Методики принятия решений - 2
Очень часто сложно принять решение, которое будет устраивать всех заинтересованных, и при этом быть логическим и выполнимым. Для подобных случаев давно придуманы спец. методики. С помощью них, возможно принятие адекватных решений в любой сфере, начиная от выбора пиваса на вечер, заканчивая управлением государством.
В прошлой публикации было ознакомление с методикой "Мозговой Штурм" сегодня разберем алгоритм принятия решений более сложный, но и заметно более эффективный.
«метод Уолта Диснея»
Цель: поиск новых и оригинальных идей, способов решения задач.
синонимы: «стратегическая модель НЛП», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод мозгового штурма», «шляпы Эдварда де Боно» (мальчики не смейтесь!), «метод синектики»;
Принцип: систематизированный ролевой поиск решения на основе знаний и опыта одного или нескольких экспертов;
Достоинства: эффективен для поиска и проработки решения оригинальных идей;
Недостатки: практикующие его индивидуально или в группе должны быть экспертами в своей области;
Применение: техника подходит как для коллективной, так и для индивидуальной работы;
комментарий: для овладения техникой обязательно наличие воображения и очень желательна природная артистичность, так как без подобных способностей трудно представить себя в разных образах «мечтателя», «реалиста» и «критика» для плодотворной работы с идеями; сольное применение техники проигрывает перед групповым использованием: коллектив экспертов способен на большее количество качественных идей, да и разделение по ролям может быть естественным (по «призванию»).
Техника применения:
Метод может использоваться как индивидуально, так и в группе. В варианте группового применения участники занимают позиции 4-х ролей.
1. Мечтатель играет роль творческого человека, энтузиаста, который предлагает разнообразные, возможно даже нереальные варианты решения проблемы. Человек или группа находясь в этой стадии генерируют идеи, как в Мозговом Штурме, критика запрещена. Только генерация идей, в том числе бредовых.
2. Реалист занимает трезвую и прагматичную позицию и предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет какие шаги нужны для реализации решений проблемы. Человек или группа находясь в этой стадии ищет способы решения идей предложенных "Мечтателем".
3. Критик пытается оценить ценность идей, находит ошибки в предложенном и идентифицирует слабые места в предыдущих предложениях. Человек или группа находясь в этой стадии критикует решения группы "Реалист", усиливает решение имеющие право на жизнь.
Во время ролевой игры участники могут циклически изменять свои роли и продолжать обсуждение проблемы до тех пор, пока решение не будет найдено.
Пример:
Задача: Что будем есть на ужин?
Мечтатель: пасту, сгоняем за пельменями, жена приготовит борщ, закажем пиццу.
Реалист:
- Паста. Есть макароны, мясо, грибы, специи, смогу приготовить за 30 мин.
- Сгоняем за пельменями. В магазине у дома пачка стоит 200 руб, соусы и хлеб вроде есть.
- Жена приготовит борщ. Продукты все есть, если муж поможет нашинковать овощи то сможем приготовить за 1 час.
- Закажем пиццу. В почтовый ящик кидали пару буклетов пиццерий, и мне советовали ещё одну, нужно выбрать где закажем и какую. Минимальная цена доставки от 500 руб. время 1 час.
Критик
- Паста. Быстро, с минимальными затратами. Неплохая идея.
- Сгоняем за пельменями. Надоели уже, да и на улице жуткий холод. Отпадает.
- Жена приготовит борщ. Если приготовим, то нам хватит и на завтра. И вкусно. Есть я ещё не сильно хочу, потерпим час пока готовим. Хорошая идея.
- Закажем пиццу. Можно заказать ещё пиваса и поставить на загрузку фильм, пока они всё это везут. Но жаба душит отдавать им 1,5 крубля.
В итоге к концу цикла есть 3 проработанные идеи с решениями понятные всем участникам. Выбрать оптимальную не составит труда.
Всем спасибо за внимание!
В прошлой публикации было ознакомление с методикой "Мозговой Штурм" сегодня разберем алгоритм принятия решений более сложный, но и заметно более эффективный.
«метод Уолта Диснея»
Цель: поиск новых и оригинальных идей, способов решения задач.
синонимы: «стратегическая модель НЛП», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод мозгового штурма», «шляпы Эдварда де Боно» (мальчики не смейтесь!), «метод синектики»;
Принцип: систематизированный ролевой поиск решения на основе знаний и опыта одного или нескольких экспертов;
Достоинства: эффективен для поиска и проработки решения оригинальных идей;
Недостатки: практикующие его индивидуально или в группе должны быть экспертами в своей области;
Применение: техника подходит как для коллективной, так и для индивидуальной работы;
комментарий: для овладения техникой обязательно наличие воображения и очень желательна природная артистичность, так как без подобных способностей трудно представить себя в разных образах «мечтателя», «реалиста» и «критика» для плодотворной работы с идеями; сольное применение техники проигрывает перед групповым использованием: коллектив экспертов способен на большее количество качественных идей, да и разделение по ролям может быть естественным (по «призванию»).
Техника применения:
Метод может использоваться как индивидуально, так и в группе. В варианте группового применения участники занимают позиции 4-х ролей.
1. Мечтатель играет роль творческого человека, энтузиаста, который предлагает разнообразные, возможно даже нереальные варианты решения проблемы. Человек или группа находясь в этой стадии генерируют идеи, как в Мозговом Штурме, критика запрещена. Только генерация идей, в том числе бредовых.
2. Реалист занимает трезвую и прагматичную позицию и предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет какие шаги нужны для реализации решений проблемы. Человек или группа находясь в этой стадии ищет способы решения идей предложенных "Мечтателем".
3. Критик пытается оценить ценность идей, находит ошибки в предложенном и идентифицирует слабые места в предыдущих предложениях. Человек или группа находясь в этой стадии критикует решения группы "Реалист", усиливает решение имеющие право на жизнь.
Во время ролевой игры участники могут циклически изменять свои роли и продолжать обсуждение проблемы до тех пор, пока решение не будет найдено.
Пример:
Задача: Что будем есть на ужин?
Мечтатель: пасту, сгоняем за пельменями, жена приготовит борщ, закажем пиццу.
Реалист:
- Паста. Есть макароны, мясо, грибы, специи, смогу приготовить за 30 мин.
- Сгоняем за пельменями. В магазине у дома пачка стоит 200 руб, соусы и хлеб вроде есть.
- Жена приготовит борщ. Продукты все есть, если муж поможет нашинковать овощи то сможем приготовить за 1 час.
- Закажем пиццу. В почтовый ящик кидали пару буклетов пиццерий, и мне советовали ещё одну, нужно выбрать где закажем и какую. Минимальная цена доставки от 500 руб. время 1 час.
Критик
- Паста. Быстро, с минимальными затратами. Неплохая идея.
- Сгоняем за пельменями. Надоели уже, да и на улице жуткий холод. Отпадает.
- Жена приготовит борщ. Если приготовим, то нам хватит и на завтра. И вкусно. Есть я ещё не сильно хочу, потерпим час пока готовим. Хорошая идея.
- Закажем пиццу. Можно заказать ещё пиваса и поставить на загрузку фильм, пока они всё это везут. Но жаба душит отдавать им 1,5 крубля.
В итоге к концу цикла есть 3 проработанные идеи с решениями понятные всем участникам. Выбрать оптимальную не составит труда.
Всем спасибо за внимание!