О Роде

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале.

Автор труда "Слово об идолах", перечисляя нескольких олимпийских богов (Зевса, Афродиту, Артемиду) и вспомнив библейского Ваала, переходит к своим, русским богам, упомянув Рода, рожаниц, вил-русалок и Переплута. Далее автор обратился к имевшемся у него в руках тексту Григория Богослова с выражением Chaldaion astronomia nai genetlialogia, которое он и перевел как "халдейская астрономия и родопочитание". Автор предостерегает своих читателей от смешения "родопочитания" с культом русского бога Рода, о котором он говорит в другом месте и которого упоминает в другом окружении. Понимание автором "Слова об идолах" Рода как значительного славянского божества явствует из его замечательной периодизации славянского язычества. Древнейший слой представлений - упыри и берегини, повсеместные духи зла и добра, характерные для охотничьего общества. Следующий слой "се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам преже Перуна, бога их". Род определен здесь как предшественник Перуна, следовательно, как главное божество славян до утверждения дружинного культа Перуна-громовержца.
В этом же труде автор порицает духовенство за то, что оно прикрывало языческое пиршество христианскими песнопениями: "Череву работни попове уставиша трепарь прикладати рождества богородици к рожаничьне трапезе, отклады деюче". Рожаничный пир всегда называется "второй трапезой"; она устраивается "лише трапезы кутинныя и законьного обеда", т. е. после церковного празднования, сверх разрешенного церковью пированья в честь рождества богородицы, очевидно, на следующий день.

Следующим важным источником является "Слово Исайи пророка", истолкованого святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам. Если в других обличениях язычества перечислялись различные славянские божества во всей их множественности - от громовержца до вампира, то это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Весь смысл создания этого произведения заключался только в одном - обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц.Все кары, все "судороги сердец" и горение в адском пламени, предназначенные отступникам от библейского бога, здесь обещаны поклонникам Рода и рожаниц. И только им. Масштаб культа Рода достаточно определен этим.

""Велико несчастье - не понимать прочитанного; велико зло - не послушаться более мудрых, чем вы сами, или же, поняв все, не исполнить воли божией, объявленной вам в написанном законе. Братья!
Услышав все, что сказано вам, откажитесь от бессмысленных действий, от служения Сатане, от устройства этих идольских пиров Роду и рожаницам!Выполните, братья, волю бога,как учат нас книги пророков,
апостолов и отцов церкви, чтобы получить вечную жизнь при спасителе Иисусе, господе нашем, ему же слава вовеки!
Аминь."" ( "Слово Исайи пророка")

Текст Евангелие , опубликованный Гальковским, под условным названием "О вдуновении духа в человека", гласит о следующем:

"Вдуновение бессмертное нестареющее един вдымает вседръжитель, иже един безсмертен и непогибающих творец. Дуну бо ему [человеку] на лице дух жизни и бысть человек в душю живу. То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том рожаются дети. И паки ангели вдымаеть душю или паки иному от человек или от ангел суд бог предасть. Сице бо неции еретици глаголють от книг срачиньских и от
проклятых болгар. О таких блядословцех пророк рече: "попел сердце их
и персти хуже надежа их и бесчестнее кала житие их, яко не разумеша
творца своего, создавшего их и вдохнувшего в них дух жизни и
вложившаго душу действену. Всем бо есть творец бог, а не Род".("О вдуновении духа в человека")

Разветвленный семантический комплекс древнерусских слов, содержащих корень "род" это группа слов, связанных с понятием родства и рождения:Род, Родичи, Природа,Народ, Рождать, Урожай. Помимо указанных выше значений слов с корнем "род", есть еще два ряда понятий, в обозначении которых участвует этот же корень: во-первых, это обозначение воды, водного источника родника , а также и цветов, растущих близ воды лилий родий. Более того существует значение слова "родия" как молния или плод граната. Рдеть, рдеться означает краснеть. С богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния - родия, и огонь.

В источнике "Слово о твари и о днии рекомом неделе", относящееся к XII - XIII вв. речь идет о почитании дня семидневки - воскресенья, "недели", как дня, посвященного солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: "невернии, написавше свет болваном и кланяються ему"; одновременно эти язычники "творца хулять". В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет - его заменил Свет, противопоставленный христианскому богу-творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели - воскресенье, "День Солнца" у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу , а "белому свету", Вселенной, "твари, написаней во образ человечь". Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения.

В одной рукописи Четьи Минеи есть интересная приписка "...Желя Роду и роженицам по рождестве в понедельник - муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе", которая является немаловажным сведением о роде.

В свете всего того, что можно узнать о Роде из "Слова об идолах", где культ его объявлен мировой религией, и из "Слова Исайи пророка", в котором Род приравнен к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", из этого источника уже вторично Род оказывается соперником библейско-христианского бога-творца, бога-вседержителя. Но здесь содержатся и важные уточнения: во-первых, неизвестный комментатор утверждает, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Это еще раз уравнивает Рода с Ваалом, "ездящим на облаке".Во-вторых, язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. В "Слово о твари и о днии рекомом неделе" Род является Светом.

О почитании и праздниках возможно сказать следующее:
Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня, вероятнее всего, на следующий день, 9 сентября, пpаздник был общественным осенним пpаздником ypожая. Втоpично Рода и pожаниц чествовали на pождество Хpистово (после 25 декабpя) по понедельникам. Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными и очень аpхаичными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини.

Текст написан по материалам книг Рыбакова Б.А.

О Роде Культура, Мифология, Традиции, Длиннопост

Лига историков

13.4K поста49.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения