Несколько подробностей о «Потоке» — мультфильме, получившем «Оскар»2
Об идее, озвучке и анимации животных, особенностях кадра и эффекте вовлечённости, продуманности и метафоричности мультфильма.
«Поток» — мультфильм латвийского режиссёра Гинтса Зилбалодиса. Снят в бесплатной программе для создания 3D графики Blender.
Сюжет мультика можно описать так: обычный кот пытается пережить глобальное наводнение. Плавание в лодке, знакомство с другими животными и множество иногда забавных, а иногда опасных ситуаций прилагаются.
Прежде всего, об идее и создании «Потока».
Гинтс Зильбалодис думал о мультфильме про кота ещё в старшей школе. Изначально проект планировался как маленькая история о страхе котика перед водой — настолько простая и универсальная, что любой человек понял бы её и без диалогов. Так в 2012 году появилась короткометражка Aqua.
Годы спустя, вернувшись к этой идее, Зильбалодис решил добавить в сюжет взаимодействие с другими животными. Таким образом, кот сталкивался бы сразу с двумя страхами: боязнью воды и боязнью чужаков. Эти два элемента могли бы пересекаться: когда пушистый герой был бы напуган кем-то незнакомым, водная стихия тоже бы выглядела более устрашающей и опасной; и наоборот, если бы кот успокаивался и сближался с кем-то, вода становилась бы умиротворяющей и по-своему красивой.
При этом Зильбалодис по-прежнему придерживался идеи создать историю без диалогов. По его мнению, говорящие животные, как в некоторых других мультфильмах, становились слишком похожими на людей. Настоящий кот бы ни с кем не разговаривал, настоящий кот бы видел мир слишком большим для него и настоящий кот бы не понимал причину наводнения — поэтому она не объясняется и зрителю.
Анимировать животных в «Потоке» оказалось не так-то просто.
Несмотря на то, что в распоряжении у команды Зильбалодиса было множество видео с котами — какие-то брались из интернета, а какие-то прямо из дома, — быстро выяснилось, что если досконально повторять движения животных, они каким-то образом становятся от этого менее реалистичными. Например, кошки почти не двигают зрачками — обычно вместо этого они поворачивают всю голову к источнику звука. Постоянные дёрганные движения головой в мультфильме выглядели бы не слишком удачно, поэтому аниматором приходилось искать баланс между реалистичностью и выразительностью.
Другой пример такого баланса — капибара. Для записи движений и звуков аниматоры «Потока» посещали зоопарк, но оказалось, что «голос» реальной капибары звучит высоко и вообще не очень приятно. Так что в итоге капибару «озвучил» детёныш верблюда.
При создании мультфильма Зильбалодис хотел как можно сильнее погрузить зрителя в происходящее.
Не последнюю роль в этом сыграло виртуальное положение камеры. Зильбалодис называет камеру чуть ли не ещё одним персонажем мультфильма. То, как она следует за животными, как её сносит потоком воды, как она двигается, будто управляемая настоящим человеком, — всё это создаёт эффект вовлечённости, словно зритель всегда находится в гуще событий.
Ещё один интересный момент — детализация. Для усиления погружения Зильбалодис много времени уделил проработке фонов и окружающей среды. Реалистичное отображение волн и трепет листвы на деревьях — всё для того, чтобы зритель почувствовал и поверил в происходящее. А вот животные, наоборот, сделаны менее детализированными: Зильбалодис считает, что так зритель подключит воображение и спроецирует образ собственного кота или собственного пса на персонажей мультфильма — это сделает просмотр более личным и эмоциональным.
Животные из «Потока» никак не могли оказаться вместе.
Дело в том, что, за исключением кота и лабрадора, у остальных пассажиров лодки есть строго определённый ареал обитания. Капибары проживают в Южной Америке, лемуры — на Мадагаскаре, а птицы-секретари — в южной части Африки. То есть, эти виды не пересекаются между собой.
Единственным логичным объяснением было бы то, что где-то неподалёку находится зоопарк и что при наводнении звери смогли сбежать из него. Но и тут больше вопросов, чем ответов. Где тогда другие виды? Если все люди пропали, то кто тогда мог содержать зоопарк?
Так что, на мой взгляд, самым правильным решением будет воспринимать «Поток» сугубо метафорически. Ну или вообще не париться над смыслом и просто наслаждаться приключениями кота.
О продуманности «Потока».
Несмотря на то, что какой-то конкретный смысл из «Потока» выловить довольно сложно, мультфильм не оставляет впечатления непродуманности. Наоборот, всё в нём распланировано от начала и до конца — и особенно это видно в некоторых повторяющихся элементах.
Например, приглянувшаяся лемуру бутыль появлялась ещё в самом начале, в доме кота. Да и потом не раз проплывала мимо героев — ещё до того, как попасть в цепкие лапы обезьянки.
Кит тоже появляется не единожды. Он будто сопровождает кота на протяжении всего путешествия: мелькает вдали, спасает от утопления, подталкивает лодку волной и, в конце концов, оказывается на берегу. Возможно, это какой-то вариант местного божества, всегда приходящего на помощь?
А если продолжить разговор о божествах, мистике и теориях, то нельзя не вспомнить одну из вершин, связанную с птицей-секретарём. Эти горы — постоянно в поле зрения, почти в любом пейзаже мультфильма. Авторы «Потока» словно с самого начала показывают на их важность, раз за разом.
О шансах на «Оскар».
«Поток» вообще не должен был получить «Оскар». Подавляющее большинство профессиональных критиков и букмекеров ставили на победу мультфильма «Дикий робот» от DreamWorks. И это выглядело логично: «Дикий робот» получился красочнее, увереннее и доступнее как для критиков, так и для детей. В «Потоке» дети увидят просто интересные приключения милого кота, а в «Диком роботе» прямым текстом проговариваются идеи пацифизма, важности дружбы и семьи.
Однако, заветная статуэтка всё-таки досталась коту из «Потока», который не только пережил наводнение, но и обошёл Pixar, Disney и DreamWorks. И принёс первый в истории Латвии «Оскар».
А ещё месяц назад в честь главного героя «Потока» установили памятник в Риге. Как выяснилось сейчас — абсолютно заслуженно.


Спасибо за внимание. Любите котиков и хорошие мультфильмы.









Всё о кино
31.2K постов63.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.