи.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Цвета появляются в следующем порядке: голубой, зелёный, жёлтый, красный, пурпурный. Порядок появления цветов намекает нам на субтрактивную цветовую модель, где главными являются голубой, жёлтый и пурпурный. Субтрактивная модель прямо противоположна аддитивной: первая создаёт цвета путём вычета определённых световых волн, вторая, наоборот, соединяет их. Центральным цветом субтрактивной модели является противоположность белого – чёрный. А чёрный «Моногатари» старательно прикрепляет за своим протагонистом – Арараги Коёми. Появление чёрного тут невероятно важно, ведь оно напоминает нам о невежестве в отношении чувств других людей, в которое погружён протагонист на протяжении всей эпопеи Гатарей. Это одна из ключевых тем сериала, и в «Доспехах Синобу» проблема ещё не решена.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Впрочем, иногда символизм использования цветов может быть и куда более очевидным. Один из самых заметных примеров невероятного внимания к деталям создателей франшизы – Изуко Гаен и её радуги. В первое появление Изуко Гаен мы видим мобильный телефон, небеса в цветах радуги и слышим её коронную фразу: «Нет ничего такого, чего бы я не знала. Я знаю всё». Будучи, помимо прочего, оммажем Сократу, эта фраза моментально указывает на колоссальное чувство превосходства, которое испытывает Гаен, а также напоминает нам о другом персонаже сериала, образ которого связан с интеллектуальным превосходством и отсылками к Сократу (об этой связи я ещё упомяну в дальнейшем).

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Будучи уважаемым специалистом и важным источником информации, Гаэн никогда не расстается со своим мобильным телефоном, а также с фонами цвета радуги. Пока за остальными героями закреплён один цвет: белый — за Ханекавой, жёлтый — за Синобу, чёрный — за Арараги, — Гаэн принадлежат все цвета сразу. Если в примере драки с Бронёй мы чётко видим цвет, на которой нам указывают в каждый конкретный момент, с Гаэн такого не происходит. Пред зрителем она предстает не иначе как во всём радужном великолепии, а кадры с ней сочетают обе цветовые модели: с использованием аддитивной для отображения света, и субтрактивной в качестве красителя, что особенно заметно на примере сцены в Храме Северной Змеи.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Радуга появляется, когда свет отражается от капель воды в воздухе. Белый свет рассеивается и разделяется рефракцией, создавая оптическую иллюзию радуги, содержащую в себе весь цветовой спектр. Радуга всегда сопровождает Гаэн, словно Гаэн сама искажает свет вокруг себя.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Вовсе не случайно то, что Гаэн разговаривает с Ханекавой во время арки «Тигр Цубаса». И коронная фраза Ханекавы, на которую так похожа фраза Гаэн: «Я не знаю всего, я знаю только то, что знаю», скрывающая за собой стремление Ханекавы к перфекционизму, и её детективные умения, интеллект, логичность мышления позволяют нам провести очевидные параллели между этими двумя персонажами. Символизируемая белым, который также можно понимать как чистый свет познания, Ханекава тем не менее не искажает и не преломляет его, как Гаэн, но всегда несёт его с собой. Она отвергает погоню за перфекционизмом, чтобы обрести друзей и помочь им, и этим тоже напоминает Гаэн, которая впрочем, окружает себя полезными знакомствами в первую очередь для наращивания своего могущества.

О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст
О теории цвета в «Monogatari» Статья, Monogatari series, Аниме, Длиннопост, Копипаста, Текст

Гаэн – это одно из самых сильных существ во всей франшизе «Моногатари» и уж точно самый информированный персонаж. Именно это и демонстрирует сериал, постоянно сопровождая Гаэн радугой, которая появляется даже ночью, указывая на могущество природы знаний, везде несущих за собой свет. Впрочем, стоит помнить, что радуга – всего лишь иллюзия, и если свет ничего не отражает, то наблюдатель видит обычный белый свет. И в тот единственный раз, когда Гаэн срывает все маски и не оставляет недомолвок, в последнем эпизоде Koyomimonogatari, мы также не видим вместе с ней радугу, а наблюдаем лишь свинцово-белые облака. Нельзя найти более красноречивого свидетельства разрушения иллюзий.


Автор статьи  - Руслан Ханбиков.

Найдены дубликаты

+4

Ещё нельзя не упомянуть завихрения которые всегда сопровождают Гаен, как в архитектурном,так и в природном плане(колонны и облака),что указывает на то,что всё крутится вокруг неё.
Очень интересный пост,жду ещё один на 100 страниц по символизму и отсылкам.

+1

Да даже в цветах Гатари показывают символизм к своим персонажам и их действиям)

0

Ух итить простыня :)

раскрыть ветку 4
0

Читай бака)

раскрыть ветку 3
0

Там про лолек почти ни слова, нибуду!

раскрыть ветку 2
0

И тут Остапа понесло)

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: