Новости образования
Листая новостные ленты, натолкнулся на такую вот занимательную новость.
«В красноярском лицее отказались от оценок»
http://krsk.sibnovosti.ru/society/363177-v-krasnoyarskom-litsee-otkazalis-ot-otsenok
Новость небольшая и не в масштабах всей державы, но, на мой взгляд, крайне занимательная.
Приведу некоторые моменты.
В лицее №9 «Лидер» в Красноярске отказались от оценок и ввели безотметочную систему.
Директор лицея Ирина Осетрова пояснила, что выставление оценок никак не стимулирует детей к обучению и развитию. Многие школьники начинают бояться преподавателей, а также плохих оценок. Успехи «отличников», напротив, формируют негативное отношение к учебному процессу.
Казалось бы, на этом можно дальше тему не развивать, а просто придать огласке аудитории Pikabu, но очень хочется привести цитату руководителя лицея.
«Детям не ставятся отметки в цифровом варианте. Но им в дневниках пишут развернутые пояснения по каждому заданию. Например, тот или иной ученик усвоил одну тему, но не понял другую. Учитель об этом пишет. Родители и ребенок понимают, над чем нужно поработать. В конце четверти ученик получает отметку в виде цифры по контрольной работе и образовательной игре. Последняя построена на пройденных темах»
Вы знаете, школу я закончил уже скоро как двадцать лет назад, но при этом прекрасно помню, как проходил у меня процесс обучения, в том числе и работа над ошибками. Мне и тогда и сейчас кажется, что понять, в чем ты неправ, позволяет домашнее задание. Чем больше в нем исправлений красной рукой и чем ниже оценка, тем яснее ситуация. Помню, как сидел с мамой над заданиями, и она помогала мне разобраться, почему и где я ошибался. И представляете, мы обходились без развернутых пояснений учителя.
Идея этого лицея кажется мне несколько сомнительной по следующим причинам.
Причина первая. Преподаватели.
Больше всего меня печалит участь преподавателей лицея. Так уж случилось, что я некоторым образом знаком с профессией учителя. Эти вечные составления планов, проверки тетрадей подготовки открытых уроков и т.д. и т.п. В наше время еще и масса отчетов. Теперь же преподавателям предлагается (а скорее всего, приказывается) давать РАЗВЕРНУТЫЕ пояснения по КАЖДОМУ заданию, КАЖДОМУ ученику. И это в нагрузку ко всей остальной деятельности. И даже если предположить, что в классе совсем немного учеников, то это все равно звучит несколько пугающе. Опять же будет интересно, какие формулировки и в каком объеме придется применять.
Причина вторая. Ученики.
Всегда считал, что дополнительно, самостоятельно (или же в данном случае, с родителями) разобраться с темой и понять что к чему, чем банально зазубрить сделанные конспекты. Задача для учеников будет упрощена и не придется искать решение собственными мозгами. Для родителей это возможно и плюс, меньше времени на занятия с ребенком, но плюс ли это для учеников? Я вот лично сомневаюсь.
Теперь о том стимулирует ли выставление оценок к развитию и обучению. При внедрении этой идей возможно и сотрется грань между двоечником и отличником, но не начнет ли тогда уже отличник негативно относиться к учебному процессу. Какой смысл упираться когда этого никто не оценит? На протяжении целой четверти ты не будешь ощущать, что твои старания выделяют тебя из остальных. Скучно. Так и тщеславие с завышенной самооценкой в себе не разовьешь.
Прекрасно помню как в школе, написав диктат на «Хорошо», был несказанно горд своим достижением, ведь диктанты мне давались особенно тяжело. А что было бы сейчас. Преподаватель сделал бы меньше замечаний к написанному мной и никак не оценил плоды моего труда? Вроде как смог написать текст до конца – уже неплохо.
А как быть с дневниками? Раньше что бы не получить ремня от отца, достаточно было в дневниках, используя накопленные поколениями знания, исправить злосчастную двойку, на куда как менее страшную тройку. А сейчас? Исправить «Ваш сын допустил двадцать семь грамматических ошибок в диктанте. Особенно сложно ему дается понимание того где пишется - ться, а где - тся» на «Ваш сын отлично справляется на моих уроках» гораздо сложнее. Но это конечно шутка.
Причина третья. Родители.
Как понять насколько хорошо идут дела в школе у твоего ребенка, если не видишь отметок? Возможно, к развернутым пояснениям к темам урока учителя будут давать развернутые пояснения к успеваемости вашего ребенка. Так и рисует воображение картину:
- Мать! Как там, у Кольки дела в школе?
- Плохо, Миш, опять у него в дневнике одни развернутые пояснения!
Или вот так:
- Мам, ну мам, купи мне вон ту игру!
- Ты сначала хотя бы неделю без пояснений в дневнике приходи!
Оно конечно может быть и удастся из этого начинания выжать, что то дельное, но только я боюсь, как бы эту идею с энтузиазмом не подхватило наше Министерство образования, а то ведь они даже такое сомнительное нововведение могут испортить.