Мир фильма "Она", 2013 ("Her")
Недавно случайно впервые посмотрел фильм "Она" с Хоакином Фениксом. И осознал, что картина вызывает у меня непонятное лёгкое раздражение, которое я смог осознать лишь к концу просмотра.
Романтическую составляющую фильма, игру актёров, пророческую мысль о развитии искусственного интеллекта и сюжет в целом оставлю за скобками. Мне некомфортен изображённый на картине мир.
Возможны спойлеры.
Единственное прилагательное, которое я могу ему подобрать - "соевый".
Как ещё назвать мир, где главный герой Теодор работает на абсолютно бесполезной, слезливой работе - придумывать тексты личных писем. Он ничего не производит, не делает никаких расчётов, не занимается хоть сколько нибудь творчеством, за которое могут платить в нормальном мире - и таких сотрудников там целый офис! Да что там офис, все жители города, которого в фильме достаточно много, как будто тоже только и делают, что занимаются бесполезным мимимишным творчеством и ходят на выставки, в рестораны и парки. Ни одного дорожного рабочего на улице, доставщика, полицейского или даже водителя такси в фильме я не заметил - как будто город существует сам по себе, на энергии творчества, взаимопонимания и взаимоуважения. Разве что официантка была на пару минут, но и та как будто бы в свободное время рисует картины фекалиями, на что стабильно находятся покупатели, или что-то подобное.
И Теодор даже умудряется выпустить книгу с его избранными работами, сочинёнными им письмами - но ведь в логичном мире ни одно издательство не возьмётся за такое сомнительные дело от нонейма, каким бы проникновенным и эмоциональным не был текст его писем.
Его подруга Эми занимается своим проектом - записывает многочасовые видео с собственной спящей матерью. Цель проекта - что-то о том, чтобы показать важность сна. В каком нормальном мире это может вызвать хоть какой-то интерес у кого-либо?
Когда в этом мире появляются ИИ операционки, тут же появляются и люди, которые бесплатно предоставляют свои тела для секса с посторонними людьми - чтобы ИИ могли имитировать секс с настоящим человеком, к которому испытывают чувства. Эти люди делают так просто во имя любви, потому что уважают чувства ИИ. И никто этому не удивляется и не осуждает.
И вообще никто из окружающих не высказывает никакого удивления или сомнения в действиях никого другого ни в каких ситуациях. Все вокруг приторно, ненатурально, избыточно уважают и ценят друг друга, никто не на нарушает порядка, не ведёт себя вызывающе, не указывает другим, не вмешивается ни в чью жизнь и как будто бы не делает вообще ничего, что может вызвать негатив. Единственной проблемой этого мира остаются чувства.
Эта соевость пронизывает и наполняет весь мир фильма, от этого никуда не деться, это чувство сопливости, избыточной нежности и болезненности сопровождало меня всё время просмотра.
Да даже компьютерные игры, в которые Теодор играет в перерывах между неловким голосовым сексом и неудачными попытками секса настоящего, - стимуляторы бега и материнства с гэгами и приколюшками. Не шутер, не что-то подобное, где есть намёк на экшен и насилие.
По идее, в теории, это звучит как отличный мир. Но он вызывает у меня раздражение, не прям что печёт, конечно, но почему то смотреть на такой мир немного неприятно. В этом мире как будто задавили человеческую природу в угоду тотальной толерантности и заботы о нежных чувствах всех подряд - и всех это устраивает. Думаю, такое будущее мне бы не понравилось.
